Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция ливанской Республики






Выполнила Ларченко Дарья, гр. 26Юм154

КОНСТИТУЦИИ СТРАН МИРА

(Ливан, Ливия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мавритания, Маврикий)

КОНСТИТУЦИЯ ЛИВАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

23 мая 1926 года с поправками:

 

17 октября 1927 года

8 мая 1929 года

9 ноября 1943 года

7 декабря 1943 года

21 января 1947 года

22 мая 1948 года

24 апреля 1976 года

21 сентября 1990 года

ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

ПРЕАМБУЛА

 

Одобрена конституционным законом 21 сентября 1990 года.

 

А. Ливан является суверенным, свободным и независимым государством, Родиной своих сынов, с унитарной формой территориального устройства, с проживающим населением и его институтами в границах, закрепленных данной конституцией и подтвержденных международными соглашениями.

 

Б. Ливан по своей принадлежности является частью арабского мира и одним из основателей и активных участников Лиги арабских государств и приверженцем ее соглашений. Ливан является также активным членом Организации Объединенных Наций, который придерживается ее принципов и положений Всеобщей декларации прав человека. Государство осуществляет эти принципы по веем па правлениям и но всех областях деятельности без исключения.

 

В. Ливан является демократической парламентском республикой, основанной на уважении публичных свобод, и в первую очередь свободы мнений и совести, на социальной справедливости и равенстве прав и обязанностей всех граждан без каких-либо различий и привилегий.

 

Г. Народ является источником власти и обладает суверенитетом, который осуществляется через конституционные институты.

 

Д. Государственный строй основан на принципе разделения властей, их равновесии и сотрудничестве.

 

Е. Экономическая система является либеральной и гарантирует личную инициативу и частную собственность.

 

Ж. Равное культурное и социально-экономическое развитие всех регионов страны является фундаментальной основой единства государства и стабильности его институтов.

 

3. Основной национальной задачей является отмена конфессиональной системы, для реализации кою рой необходимо совместное претворение в жизнь поэтапного плана.

 

И. Территория Ливана является единой для всех ливанцев. Каждый ливанец имеет право прожинать и любой части территории страны и находиться под защитой суверенитета закона. Запрещена любая дискриминация населения, основанная на каких-либо привилегиях, разделении, различиях или принуждении.

 

К. Никакая власть не является легитимной, если она противоречит основам общественной жизни.

 

Глава 1. Государство и его территория.

 

Статья 1.

 

В редакции конституционного закона 9 ноября 1943 года.

 

Ливан является независимым, унитарным и суверенным государством. Границами Ливана являются его современные границы:

 

На севере: от устья Нар-аль-Кабир линия, следующая по течению этой реки до слияния с ее притоком Уадэ-Кхалед против Джиз-аль-Камар.

 

Па востоке: от линии, де-факто разделяющей долины Уадэ Кхалед и Нар аль Асси (Оронто) и пересекающей деревни Миссра, Харбана, Хайт-Эббеш-Файссан, против деревень Брита и Матрабах, граница следует по северному краю Баальбека в северо-восточном и юго-восточном направлениях, оттуда вдоль Баальбека, Бекаа, Хазбайя и Рашайа.

 

На юге: современные южные границы по Тиру и Мар-джаюну.

 

На западе: Средиземное море.

 

Статья 2.

 

Никакая часть территории Ливана не может быть отчуждена или уступлена.

 

Статья 3.

 

Границы административных округов не могут быть изменены иначе как по закону.

 

Статья 4.

 

Великий Ливан – республика. Его столица – Бейрут.

 

Статья 5.

 

В редакции конституционного закона 7 декабря 1943 года.

 

Флаг Ливана состоит из трех горизонтальных полос: между двумя красными полосами — одна белая. Ширина белой полосы в два раза больше ширины каждой из красных полос. В центре белой полосы расположено зеленое кедровое дерево, которое занимает одну треть этой полосы и прикасается верхушкой и основанием к соответственным красным полосам.

 

Глава 2. Ливанцы. Их права и обязанности

 

Статья 6.

 

Ливанское гражданство, его приобретение, сохранение и утрата определяются законом.

 

Статья 7.

 

Все ливанцы равны перед законом. Они пользуются на равных основаниях гражданскими и политическими правами и на равных основаниях несут общественные обязанности и повинности без всяких различий.

 

Статья 8.

 

Свобода личности гарантируется и охраняется. Никто не может быть арестован или заключен в тюрьму иначе как в соответствии с предписаниями закона. Никакие правонарушения и никакие наказания не могут устанавливаться иначе как законом.

 

Статья 9.

 

Свобода совести является абсолютной. В отношении почитания Всевышнего Бога государство уважает все религии и вероисповедания и гарантирует своей защитой свободное отправление религиозных культов при условии соблюдения общественного порядка. Государство гарантирует также всем религиозным общинам уважение к их установлениям о личном статуте и религиозным интересам.

 

Статья 10.

 

Преподавание свободно, если оно не нарушает общественный порядок и добрые нравы и не затрагивает достоинства существующих в государстве религий и вероисповеданий. Не допускается нарушение нрава религиозных общин иметь свои школы при условии соблюдения ими общих положений, установленных государством в отношении народного образования.

 

Статья 11.

 

В редакции конституционного закона 9 ноября 1943 года.

 

Официальным национальным языком является арабский. Закон устанавливает случаи, когда может применяться французский язык.

 

Статья 12.

 

Все ливанцы имеют доступ ко всем публичным должностям в соответствии с их заслугами и способностями, согласно условиям, определяемым законом. Специальный закон определяет статус государственных служащих в соответствии с ведомством, к которому они принадлежат.

 

Статья 13.

 

Свобода выражать свои мысли в устной или письменной форме, свобода печати, собраний и образования союзов гарантируется в рамках, установленных законом.

 

Статья 14.

 

Жилище неприкосновенно. Никто не может в него проникать иначе как в предусмотренных законом случаях и в предписанном порядке.

 

Статья 15.

 

Собственность находится под защитой закона. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как для общественной пользы и в случаях, установленных законом при обязательной выплате справедливого возмещения.

 

ЧАСТЬ 2. ВЛАСТИ.

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 16.

 

В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.

 

Законодательная власть осуществляется только одним органом – Палатой депутатов.

 

Статья 17.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

Исполнительная власть принадлежит Совету министров, который осуществляет ее согласно положениям, установленным настоящей Конституцией.

