Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эклектика как переходный период к новой архитектуре
До XIX в. развитие мировой архитектуры протекало в условиях, когда в отдельных странах или историко-культурных регионах смены стилевых этапов происходили по своим внутренним закономерностям и не совпадали друг с другом ни по времени, ни по формам. Вплоть до XIX в. не было объективных предпосылок для формирования стиля, выходящего за пределы сложившихся в прошлом культурных регионов и имеющего тенденцию к перерастанию в глобальную стилевую систему. Такие объективные предпосылки стали впервые формироваться лишь в XIX в. в процессе сложения мирового капиталистического рынка и усиления культурного общения народов различных стран и континентов. Если с этой точки зрения оценить процессы развития архитектуры XIX в., т. е. если видеть в них наряду с художественным упадком, внедрением новой техники и формированием новых типов зданий также и изменение соотношения национального, регионального и интернационального, то в этих процессах можно усмотреть важный и закономерный этап перехода от эпохи зональных (региональных) стилей к сформировавшейся уже в XX в. глобальной стилевой системе. Анализируя архитектурные сооружения и проекты середины XIX - начала XX в.. трудно выявить закономерности, общие с процессами развития стилей прошлого. Однако вполне возможно, что переход от классицизма к эклектике знаменовал собой не только переход от одного стиля к другому и даже не смену одной группы стилей другой группой, а завершение целой эпохи в развитии мировой архитектуры и наступление новой эпохи со своими стилевыми и иными закономерностями развития. Стихия эклектики вырвала архитекторов середины XIX в. из привычного круга форм и композиционных приемов классики. Нельзя отрицать, что эклектика способствовала снижению уровня художественного вкуса в архитектуре, но в то же время она привела к существенному расширению диапазона вкусов, в чем проявилось стремление к интеграции архитектуры, к преодолению узконациональных или региональных традиций. Эклектика способствовала разрушению многих складывавшихся веками стереотипов и представлений, она как бы расшатала вкусы архитекторов, заказчиков и потребителей, сделав их более восприимчивыми к архитектуре других культурных регионов, и резко расширила географию используемых архитектурных форм (формы Запада использовались в архитектуре Востока, и наоборот), подготовив почву для появления глобальных архитектурных стилевых направлений.
Разрушив старые догмы, эклектика способствовала известной психологической раскованности творческих поисков архитекторов. Однако возведение в ранг профессионального мастерства умения приспосабливать композиционные приемы и формы почти любого стиля прошлого к функционально-конструктивной основе современного здания не могло не сказаться на самом профессиональном методе архитектора, особенно в художественных вопросах. Формирование национальных особенностей архитектуры того или иного народа, а также развитие зональных (региональных) стилей было следствием сложных объективно-субъективных процессов развития архитектуры. отражением влияния комплекса различных факторов. Однако во второй половине XIX в. стиль и национальные особенности стали пониматься не как результаты таких процессов. а как цель, которую может и должен ставить поиски собой архитектор. Начались интенсивные поиски " нового стиля", попытки создания " национального стиля". Делались эти попытки и в России. Петровские реформы привели к усилению культурных контактов с Западом. В русскую архитектуру хлынули формы европейской архитектуры, образовав своеобразную эклектическую смесь начала XVIII в. Затем на протяжении ста лет сменяли друг друга стили; основанные на классическом ордере, - барокко Растрелли, классицизм, ампир. Многие десятилетия русская допетровская архитектура оставалась за пределами осваиваемого творческого наследия, по отношению к ней долго действовал " эффект отталкивания" - повышенно критическое отношение к иному в стилевом отношении предыдущему периоду в развитии архитектуры. В середине XIX в. картина изменилась. Допетровская архитектура постепенно выходила из временной " полосы отталкивания", а " эффект отталкивания" стал действовать уже по отношению ко всей группе ордерных стилей. Сначала обратились к византийским истокам древнерусской архитектуры (К. А. Тон), затем уже стали осваивать наследие народного зодчества (И. А. Ропет) и архитектуры XVI - XVII вв., а в конце XIX в. начались национально-романтические поиски. В 1902 г. Игорь Грабарь дал такую оценку поисков " русского стиля" в XIX в.: " Начиная с Тона, мы усиленно принимаемся сочинять в " русском стиле". И боже, как сочиняем! Забавнее всего то, что как только мы что-нибудь сочиним, так и славим на весь мир, что вот уж и найдена Русь. Нашел ее Тон, и все поверили, что это и есть Русь, потом нашел Шервуд. И опять поверили. Курьезнее всех Ропетовский эпизод. Этому поверил даже такой тонкий человек, как С. И. Мамонтов. И все верили Ропетовским петушкам. Потом явилась Стасовская Русь, и уж казалось, что это и есть самая настоящая. Явились Московские ряды, Игумновский дом, а Руси все нет как нет" 1. Сквозь эклектику как бы прорывались, сменяя друг друга, различные " русские стили", представлявшие собой откровенную стилизацию на тему допетровской архитектуры. 1. Мир искусства.-1902.- № 3.- С. 51-55.
|