Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стена Искандера
Этот поход «покорителя мира» вошел в устные предания многих народов Востока, отразившись наиболее ярко в бессмертных творениях перса Фирдоуси, азербайджанца Низами и узбека Навои. Фирдоуси посвящает Александру значительную часть великой поэмы «Шахнаме», Низами – окончание своей «Пятерицы» – «Искандер-наме». Навои же отразил в «Стене Искандера» главное, по мнению народов Востока, деяние Александра Македонского – строительство многокилометровой каменной стены, защитившей эти народы от таинственных северных соседей. Согласно преданиям Среднего Востока, Искандер двинулся на Север, в Страну Мрака, населенную народами йаджудж и маджудж, упоминаемых в Библии, как гог и магог. Говорится о них и в Коране в рассказе о подвигах Зу-л-Карнайна, то есть Двурогого. В народном сознании этот мифический герой давно ассоциировался с личностью Александра Македонского, также прозванного Двурогим за приписываемый ему молвой рогатый шлем. Этот герой восточного эпоса, подобно Александру, но уже по воле Аллаха, обладая невиданной властью, совершает поход к пределам мира. Там, на далеком Севере, Зу-л-Карнайн тоже сталкивается с ужасными и нечестивыми народами йаджудж и маджудж, терроризировавшими туземное население и желавшими ринуться во владения правоверных. Чтобы не допустить этого, Зу-л-Карнайн сооружает в северных пределах земли непреодолимую стену, скрепляя камень расплавленным железом. По мнению древних, каждый из йаджудж и маджудж имел по четыре глаза: по два на лбу и на груди. Тела были покрыты густой шерстью. Уши свисали до плеч. И разговаривали они между собой на никому не понятном языке, похожем одновременно на змеиное шипение и птичий свист… Эти описания, к слову, весьма схожи с портретами пришельцев в известных фантастических романах или рассказах очевидцев НЛО. Как уже было сказано, жили йаджудж и маджудж где-то на Крайнем Севере, что и отражено на средневековых персидских и арабских картах. А остатки легендарной защитной стены должны находиться в Сибири, в обширном пространстве от Алтая до Уральских гор и Ледовитого океана. Сохранились многочисленные, довольно подробные описания арабских путешественников, посетивших средневековую Сибирь. Валерий Демин в книге «В поисках колыбели цивилизации», выпущенной издательством «Вече», приводит рассказ арабского географа Сихаба эддин ибн Фалдаллах ал-Умари (1300 – 1348), который пишет, ссылаясь на купца Бадрэддина ал-Хасан ал-Руми: «Страны Сибирские и Чулыманские (вдоль реки Камы) прилегают к Башкырдам (башкирам)… Купцы наших стран не забираются дальше города Булгара; купцы Булгарские ездят до Чулымана, а купцы Чулыманские ездят до земель Югорских, которые на окраине Севера. Позади их уже нет поселений, кроме большой башни, построенной Искандером на образец высокого маяка; позади ее нет пути, а находятся только мраки... пустыни и горы, которых не покидают снег и мороз; над ними не восходит солнце…» Существуют и более ранние свидетельства. В «Книге путей и стран», принадлежащей географу Ибн Хордадбеху (820 – 912), приведен рассказ еще одного арабского купца – Саллама ат-Тарджумана, побывавшего на территории Южной Сибири и Урала и потом проследовавшего на Север. Именно он своими глазами видел руины многочисленных городов и как всякий правоверный мусульманин посчитал, что виновниками их разрушения могли быть только легендарные йаджудж и маджудж: «После 26-дневного пути наш караван достиг местности, где почва была черной и источала отвратительное зловоние. К счастью, мы соблюли предосторожность и запаслись уксусом для борьбы со зловонием. 10 дней мы ехали по этой стране, а затем еще 20 дней по местности, где все селения были разрушены. Нам сказали, что это остатки поселений, которые подверглись нападению йаджудж и маджудж и были совершенно ими опустошены. Наконец мы достигли крепостей, построенных рядом с горой, по ущельям которой проходила стена. В этих крепостях живет народ, говорящий (т.е. понимающий) по-арабски и по-персидски. Затем мы достигли города, называемого Ика… Город имеет железные ворота, вокруг него имеются пашни, а в городе есть мельницы. Это тот самый город, где поселился Зу-л-Карнайн со своим войском, между городом и стеной расстояние в три дня пути. На всем протяжении пути от города до стены, которую достигаешь на третий день, расположены крепости и селения… Затем мы достигли высокой горы, на которой возвышались крепость и стена, построенная Зу-л-Карнайном. Там между двумя горами есть ущелье, ширина которого 200 локтей. Оно является дорогой, через которую вышли и рассеялись по земле йаджудж и маджудж. Фундамент стены заложили на глубине тридцати локтей с помощью железа и меди, затем поставили две опоры... Вся постройка состоит из железных плит...» В сказаниях хантов и ненцев можно найти свидетельства о том, что в местах их расселения по берегам среднего течения Оби и Иртыша в древности стояли города, покрытые медными куполообразными крышами, напоминающие и современные крытые стадионы, и лунные базы фантастов. Трудно определить, к какой исторической эпохе относились подобные сооружения. Тем не менее, речь здесь может идти только об этносах, предшествовавших современным хантам. Ибо ханты никогда не знали металлургического производства. А на берегах этих сибирских рек до сих пор встречаются остатки древних городищ, где археологи находят скопления железного шлака, свидетельствующие о древней выплавке металлов. Быть может, именно здесь для защиты обитателей именно этих древних поселений возводил Александр Македонский легендарную стену, как это описано у Фирдоуси в знаменитой поэме «Шахнаме»: От страшных яджуджей – маджуджей страна Отныне на веки веков спасена. Весь край Искандеровой славной стеной Был так огражден от напасти лихой. Ограждая себя от внезапных нападений йаджудж и маджудж, Александр Македонский создает одновременно и базу для реализации главной цели своего похода на Север – обретение абсолютного оружия. Впрочем, трудно сказать, какая из целей северных странствий Александра была главной. Ведь была еще и третья составляющая Великой триады – тайна вечной молодости и бессмертия. Потому и продолжал неотступно продвигаться на Север великий полководец к погибшей когда-то под толщами воды арктической прародине, где за полярным кругом, в царстве полярной ночи возможно хранился источник «живой воды» – эликсир бессмертия и вечной молодости. Низами описывает его так: Есть завеса пред Севером Крайним; и где-то За завесою ключ, полный жизни и света. Вечный Мрак – вот названье сей темной глуши, И Живая Вода в этой льется тиши. Кто коснуться источника будет во власти, – Упасет свои дни от смертельной напасти... В полный мрак, покидая суровую муть, За Живою Водою все тронулись в путь.
Данная страница нарушает авторские права?
|