 

Статья 18.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

Законодательная инициатива принадлежит Палате депутатов и Совету министров. Никакой закон не может быть промульгирован, если он не был одобрен Палатой депутатов.

 

Статья 19.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

Учреждается Конституционный Совет для проверки конституционности законов и статутов, касающихся конфликтов и жалоб, связанных с проведением президентских и парламентских выборов. Право обращения в Конституционный Совет относительно конституционности законов принадлежит Президенту Республики, Председателю Палаты депутатов, председателю Совета министров или десяти членам Палаты депутатов, а также главам религиозных общин, действующих легально, по вопросам особенностей их личного статуса, свободы совести, отправления религиозных культов и свободы религиозного образования.

 

Правила организации Конституционного совета, его функционирования, состава и материального обеспечения устанавливаются специальным законом.

 

Статья 20.

 

Судебная власть, обеспечивающая судьям и участникам судебного разбирательства необходимые гарантии, осуществляется судами различных инстанций и юрисдикции в порядке, установленном законом.

 

Закон устанавливает пределы и условия несменяемости судей. При отправлении правосудия судьи независимы. Постановления и приговоры всех судов выносятся и приводятся в исполнение от имени ливанского народа.

 

Статья 21.

 

Избирателем является ливанский гражданин, достигший двадцати одного года и отвечающий требованиям, установленным избирательным законом.

 

Глава 2. Законодательная власть.

 

Статья 22.

 

Отменена конституционным законом 17 октября 1927 года и восстановлена конституционным законом 21 сентября 1990 года.

 

После выборов первого состава Палаты депутатов, которые должны проходить на общенациональной, а не на конфессиональной основе, будет сформирован Сенат, где будут представлены все духовные общины; а сфера его полномочий будет ограничена только вопросами, представляющими основные национальные интересы.

 

Статья 23.

 

Отменена конституционным законом 17 октября 1927 года.

 

Статья 24.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

Палата депутатов состоит из депутатов, избираемых в количестве и на условиях, определяемых действующими избирательными законами.

 

До принятия Палатой депутатов закона о выборах без конфессионального разграничения правила заседаний Палаты будут устанавливаться в соответствии со следующими нормами:

 

а). Равенство между христианами и мусульманами.

 

б). Пропорциональное представительство каждой из этих двух религиозных общин.

 

в). Пропорциональное представительство регионов.

 

В исключительном случае и только один раз на парламентские места, вакантные к дате публикации данного закона, а также места, которые будут определены законом о выборах, по принципу равного представительства между христианами и мусульманами, согласно Национальному пакту, депутаты будут назначены на должность поименно и только один раз Правительством Национального согласия большинством в две трети.

 

Из6ирательный закон устанавливает порядок применения этой статьи.

 

Статья 25.

 

В редакции конституционного закона 21 января 1947 года.

 

В случае роспуска Палаты депутатов декрет о роспуске должен предусматривать назначение новых выборов, которые должны проводиться в соответствии со статьей 24 не позднее чем через три месяца со дня роспуска Палаты.

 

Глава 3. Палата депутатов. Общие положения.

 

Статья 26.

 

В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.

 

Местопребывание Палаты депутатов и органов исполнительной власти – город Бейрут.

 

Статья 27.

 

В редакции конституционного закона 21 января 1947 года.

 

Член Палаты депутатов представляет весь народ. Избиратели не могут связывать мандат депутата какими-либо условиями или ограничениями.

 

Статья 28.

 

В редакции конституционного закона 8 мая 1929 года.

 

Мандат депутата и пост министра могут быть совмещены. Министры могут назначаться из числа как депутатов, так и лиц, не являющихся депутатами.

 

Статья 29.

 

В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.

 

Закон устанавливает случаи дисквалификации депутатов.

 

Статья 30.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

Только самим депутатам принадлежит право проверять действительность их мандатов. Избрание депутата не может быть признано недействительным, если большинство в две трети голосов Палаты не выскажется за это.

 

Эта статья будет отменена с момента учреждения Конституционного Совета и принятия соответствующего закона, регулирующего порядок его деятельности.

 

Эта статья прекратила свое действие в связи с принятием закона № 250 от 14 июля 1993 года, учредившего Конституционный Совет и порядок его деятельности.

 

Статья 31.

 

В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.

 

Заседание Палаты депутатов вне рамок установленного законом сессионного времени – незаконно и в силу этого недействительно.

 

Статья 32.

 

В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.

 

Палата созывается каждый год на две очередные сессии. Первая сессия открывается в первый вторник после 15 марта и закрывается в конце мая. Вторая сессия открывается в первый вторник после 15 октября для обсуждения и принятия в первую очередь государственного бюджета. Эта сессия продолжается до конца года.

 

Статья 33.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

Открытие и закрытие очередных сессий, как правило, должно происходить в сроки, установленные статьей 32.

 

Президент Республики по согласованию с главой правительства может созывать Палату депутатов на чрезвычайные сессии путем издания декрета, устанавливающего начало и окончание таких сессий и их повестку дня. Президент Республики обязан созвать Палату депутатов на чрезвычайную сессию, если этого требует абсолютное 6ольшинство всего состава членов Палаты.

 

Статья 34.

 

В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.

 

Заседания Палаты являются действительными при условии присутствия большинства ее членов.

 

Решения принимаются большинством голосов. В случае разделения голосов поровну решение по данному вопросу отклоняется.

 

Статья 35.

 

В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.

 

Заседания Палаты являются открытыми. Однако она может собираться и на закрытые заседания по требованию правительства или пяти членов Палаты. Палата затем решает, должно ли обсуждение по этому предмету осуществляться в открытом заседании.

 

Статья 36.

 

Голосование осуществляется голосом или путем вставания, кроме случаев, когда происходят выборы, голосование в этих случаях тайное.

 

По законам в целом и по вопросу о доверии голосование всегда производится поименно и голосом.

 

Статья 37.

 

В редакции конституционного закона 8 мая 1929 года.

 

Каждый депутат имеет право поставить вопрос о недоверии правительству во время очередных и чрезвычайных сессий. Это требование не подлежит обсуждению и не может ставиться на голосование до истечения по крайней мере пяти дней после его внесения в бюро Палаты депутатов и доведения его до сведения соответствующих министров.

 

Статья 38.

 

В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.

 

Любой законопроект, отклоненный Палатой, не может быть вновь представлен на той же сессии.

 

Статья 39.

 

В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.

