Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Красная дорика И. Фомина
В Петрограде с его Академией художеств позиции традиционалистских архитектурных течений были более прочными, чем в Москве. Наиболее авторитетным зодчим среди неоклассиков бесспорно был И. Фомин. В отличие от Жолтовского он видел в классическом ордере не систему композиционных приемов и средств гармонизации архитектурного образа, а набор взаимосвязанных между собой архитектурных форм, составляющих в совокупности своеобразный архитектурный язык, с помощью которого архитектор может разрабатывать любую тему. Пропорциям же отдельных элементов ордера и здания в целом он не придавал такого значения, как Жолтовский, считая, что гармоничная композиция - это не следствие использования определенных пропорциональных закономерностей, а результат творческой интуиции архитектора. Опираясь на художественные традиции классического ордера. Жолтовский и Фомин подчеркивали в них различные стороны: первый видел главное в закономерностях пропорционирования и гармонизации архитектурной композиции, второй - в архитектурном языке ордера. В первые послереволюционные годы Фомин не считал необходимым как-то трансформировать этот ордерный архитектурный язык, считая вполне возможным использовать традиционные формы, отбирая, однако, те из них, которые, по его мнению, более соответствовали духу эпохи и потребностям нового заказчика - рабочего класса. Он отказывается от широко использовавшихся им в предреволюционные годы коринфского и ионического ордеров и переходит на дорику (в решении внешнего облика), создавая торжественные и наполненные суровой силой композиции (конкурсные проекты Дворца рабочих и крематория в Петрограде, оба в 1919).
Возглавляя архитектурную мастерскую при Петроградском Совете и ведя большую педагогическую работу одновременно в двух учебных заведениях (Политехническом институте и Академии художеств), Фомин сплачивает вокруг себя в 1918-1920 гг. группу молодых архитекторов и студентов, объединенных общим стремлением развивать в новых условиях традиции русского классицизма конца XVIII - начала XIX в. В эту группу, которую условно можно назвать " школа Фомина", входили А. Гегелло, Г. Симонов. Л. Тверской, Н. Троцкий, Е. Левинсон, И. И. Фомин и др. В первой половине 20-х годов Фомин продолжает свои эксперименты осовремениванию классического ордера. В эти годы он еще действовал медотом отбора - среди многочисленных традиционных форм, возникших на протяжении многовекового развития классического ордера, он отбирает наиболее простые и " героические", стремясь на их основе создать новый пролетарский стиль (" красную дорику"). Он широко использует орические пилястры (театр Корша, 1923) и тосканский ордер (" Аркос", 1924). Уже в эти годы Фомин делает первые попытки упростить формы классического ордера, что было, по-видимому, связано с его увлечением простыми символическими геометрическими формами при проектировании памятников и монументов (1921-1924).
|