 

Ни один член Палаты не может быть подвергнут судебному преследованию за свои мнения или взгляды, высказанные им во время срока его полномочий.

 

Статья 40.

 

В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.

 

Ни один члены Палаты не может быть во время сессии подвергнут судебному преследованию ими арестован по обвинению в уголовном преступлении без согласия Палаты, кроме случая захвата на месте.

 

Статья 41.

 

В редакции конституционного закона 21 января 1947 года.

 

В случае вакантности мандата депутата выборы для его замещения проводятся не позднее чем через два месяца. Полномочия нового депутата действительны лишь до истечения срока полномочий того депутата, которого он замещает.

 

Выборы для замещения вакансии не проводятся, если до срока истечения полномочий Палаты остается не больше шести месяцев.

 

Статья 42.

 

В редакции конституционного закона 21 января 1947 года.

 

Очередные выборы для обновления состава Палаты депутатов проводятся в течение 60 дней, предшествующих истечению срока ее полномочий.

 

Статья 43.

 

В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.

 

Палата депутатов принимает свой внутренний регламент.

 

Статья 44.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

На открытии первой сессии вновь избранной Палаты депутатов председательствует старейший по возрасту член Палаты, а секретарями являются два самых молодых члена Палаты. Палата осуществляет выборы Председателя и заместителя председателя Палаты отдельными бюллетенями путем тайного голосования по мажоритарной системе абсолютного большинства присутствующих депутатов. При голосовании в третьем туре для избрания достаточно относительного большинства, а в случае равенства полученных голосов, избранным считается старший по возрасту кандидат.

 

При открытии вновь избранной Палаты депутатов, а также при открытии ежегодной октябрьской сессии Палата проводит выборы двух секретарей путем тайного голосования и большинством, установленным в первом параграфе данной статьи.

 

Палата депутатов может только один раз, через два года после выбором Председателя и заместителя председателя при открытии первого заседания, отказать в доверии Председателю или заместителю председателя большинством в две трети общего состава своих членов по требованию, выдвинутому не менее десятью депутатами. В этом случае Палата депутатов должна немедленно собраться на заседание, чтобы заполнить образовавшуюся вакансию.

 

Статья 45.

 

В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.

 

Члены Палаты голосуют.лично. Голосование по доверенности не допускается.

 

Статья 46.

 

В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.

 

Палате принадлежит исключительное право поддерживать порядок на своих заседаниях при посредстве своего Председателя.

 

Статья 47.

 

В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.

 

Все обращения в Палату могут быть представлены только в письменной форме. Обращения в устной форме или во время заседаний Палаты воспрещаются.

 

Статья 48.

 

В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.

 

Вознаграждение членов Палаты определяется законом.

 

Глава 4. Исполнительная власть.

 

1. Президент Республики.

 

Статья 49.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

Президент Республики является главой государства и символом единства страны. Он заботится об уважении конституции и сохранении независимости Ливана, его единства и целостности его территории согласно положениями настоящей Конституции. Он возглавляет Высший совет безопасности. Президент является Верховным главнокомандующим вооруженными силами, которые находятся в подчинении Совета министров.

 

Президент Республики избирается в первом туре Палатой депутатов большинством в две трети голосов путем тайного голосования. Во втором туре голосования достаточно набрать лишь абсолютное большинство голосов. Срок полномочий Президента – шесть лет. Он может быть переизбран на этот пост только по прошествии шести лет после окончания срока своих полномочий.

 

Никто не может быть избран Президентом Республики, если он не отвечает требованиям, установленным для избрания членом Палаты депутатов и не препятствующим возможности быть избранным на этот пост.

 

Высшие должностные лица и служащие первой категории или аналогичного статуса во всех правительственных и публичных учреждениях, а также другие должностные лица не могут быть избраны в период выполнения ими своих должностных обязанностей, а также в течение двух лет после выхода в отставку, прекращения выполнения своих обязанностей или ухода на пенсию.

 

Статья 50.

 

До вступления в должность Президент Республики приносит перед парламентом следующую присягу на верность ливанской нации и Конституции: «Клянусь Всемогущим Богом соблюдать Конституцию и законы ливанского народа, охранять независимость Ливана и целостность его территории».

 

Статья 51.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

Президент Республики промульгирует законы в сроки, установленные настоящей Конституцией после их одобрения Палатой депутатов и обеспечивает их публикацию. Он не может изменять ни содержание законов, ни порядок расположения статей.

 

Статья 52.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

Президент Республики ведет переговоры о заключении международных договоров и ратифицирует их по согласованию с председателем правительства. Эти договоры считаются ратифицированными только после одобрения их Советом министров. Правительство информирует о них Палату депутатов как только интересы и безопасность государства это позволяют. Договоры, касающиеся государственных финансов, торговые договоры и все другие договоры, которые не подлежат денонсированию по окончании каждого года, не могут быть ратифицированы, пока они не одобрены Палатой депутатов.

 

Статья 53.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

1. Президент Республики по своему усмотрению может председательствовать в Совете министров, не принимая участия в голосовании.

 

2. Президент Республики утверждает предложенную кандидатуру главы правительства после консультаций с Председателем Палаты депутатов и на основе обязательных парламентских консультаций, о результатах которых его официально информирует Председатель Палаты.

 

3. Президент единолично подписывает декрет о назначении Председателя Совета министров.

 

4. Президент подписывает по согласованию с Председателем Совета министров декрет о формировании правительства, его отставке или выходе в отставку отдельных министров.

 

5. Президент издает декрет об отставке правительства или освобождении от должности.

 

6. Президент передает в Палату депутатов законопроекты, представленные ему Советом министров.

 

7. Президент аккредитует послов и принимает их аккредитацию.

 

8. Президент председательствует на официальных мероприятиях и присуждает государственные награды путем издания специальных декретов.

 

9. Президент своим декретом осуществляет помилование. Амнистия может быть осуществлена только путем принятия специального закона.

 

10. Президент непосредственно обращается с посланиями в Палату депутатов в случае необходимости.

 

11. Президент может предложить на рассмотрение Совета министров любой вопрос, не включенный в повестку дня заседания правительства.

 

12. В исключительных случаях но согласованию с Председателем правительства Президент может созвать заседание Совета министров, если сочтет это необходимым.

 

Статья 54.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

Акты Президента Республики скрепляются подписью Председателя правительства и соответствующего министра или министров, за исключением декрета о назначении Председателя правительства и отставке правительства или действия, рассматриваемого как отставка.

 

Декрет, касающийся промульгации закона должен быть контрассигнован Председателем правительства.

 

Статья 55.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

Президент Республики имеет право в случаях, указанных в статьях 65 и 77 настоящей Конституции, потребовать от Совета министров роспуска Палаты депутатов до окончания срока ее полномочий. Если Совет министров решает распустить Палату депутатов, Президент Республики подписывает декрет о роспуске. В этом случае выборы проводятся согласно статье 25 Конституции и новая Палата созывается в течение пятнадцати дней после объявления результатов выборов. Бюро Палаты продолжает заниматься текущими делами до выборов нового состава Палаты.

 

В случае, если выборы не могут состояться в сроки, указанные статьей 25 Конституции, декрет о роспуске рассматривается как недействительный и не вступивший в силу и Палата депутатов продолжает свою работу согласно положениям Конституции.

 

Статья 56.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

Президент Республики промульгирует законы, окончательно принятые, в течение месяца после передачи их правительству и обеспечивает их публикацию. Что касается законов, обнародование которых специальным решением Палаты объявлено срочным, то Президент должен их промульгировать в течение пяти дней и обеспечить их опубликование.

 

Президент издает декреты и обеспечивает их опубликование. Он может потребовать у Совета министров пересмотра любого принятого решения в течение пятнадцати дней после передачи Президенту Республики. Если Совет министров поддерживает принятое ранее решение или в установленный срок декрет не был промульгирован или возвращен, решение или декрет рассматриваются как вступившие в силу и должны быть опубликованы.

 

Статья 57.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

В установленный для промульгации законом срок Президент Республики может после информирования Совета министров потребовать – но не более одного раза нового рассмотрения закона, в чем ему не может быть отказано. При использовании этого права он обязан промульгировать этот закон лишь в том случае, если этот закон был принят Палатой при вторичном обсуждении абсолютным большинством голосов списочного состава депутатов.

 

Если в установленный срок декрет не был промульгирован или возвращен, он рассматривается как вступившим в законную силу и должен быть опубликован.

 

Статья 58.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

Президент Республики может по декрету, изданному с одобрения Совета министров, ввести в действие любой законопроект, который был уже ранее объявлен правительством срочным согласно декрету о передаче его для обсуждения в Палату, принятому с одобрения Совета министров и по которому Палата не приняла решения в течение сорока дней после включения его в повестку дня пленарного заседания и его обсуждения.

 

Статья 59.

 

В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.

 

Президент Республики может отсрочить заседания Палаты на срок не свыше одного месяца. Он не может делать этого дважды в одну и ту же сессию.

 

Статья 60.

 

В редакции конституционного закона 21 января 1947 года.

 

Президент ответствен в период своего пребывания в должности только в случае нарушения им предписаний Конституции или государственной измены. Его ответственность за нарушение обыкновенных законов определяется общими законами. За такие правонарушения, равно как и за нарушения предписаний Конституции и за государственную измену, обвинение против него может возбуждаться только Палатой депутатов по решению, принятому большинством в две трети всех ее членов. Судебное разбирательство ведет Верховный суд в соответствии со статьей 80. Функции государственного обвинителя при Верховном суде осуществляются судьей, назначаемым каждый год общим собранием Верховного суда.

 

Статья 61.

 

В случае возбуждения обвинения против Президента он отстраняется от исполнения своих о6язанностей, и пост Президента остается вакантным до решения Верховного суда.

 

Статья 62.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

В случае вакансии поста Президента Республики по какой-либо причине полномочия Президента Республики временно осуществляются Советом министров.

 

Статья 63.

 

Вознаграждение Президента Республики устанавливается законом. Оно не может быть уменьшено или увеличено в течение срока его президентства.

 

2. Председатель Совета министров.

 

Статья 64.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

Председатель Совета министров является главой правительства. Он представляет правительство и выступает от его имени.

 

Он является ответственным за осуществление общей политики, проводимой Советом министров, обладает следующими полномочиями:

 

1. возглавляет Совет министров, является Вице-президентом Высшего Совета безопасности;

 

2. проводит парламентские консультации перед формированием правительства и подписывает вместе с Президентом Республики декрет о формировании правительства. В течение тридцати дней после опубликования данного декрета правительство представляет Палате депутатов правительственную программу для получения вотума доверия. До вынесения вотума доверия, а также после отставки или после действий, квалифицируемых как отставка, правительство не может осуществлять в полном объеме свои полномочия, а занимается только текущими оперативными вопросами;

 

3. представляет общую политику правительства в Палате депутатов;

 

4. подписывает вместе с Президентом Республики все декреты, за исключением декрета о назначении главы правительства, а также декрета, касающегося отставки правительства или рассматриваемого как отставка;

 

5. подписывает декреты о созыве чрезвычайной сессии, декреты, промульгирующие законы или возвращающие их на повторное рассмотрение Палатой депутатов;

 

6. созывает Совет министров и устанавливает повестку дня. Предварительно информирует Президента Республики о намечаемых к обсуждению вопросах, а также о наиболее важных вопросах, которые намечено обсудить;

 

7. следит за деятельностью административных и государственных органов, осуществляет координацию

деятельности Министров и определяет основные направления его деятельности для обеспечения лучшего выполнения работы;

 

8. проводит рабочие совещания с действующими партиями в присутствии заинтересованного министра.

 

3. Совет министров

 

Статья 65.

 

В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.

 

Исполнительную власть осуществляет Совет министров, который выступает в качестве органа, которому подчинены вооруженные силы. Совет министров осуществляет, в частности, следующие полномочия:

 

1. формулирует общую политику государства во всех областях, разрабатывает законопроекты и регламентные декреты и принимает необходимые решения для их реализации;

 

2. следит за выполнением законов и регламентом и контролирует деятельность всех государственных органов без исключения: административных, гражданских, военных и органов безопасности.

 

Конституция Ливии 1951 г. (частично действует)

Действует в части, не противоречащей новому революционному законодательству Ливии.

Обнародована “Национальным Учредительным Собранием”

7 октября 1951 г.

Отменена военным переворотом

1 сентября 1969 г.

Преамбула

Во имя Господа милосердного и милостивого

Мы, представители народа Ливии из Киренаики, Триполитании и Феццана, собравшиеся по воле Господа в городах Триполи и Бенгази на Национальное Учредительное Собрание. Пришли к согласию и решили сформировать союз(1) между нами под короной Короля Мухаммеда Идриса аль-Махди ас-Сенусиi, которому нация предложила корону и который был объявлен конституционным королём Ливии данным Национальным Учредительным Собранием. И решили установить демократическое независимое суверенное государство, которое должно гарантировать национальное единство, обеспечивать средства общей обороны, установление правосудия, гарантировать принципы свободы, равенства и братства и укреплять экономический и социальный прогресс и всеобщее благополучие. И с верой в Господа, Владыку Вселенной, нижеследующим готовим и постановляем данную Конституцию для Королевства Ливии.(2).

(1) Федеральный режим, отменённый Законом № 1 от 1963 г.

(2) Имя государства поправлено и читается “Королевство Ливии” законом №. 1 от 1963 г.

Глава 1

Государственная форма и система правления

Статья (1)

Ливия является свободным независимым суверенным государством. Ни её суверенитет, ни любая часть из её территорий не может быть уступлена.

Статья (2)

Ливия является государством, имеющим наследственную монархию, а её система правления является t is представительной. Его имя – “Королевство Ливии”.

 

Статья (3)

Королевство Ливии является частью арабской родины и африканского континента..

Статья (4)

Границы Королевства Ливии следующие: -

На Севере: Средиземное море

На Востоке: Объединённые Арабские Эмираты и республика Судана.

На Юге: республика Судана, Чад, Нигер и Алжир.

На Западе: республики Туниса и Алжира.

Статья (5)

Ислам является государственной религией..

Статья (6)

Государственная эмблема и национальный гимн должны предписываться законом.

Статья (7)

Национальный флаг должен иметь следующую форму и размеры: -

Его длина должна быть в два раза больше ширины, он должен быть разделён на три параллельные цветные полосы, вверху – красную, по центру – чёрную, и внизу – зелёную, чёрная полоса должны иметь площадь, равную двум остальным полосам вместе взятым, в её центре должен быть расположен белый полумесяц, между двумя концами которого должна быть пятиконечная белая звезда..

Глава II

Права людей

Статья (8)

Каждое лицо, проживающее в Ливии и не имеющее другого гражданства и не являющееся подданным другого государства, должно считаться ливийцем, если оно соответствует одному из следующих условий:

(1) оно было рождено в Ливии.

(2) один из его родителей был рождён в Ливии.

(3) он проживает беспрерывно в Ливии на протяжении не менее десяти лет.

 

Статья (9)

Согласно нормам статьи (8) данной Конституции, условия, необходимые для получений ливийского гражданства, должны определяться законом. Подобный закон должен давать возможность эмигрантам ливийского происхождения, проживающим заграницей, а также их детям, и гражданам арабских стран, а также иностранцам, проживающим в Ливии и которые по вступлению в силу данной Конституции прожили беспрерывно в Ливии на протяжении не мене десяти лет. Лица последней категории могут выбрать ливийское гражданство в соответствии с условиями, предписанными законом, при том условии, что они подают заявку на него в течение трёх лет с 1ого января 1952 года..

Статья (10)

Никто не может одновременно с ливийским иметь какое-либо другое гражданство.

Статья (11)

Ливийцы должны быть равны перед законом. Они должны иметь равные гражданские и политические права, возможности, без различия по религии, убеждениям, расе, языку, состоянию, происхождению или политическим и социальным взглядам.

Статья (12)

Личная свобода должна гарантироваться, и все должны иметь право на равную защиту законом.

Статья (13)

Никого нельзя принуждать к труду насильно кроме как в соответствии с законом в случаях чрезвычайного положения, катастрофы или обстоятельств, несущих угрозу безопасности всего или части населения.

Статья (14)

Все должны иметь право прибегать к Судам в соответствии с нормами закона.

Статья (15)

Любой обвиняемый в преступлении должен иметь презумпцию невиновности, пока не доказана его вина в соответствии с законом на суде, где он имеет гарантии, необходимые для своей защиты. Процесс должен быть открытым кроме исключительных случаев, предписанных законом.

 

Статья (16)

Никого нельзя арестовать, задержать, заключить под стражу или обыскивать кроме случаев, предписанных законом. Никого ни при каких обстоятельствах нельзя подвергать пыткам или унизительному наказанию.

Статья (17)

Преступление может быть установлено, а наказание предписано только в случае, если указанные наказания предусмотрены за данные преступления, предписанное наказание не должно быть тяжелее, чем наказание, применяемое во время совершения преступления.

Статья (18)

Ни один ливиец не может быть депортирован из Ливии ни при каких обстоятельствах, никому нельзя запретить проживать в каком-либо районе или заставить проживать в определённом месте или запретить переезд в Ливии кроме случаев, предписанных законом.

Статья (19)

Жилые дома неприкасаемы; в них нельзя входить или обыскивать, кроме случаев и процедур, предписанных законом.

Статья (20)

Тайна писем, телеграмм, телефонных разговоров, а также любой корреспонденции в какой бы форме и через какие бы средства она не протекала, должна гарантироваться, она не должна подвергаться цензуре или задержке кроме случаев, предписанных законом.

Статья (21)

Свобода вероисповедания должна быть абсолютной. Государство должно уважать все религии и вероисповедания и обеспечивать иностранцам, проживающим на его территории, свободу вероисповедания и право свободно практиковать религию в степени, не нарушающей общественный порядок и мораль.

Статья (22)

Должна гарантироваться свобода мысли. Все должны иметь право на выражение своего мнения и опубликование его любыми средствами и методами. Но данная свобода не может злоупотребляться способом, противоречащим общественному порядку и морали.

Статья (23)

Свобода прессы и печати должна гарантироваться в рамках закона.

Статья (24)

Все должны иметь свободу использовать любой язык в своих частных делах или религиозных или культурных вопросах или в прессе или на общественных собраниях.

Статья (25)

Право мирных собраний гарантируется в рамках закона.

Статья (26)

Должно гарантироваться право мирных ассоциаций. Выполнение этого права должно быть регулировано законом.

Статья (27)

Лица должны иметь право обращаться к государственным властям посредством писем, подписанных ими в связи с вопросами, которые касаются их, однако лишь организованные органы или лица из области юстиции могут обращаться к властям от имени группы лиц.

Статья (28)

Каждый ливиец должен иметь право на образование. Государство должно обеспечить распространение образования посредством установления государственных школ и частных школ, учреждение которых оно может разрешить под своим надзором, для ливийцев и иностранцев.

Статья (29)

Преподавание не должно быть ограничено, пока оно не составляет нарушение общественного порядка и не противоречит морали. Государственное образование должно регулироваться законом.

Статья (30)

Элементарное образование должно быть обязательным для ливийских детей обоих полов; элементарное и начальное образование в государственных школах должно быть бесплатным.

Статья (31)

Собственность должна быть неприкосновенной. Владельцу нельзя помешать распоряжаться своей собственностью, кроме как в рамках закона. Собственность любого лица нельзя экспроприировать, кроме как в государственных интересах и в случаях и образом, установленным законом и при том условии, что такое лицо получает справедливую компенсацию.

Статья (32)

Наказание в форме полной конфискации имущества должно быть запрещено..

Статья (33)

Семья является основой общества и должна иметь право на защиту государством. Государство также должно защищать и поощрять брак.

Статья (34)

Работа является одним из основных элементов жизни. Она должна защищаться государством и быть правом всех ливийцев. Любое работающее лицо должно иметь на справедливое вознаграждение.

Статья (35)

Государство должно делать всё возможное, чтобы обеспечить подходящий уровень жизни для каждого ливийца и его семьи.

Глава III

Часть I

Полномочия Федерального правительства ((Статьи 36 и 37))

Часть II

Совместные полномочия ((Статьи 38 and 39))

Целая данная глава, включающая статьи 36, 37, 38 и 39 была отменена законом No1 от 1963 г.

Глава IV

Общие полномочия

Статья (40)

Суверенитет должен принадлежать Господу, и только по высочайшей воле Господа он может быть передан нации со всеми остальными полномочиями.

Статья (41)

Законодательные полномочия исполняются Королём в союзе с парламентом. Король обнародует законы, одобренные парламентом в соответствии с процедурой, предписанной данной Конституцией.

 

Статья (42)

Исполнительная власть выполняется Королём в рамках данной Конституции..

Статья (43)

Судебные полномочия должны выполняться Верховным Судом и другими судами в рамках данной Конституции в соответствии с законом и от имени Короля.

Глава V

Король

Статья (44)

Согласно нормам статьи 40, суверенитет должен быть возложен на нацию в содружестве с Королём Мухаммедом Идриса аль-Махди ас-Сенусиi и после него его наследниками мужского пола по старшинству и степени родства.

Статья (45)

Трон Королевства передаётся по наследству в соответствии с двумя Королевскими Указами, обнародованными 22ого числа месяца сафара в 1374 Хиджры и 25 числа месяца раби-ас-сани в 1376 год Хиджры соответственно. Каждый из этих двух указов, регулирующих восхождение на трон, должны иметь такую же силу как и статья данной Конституции.

Статья (46)

В случае смерти Короля и освобождения трона из-за отсутствия преемника Короля или если преемник не был назначен, Сенат и Палата Представителей должны сразу же провести совместное заседание – без созыва – для назначения преемника в течение двух дней; по крайней мере. три четверти членов обеих палат должны присутствовать, и голосование должно осуществляться открыто большинством двух третей присутствующих членов. Если выбор не может быть осуществлён в указанное время, две палаты должны совместно сделать выбор на одиннадцатый день, в присутствии абсолютного большинства членов каждой з двух палат и пропорциональным большинством. Если Палата Представителей распущена, старая палата должна немедленно собраться до выбора Короля.

Статья (47)

До вступления в свои конституционные полномочия, Король должен принять следующую присягу перед совместной сессией Сената и Палаты Представителей: -

“Клянусь Всемогущим Господом соблюдать Конституцию и законы страны и посвятить все свои усилия сохранению независимости Ливии и защите безопасности своей территории”.

Статья (48)

Если Король желает выехать за границу Ливии или если обстоятельства мешают или временно задерживают его выполнение своих конституционных полномочий, он может назначить одного или более заместителей для выполнения таких обязанностей и выполнения прав и полномочий, которые Король может делегировать своему заместителю или заместителям.

Статья (49)

Король достигает совершеннолетия после достижения возраста восемнадцати лунных лет.

Статья (50)

Если Король не достиг совершеннолетия или если обстоятельства мешают или временно задерживают его выполнение своих конституционных полномочий и он сам неспособен назначить заместителя или заместителей, Совет министров должен с согласия Парламента назначить регента или Совет регентства для выполнения обязанностей Короля и выполнения его прав и полномочий до того времени, как он станет совершеннолетним или способным выполнять свои полномочия. Если парламент не на сессии, он должен быть созван. Если Палата Представителей распущена, старая Палата должна незамедлительно собраться до того времени, как назначен регент или Совет Регентства.

Статья (51)

Ни один человек не может быть назначено заместителем престолонаследника или регентом или членом Совета Регентства, если он не ливиец и не мусульманин или возрастом менее сорока лет (по григорианскому календарю); тем не менее, мужчина из королевской семьи, достигший возраста двадцати одного года лет (по григорианскому календарю) может быть назначен.

Статья (52)

Во время периода между смертью Короля и принятием конституционной присяги его престолопреемником, регентом, или членами Совета Регентства, Совет министров должен под свою ответственность выполнять конституционные полномочия Короля от имени ливийской нации.

 

Статья (53)

Регент или любой член Совета регентства не должен вступать в должность пока он не примет следующую присягу перед совместным заседанием Сената и Палаты Представителей – “Клянусь Всемогущим Господом соблюдать Конституцию и законы страны, посвящать все свои усилия сохранению её территории и быть преданным Королю.” Заместитель престола должен принимать свою присягу перед Королём или каким-либо лицом, назначенным Королём.

Статья (54)

Министр или любой член законодательного органа не может быть регентом или членом Совета регентства. Если заместитель престола является членом какого-либо законодательного органа, он не может принимать участие в деятельности этого органа во время пребывания на должности заместителя престола.

Статья (55)

Если Регент или член Совета регентства, назначенный в соответствии со статьёй 50, умирает или какие-либо обстоятельства препятствуют выполнению его обязанностей в качестве регента или члена Совета регентства, Совет министров может с согласия Парламента назначить другое лицо для его замещения в соответствии с нормами статей 51, 53 и 54.

Если Парламент не на сессии, он должен быть созван. Если Палата Представителей распущена, старая Палата должна незамедлительно собраться до того времени, как назначен регент или член Совета Регентства.

Статья (56)

Цивильный лист Короля и королевской семьи должен устанавливаться законом, его нельзя сокращать во время его правительства, однако он может быть расширен резолюцией Парламента. Закон должен установить рамки для заработной платы заместителей престола и регента, которая должна выплакиваться из Цивильного листа Короля.

Статья (57)

Судебные процедуры, которым нужно следовать в случаях дел о королевских владениях, должны регулироваться законом.

Статья (58)

Король является Верховным главой государства.

Статья (59)

Король должен быть неприкасаем. Он должен быть освобожден от всякой ответственности.

Статья (60)

Король выполняет свои полномочия через министров, и ответственность возлагается на них.

Статья (61)

Король не может принять престол вне Ливии, кроме как по согласию Парламента.

Статья (62)

Король санкционирует и обнародует законы.

Статья (63)

Король должен делать необходимые постановления для исполнения законов, не изменяя и не отменяя их осуществление.

Статья (64)

Если когда Парламент не на сессии, возникают чрезвычайные обстоятельства, требующие срочных мер, Король может принимать указы, которые будут иметь силу закона при том условии, что они не противоречат нормам данной Конституции. Такие указы должны передаваться в Парламент, и если они не одобрены ни одной палатой, их сила закона прекращается.

Статья (65)

Король должен открывать сессии Парламента, а также распускать Палату Представителей в соответствии с нормами данной конституции, и он также при необходимости может созвать совместное заседание обеих палат для обсуждения какого-либо важного вопроса.

Статья (66)

Король может по необходимости созвать Парламент для заседания на внеочередную сессию, он также должен созывать её после предоставления петиции, подписанной абсолютным большинством членов обеих палат. Король должен объявлять о закрытии внеочередной сессии.

Статья (67)

Король может откладывать сессию Парламента, однако задержка не должна превышать периода тридцати дней, одну и ту же сессию нельзя откладывать повторно без согласия обеих палат.

Статья (68)

Король является главнокомандующим вооружёнными силами Королевства Ливии, и его обязанностями являются защита суверенитета страны и безопасности её территорий. Данные вооружённые силы состоят из армии и оборонных сил.

Статья (69)

Король должен объявлять войну и заключать мир, а также вступать в соглашения, ратифицированные им после одобрения Парламента.

Статья (70)

Король должен объявить военное или чрезвычайное положение при том условии, что он предоставляет прокламацию военного положения Парламенту для решения, может ли он продолжать свою работу или его следует заменить. Если данная прокламация сделана, когда Парламент не на сессии, его нужно срочно созвать.

Статья (71)

Король должен создавать и даровать титулы, знаки отличия и другие почести, однако создание гражданских титулов должно быть запрещено.

Статья (72)

Король должен назначить премьер-министра, снимать его с поста или принимать его отставку, он должен назначать министров, снимать их с поста или принимать их отставку по предложению премьер-министра.

Статья (73)

Король должен назначать дипломатических представителей и снимать их с поста по предложению министра иностранных дел. Он должен принимать верительные грамоты глав иностранных дипломатических миссий, отправленных ему.

Статья (74)

Король должен учреждать государственную службу и назначать высоких чиновников, а также снимать их с поста в соответствии с нормами закона.

Статья (75)

Валюта должна выпускаться от имени Короля в соответствии с законом.

Статья (76)

Ни один смертный приговор, вынесенный каким-либо ливийским судом, не может быть приведён в исполнение, кроме как по согласию Короля.

Статья (77)

Король должен иметь право даровать помилование или отменить приговор.

Глава VI

Министры

Статья (78)

Совет Министров должен состоять из премьер-министра и министров, назначенных Королём по предложению премьер-министра.

Статья (79)

До вступления в должность премьер-министр и министры должны принять следующую присягу перед Королём-

“Клянусь Всемогущим Господом быть верным стране и соблюдать Конституцию и законы, также полностью принимать во внимание интересы народа.”

Статья (80)

Король может назначать министров без портфеля при необходимости.

Статья (81)

Ни один не-ливиец не может стать министром.

Статья (82)

Ни один член королевской семьи не может быть министром.

Статья (83)

Министр может в то же время быть членом Парламента.

Статья (84)

Совет министров должен нести ответственность за руководство всеми внутренними и внешними деламигосударства.

 

Статья (85)

Для удостоверения подписей Короля касательно государственных дел, они должны иметь вторую подпись премьер-министра и компетентных министров. Премьер-министр должен быть назначен и снят с поста Королевским Указом, однако министры должны быть назначены и сняты с поста указами, подписанными Королём и удостоверены подписью премьер-министра.

Статья (86)

Министры несут коллективную ответственность перед Палатой Представителей за общую политику государства, а каждый из них несёт индивидуальную ответственность за деятельность своего министерства.

Статья (87)

Если Палата Представителей большинством своих членов принимает вотум недоверия Совету Министров, Совет министров должен подписать отставку. Если решение касается одного из министров, он должен уйти в отставку.

Палата Представителей не должна рассматривать просьбу о вотуме недоверия, пока она не предоставлена пятнадцатью или более депутатами. Такая просьба не может обсуждаться кроме как после восьми дней с даты её предоставления и не может выноситься на голосование, кроме как через два дня после завершения дискуссии по ней.

Статья (88)

Министры должны иметь право посещать заседания обеих палат и должны быть выслушаны по их просьбе, они не могут принимать участие в голосовании, если они не являются членами. Они могут получить помощь любого чиновника, которого они могут выбрать из своего министерства или могут назначить такого чиновника как заместителя вместо себя. Каждая палата может при необходимости попросить какого-либо министра для посещения её заседания.

Статья (89)

В случае увольнения или отставки премьер-министра все министры считаются уволенными или ушедшими в отставку.

 

Статья (90)

Министры, пребывая на посту, не могут занимать какую-либо другую государственную должность, заниматься другой профессией или приобретать, брать в аренду какое-либо имущество, принадлежащее государству, или сдавать в аренду, продавать прямо или косвенно или принимать участие в договорённых обязательствах или торгах, назначенных Государственной Администрацией Ведомств, подпадающих под администрацию или контроль государством. Они не могут быть членами Совета директоров какой-либо компании и не могут принимать активное участие в каком-либо коммерческом или финансовом предприятии.

Статья (91)

Заработная плата премьер-министра и остальных министров должна устанавливаться законом.

Статья (92)

Закон должен предписывать гражданскую и уголовную ответственность министров и процедуру, согласно которой их можно обвинять и судить по отношению за преступления, совершённые ими при выполнении их обязанностей.

Глава VII

Парламент

Статья (93)

Парламент должен состоять из двух палат, Сената и Палаты Представителей.

Часть I: Сенат

Статья (94)

Сенат должен состоять из двадцати четырёх членов, назначенных Королём.

Статья (95)

Статья 95 отменена законом No. 1 от 1963 г.

Статья (96)

Кроме требований, предусмотренных в Избирательном праве, сенатор должен быть ливийцем и возрастом при его назначении не менее сорока лет (по григорианскому календарю)

 

Статья (97)

Президент Сената должен быть назначен Королём. Сенат должен избрать двоих вице-президентов. Результаты выборов должны быть переданы Королю на одобрение. Назначение президента и выборы вице-президентов должны быть на срок два года, президент может быть назначен повторно, а два вице-президента могут быть избраны.

Статья (98)

Срок службы Сената составляет восемь лет. Половина сенаторов должна быть заменена каждые четыре года. Сенаторы, уходящие на пенсию, могут быть назначены повторно.

Статья (99)

Сенат должен заседать в то же время, что и Палата Представителей, его сессии должны закрываться в то же время, что и Палаты Представителей.

Часть II: Палата Представителей

Статья (100)

Палата Представителей должна состоять из членов, избранных тайным голосованием в соответствии с нормами избирательного права.

Статья (101)

Количество депутатов должно устанавливаться по принципу один депутат на каждые двадцать тысяч населения или чтобы доля этого числа превышала половину.

Статья (102)

Ливийцы, достигшие возраста двадцати одного года (по грегорианскому календарю) должны иметь право на голосование по процедуре, предписанной законом. Женщины могут пользоваться данным правом в соответствии с условиями, предусмотренными законом.

Статья (103)

Депутат должен:

1. иметь возраст минимум тридцати лет ((по грегорианскому календарю);

2. быть зарегистрирован в одном из избирательных списков, а также

3. не быть членом королевской семьи помимо условий, предписанных избирательным правом.

 

Статья (104)

Срок службы Палаты Представителей должен составлять четыре года, если она не распущена ранее.

Статья (105)

На открытии каждой сессии, Палата Представителей должна избирать спикера и двух вице-президентов, имеющих право на повторное избрание.

Статья (106)

Если Палата Представителей распущена по какой-либо причине, следующая Палата Представителей не может быть распущена по той же причине.

Статья (107)

Распоряжение, по которому Палата Представителей распускается, должно призвать избирателей к проведению новых выборов в течение срока не более, чем трёх месяцев. Оно также должно предусматривать созыв новой Палаты в течение двадцати дней с завершения выборов.

Часть III: Нормы, общие для обеих палат

Статья (108)

Каждый член парламента представляет весь народ, его избиратели или орган, назначивший его, не может ограничить или обусловить его полномочия.

Статья (109)

Никто не может быть одновременно спикером и депутатом. Другие случаи несовместимости должны устанавливаться избирательным правом.

Статья (110)

Перед вступлением в должность каждый сенатор и каждый депутат должен открыто на месте заседания своей палаты принять следующую присягу: - “Я клянусь Всемогущим Господом быть верным стране и Королю, соблюдать Конституцию и законы страны и выполнять свои обязанности честно и по правде.”

Статья (111)

Каждая палата решает по поводу действительности выборов её членов в соответствии со своим регламентом при том условии, что для принятия решения о недействительности члена, требуется большинство двух третей членов палаты. Данные полномочия могут делегироваться другому органу при помощи закона.

Статья (112)

Король должен ежегодно созывать Парламент на своё очередное заседание на первой неделе ноября. При отсутствии такого созыва Парламент должен встретиться в десятый день того же месяца. Если Палата депутатов не распущена, очередная сессия должна длиться по крайней мере пять месяцев, а Король должен объявить о закрытии данной сессии.

Статья (113)

Период сессий должен быть общим для обеих палат. Если заседают обе палаты или одна из них, в неустановленное время, заседание не признается законным, и все принятые на нём резолюции лишаются юридической силы.

Статья 114

Заседания обеих палат должны быть открытыми, однако каждая палата должна по просьбе правительства или десяти её членов уходить на тайную сессию для решения проводить ли дискуссию по данному вопросу открыто или тайно.

Статья 115

Во время внеочередных сессий Парламент не должен обсуждать кроме как по согласию Правительства вопросы, отличающиеся от тех, для которых созывалась сессия.

Статья 116

Заседания одной из двух палат не считаются действительными, если на открытии заседания не присутствует большинство членов. Ни одна из двух палат не может принять решение, если во время принятия решения не присутствует большинство её представителей.

Статья 117

Кроме дел и решений, требующих квалификационное большинство, решения в каждой из палат принимаются большинством присутствующих членов. Если голоса разделились поровну, предложение под вопросом считается отклонённым.

 

Статья 118

Голосование по вопросам, вынесенным на обсуждение в каждой палате, должно осуществляться по процедуре, предписанной в регламенте.

Статья (119)

Ни одна из палат не может обсуждать законопроект до того, как его рассмотрел соответствующий комитет в соответствии со своим регламентом.

Статья (120)

Каждый законопроект, принятый одной из двух палат, должен быть передан президентом палаты в другую палату.

Статья (121)

Законопроект, отклонённый какой-либо из палат, не может выноситься на обсуждение на той же сессии.

Статья (122)

Каждый член парламента имеет право на условиях, которые должны определяться регламентом каждой палаты, адресовывать вопросы и интерпелляции министрам. Обсуждения по интерпелляции не должны проходить ранее, чем через восемь дней после её представления, кроме срочных случаев и с согласия лица, к которому обращена интерпелляция.

Статья (123)

Каждая палата должна иметь право рассматривать в соответствии со своим регламентом определённые вопросы в рамках её компетенции.

Статья (124)

Члены парламента должны иметь иммунитет относительно мнений, выраженных ими в одной из палат или её комитетах согласно нормам соответствующего регламента.

Статья (125)

Кроме случаев, когда какого-либо члена палаты не поймали с поличным, против него не может возбуждаться или продолжаться уголовное дело, его нельзя арестовывать за уголовные преступления, пока парламент на сессии без разрешения палаты, членом которой он является.

 

Статья (126)

Члены парламента, кроме занимающих правительственный пост, совместимый с членством в парламенте, не могут получать знаки отличия или медали, за исключением военных званий, знаков отличия, медалей во время пребывания на посту.

Статья (127)

Условия, по которым член парламента лишается членс


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.155 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал