Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положение основных слоёв общества






Сословия и классы в пореформенном обществе. Во второй половине XIX в. по-прежнему сохранялось сословное деление общества. В Своде законов Российской империи все городское и сельское население делилось «по различию прав состояния» на четыре главных разряда: -

- дворянство,

- духовенство,

- городских обывателей

- сельских обывателей.

Высшим, привилегированным сословием оставалось дворянство. Оно делилось на личное и потомственное. Право на личное дворянство, которое не передавалось по наследству, получали представители различных сословий, состоящие на государственной службе и имеющие низший чин в Табели о рангах. Служа Отечеству, можно было получить и потомственное, т. е. передающееся по наследству, дворянство. Для этого надо было получить определенный чин или орденскую награду. Император мог пожаловать потомственным дворянством и за успешную предпринимательскую или иную деятельность.

В разряд городских обывателей входили потомственные почётные граждане, купцы, мещане, ремесленники. К числу сельских обывателей относились крестьяне, казаки и другие люди, занимавшиеся сельским хозяйством.

Но вместе с развитием капиталистического производства все большее значение приобретала не сословная принадлежность человека, закреплённая законами, а его классовое, т. е. экономическое, положение. Оно зависело от места человека в производстве и распределении его результатов. В стране шло формирование буржуазного общества с двумя его основными классами — буржуазией и пролетариатом. В то же время преобладание в экономике России полуфеодального сельского хозяйства способствовало сохранению и двух основных классов феодального общества — помещиков и крестьян.

Рост городов, развитие промышленности, транспорта и связи, повышение культурных запросов населения приводят во второй половине XIX в. к увеличению доли людей, профессионально занимающихся умственным трудом и художественным творчеством, — интеллигенции: инженеров, учителей, врачей, адвокатов, журналистов и т. д.

 

Крестьянство. Во второй половине XIX в. крестьяне по-прежнему составляли подавляющее большинство населения Российской империи. По законам представители этой части общества значительно отличались от остальных сословий. Крестьяне, как бывшие крепостные, так и государственные, входили в состав самоуправляющихся сельских обществ — общин. Несколько сельских обществ составляли волость.

Члены общины были связаны круговой порукой в уплате налогов и выполнении повинностей. Поэтому существовала зависимость крестьян от общины, проявлявшаяся прежде всего в ограничении свободы передвижения.

На сельском сходе на 3 года избирались староста, сборщик податей и представители общины для участия в волостном сходе. Волостной сход избирал волостного старшину. На волостного старшину и сельского старосту, помимо решения текущих хозяйственных вопросов, возлагалась также и охрана порядка.

Для крестьян существовал особый волостной суд, члены которого также избирались сельским сходом. При этом волостные суды выносили свои решения не только на основе норм законов, но и руководствуясь обычаями. Зачастую эти суды наказывали крестьян за такие проступки, как неразумная трата денег, пьянство и даже колдовство. Кроме того, крестьяне подвергались некоторым наказаниям, которые давно уже были упразднены для других сословий. Например, волостные суды имели право приговаривать членов своего сословия, не достигших 60 лет, к порке. Особо безнравственных, не поддающихся перевоспитанию крестьян община имела право исключать из числа своих членов, что означало для провинившихся высылку в Сибирь.

Многовековое существование общины наложило сильный отпечаток на психологию русского крестьянина. Его сознанию были присущи коллективизм, развитое чувство справедливости. Русские крестьяне почитали старших по возрасту, рассматривая их как носителей опыта, традиций. Это отношение распространялось и на императора, служило источником монархизма, веры в «царя-батюшку» — заступника, стража правды и справедливости.

Русские крестьяне исповедовали православие. Необычайно суровые природные условия и связанная с ними напряжённая работа — страда, результаты которой не всегда соответствовали затраченным усилиям, горький опыт неурожайных лет погружали крестьян в мир суеверий, примет и обрядов.

Освобождение от крепостной зависимости принесло в деревню большие перемены. Прежде всего усилилось расслоение крестьян. Ярче стали проявляться богатство одних и бедность других. Мерилом зажиточности чаще всего являлось наличие в хозяйстве определённого количества лошадей, без которых невозможно было обрабатывать землю. Безлошадный крестьянин (если он не занимался иным, неземледельческим трудом) стал символом деревенской нищеты. В конце 80-х гг. в Европейской России 27% дворов были безлошадными. Признаком бедности считалось наличие одной лошади. Таких хозяйств было около 29%. В то же время от 5 до 25% хозяев имели до десяти лошадей. Они скупали большие земельные владения, нанимали батраков и расширяли своё хозяйство.

Отмена крепостного права привела в деревне к резкому усилению потребности в деньгах. Крестьяне должны были платить выкупные платежи и подушную подать, иметь средства на земские и мирские сборы, на арендные платежи за землю и на погашение банковских кредитов. Происходило вовлечение большинства крестьянских хозяйств в рыночные отношения. Главной статьёй крестьянских доходов была продажа хлеба. Но в силу низкой урожайности крестьяне нередко были вынуждены продавать зерно в ущерб своим собственным интересам. Вывоз хлеба за границу основывался на недоедании жителей деревни и справедливо именовался современниками «голодным экспортом».

Нищета, тяготы, связанные с выкупными платежами, недостаток земли и другие неурядицы крепко привязали основную часть крестьян к общине. Ведь она гарантировала своим членам взаимную поддержку. Кроме того, распределение земли в общине помогало выжить среднему и беднейшему крестьянству в случае голода. Наделы между общинниками распределялись чересполосно, а не сводились в одном месте. Каждый член общины имел по небольшому наделу (полосе) в разных местах. В засушливый год участок, расположенный в низине, мог дать вполне сносный урожай, в дождливые годы выручал участок на пригорке.

В то же время в общине зарождался небольшой слой земледельцев, которых стесняли общинные порядки. В деревне стало возникать противостояние двух типов общинников. Были крестьяне, приверженные традициям отцов и дедов, общине с её коллективизмом и защищённостью, а были и «новые» крестьяне, желающие самостоятельно хозяйствовать на свой страх и риск.

Происходившие перемены подрывали общинные устои. Многие крестьяне уходили на заработки в города. Длительная оторванность мужчин от семьи, от деревенской жизни и сельской работы приводила к усилению роли женщин не только в хозяйственной жизни, но и в крестьянском самоуправлении. Такие женщины меньше времени уделяли воспитанию детей, передаче им крестьянского опыта и семейных традиций. На селе появились невиданные ранее явления — разводы, усилилось пьянство. Грамотность среди сельского населения страны оставалась низкой. По данным переписи 1897 г., она составляла лишь 17, 4%.

Важнейшая проблема России накануне XX в. заключалась в том, чтобы превратить крестьян — основную часть населения страны — в политически зрелых граждан, уважающих как собственные, так и чужие права и способных к активному участию в государственной жизни.

 

Дворянство. После крестьянской реформы 1861 г. быстро шло расслоение дворянства за счёт активного притока в привилегированное сословие выходцев из других слоёв населения. В 1856 г. для предотвращения этого были повышены классы чинов, дававших право на личное и потомственное дворянство. Для получения личного дворянства теперь требовалось иметь военный чин не ниже 12-й (подпоручик) или гражданский — не ниже 9-й ступени (титулярный советник) Табели о рангах, для потомственного — 6-й для военных чинов (полковник) и 4-й для гражданских (действительный статский советник).

Тем не менее во второй половине XIX в. численность дворянства выросла: например, в 1867 г. потомственных дворян было 652 тыс., в 1897 г. — свыше 1 млн 222 тыс. Однако политическое положение дворянства несколько ослабло: при зачислении на службу все более учитывались подготовленность к ней и образование, все меньше принималось во внимание сословное происхождение. К концу XIX в. среди офицеров было 51, 2% потомственных дворян, а среди чиновников высшего и среднего звена — 30, 7%. Всего дворяне составляли 1/4 от общего количества служащих. Большая часть чиновников-дворян уже потеряла связь с землёй, жалованье стало единственным источником их существования.

Постепенно наиболее привилегированное сословие утрачивало и свои экономические преимущества. После крестьянской реформы 1861 г. площадь принадлежавшей дворянам земли уменьшалась в среднем на 0, 68 млн десятин в год. Число помещиков среди дворян сокращалось. В 1861 г. 88% дворян были помещиками, в 1878 г. — 56%, в 1895 г. — 40%. При этом почти у половины помещиков имения считались мелкими. В пореформенный период большая часть помещиков продолжала применять полукрепостнические формы ведения хозяйства и разорялась.

Одновременно часть дворян широко участвовала в предпринимательской деятельности: в железнодорожном строительстве, промышленности, банковском и страховом деле. Средства для занятия предпринимательством были получены от выкупа по реформе 1861 г., от сдачи земель в аренду и под залог. Некоторые дворяне стали владельцами крупных промышленных предприятий, заняли видные посты в компаниях, стали владельцами акций и недвижимости. Значительная часть дворян пополнила ряды владельцев небольших торгово-промышленных заведений. Многие приобрели профессии врачей, юристов, стали писателями, художниками, артистами. В то же время часть дворян разорилась, пополнив низшие слои общества.

Таким образом, упадок помещичьего хозяйства ускорил расслоение дворянства и ослабил влияние помещиков в государстве. Во второй половине XIX в. произошла утрата дворянами господствующего положения в жизни российского общества: политическая власть сосредоточилась в руках чиновников, экономическая — в руках буржуазии, властительницей дум стала интеллигенция, а класс некогда всесильных помещиков постепенно исчезал.

Буржуазия. Развитие капитализма в России вело к росту количества буржуазии. Продолжая официально числиться дворянами, купцами, мещанами, крестьянами, представители этого класса играли все большую роль в жизни страны. Среди крупнейших капиталистов-промышленников было немало выходцев из богатого купечества (Губонин, Мамонтовы), дворянства (Бобринские, Браницкие, Потоцкие, Шиповы, фон Мекк), но много было и крестьян, особенно старообрядцев (Морозовы, Рябушинские, Гучковы, Коноваловы). Начиная со времён «железнодорожной горячки» 60—70-х гг. буржуазия активно пополнялась за счёт чиновников. Входя в правления частных банков и промышленных предприятий, чиновники обеспечивали связь между государственной властью и частным производством. Они помогали промышленникам получать выгодные заказы и концессии. Злоупотребления на этой почве приобрели такой размах, что правительство было вынуждено в 1884 г. запретить высшим чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью.

Среди крупнейших отечественных предпринимателей, помимо русских, были представители многих народов России — украинцы (И. Г. Харитоненко, семья Терещенко), армяне (А. И. Манташев, С. Г. Лианозов, Гукасовы), азербайджанцы (Т. Тагиев, М. Нагиев), евреи (Б. А. Каменка, Бродские, Гинцбурги, Поляковы). В России появилось и немало иностранных предпринимателей (Нобели, Дж. Юз, Г. А. Брокар, Л. Кноп, Г. Гувер, Л. А. Уркарт).

Период складывания российской буржуазии совпал по времени с активной деятельностью народников внутри страны и с ростом революционной борьбы западноевропейского пролетариата. Поэтому буржуазия в России смотрела на самодержавную власть как на свою защитницу от революционных выступлений.

И хотя интересы буржуазии нередко ущемлялись государством, на активные действия против самодержавия она не решалась.

Долгое время недостаток культуры и образования у предпринимателей во многом восполнялся их природным умом, колоссальной энергией и огромной работоспособностью. Некоторые из основателей известных торгово-промышленных семей — С. В. Морозов, П. К. Коновалов — до конца своих дней оставались неграмотными. Но своим детям они старались дать хорошее образование, в том числе и университетское. Сыновей нередко отправляли за границу изучать торгово-промышленную практику.

Многие представители этого нового поколения буржуазии стремились поддержать учёных, представителей творческой интеллигенции, вкладывали деньги в создание библиотек, картинных галерей. Заботясь о развитии образования и здравоохранения, промышленники и торговцы открывали больницы, приюты, различные учебные заведения. Значительную роль в расширении благотворительности и меценатства сыграли А. А. Корзинкин, К. Т. Солдатенков, П. К. Боткин и Д. П. Боткин, С. М. Третьяков и П. М. Третьяков, С. И. Мамонтов.

Савва Иванович Мамонтов (1841 —1918) был потомственным купцом и предпринимателем. Он учился в Горном институте, а затем на юридическом факультете Московского университета. Мамонтов увлекался игрой в любительских спектаклях, обладал незаурядными музыкальными способностями. Несколько лет он прожил в Италии, где учился пению, изучал живопись. В 1872 г. он был избран директором общества Московско-Ярославской железной дороги. Затем строил Донецкую железную дорогу. Правительство предложило ему купить государственный Невский завод в Петербурге, производящий паровозы, вагоны и суда, в том числе и для военного министерства. Для снабжения завода отечественным сырьём Мамонтов учредил акционерное общество восточносибирских чугуно-плавильных заводов.

Мамонтов оказывал значительную помощь таким художникам, как В. А. Серов, К. А. Коровин, М. А. Врубель. Он обожал открывать новые имена в искусстве, искать молодые дарования. На сцене созданной им в Москве Частной оперы начал свои выступления великий русский певец Ф. И. Шаляпин.

В своём имении Абрамцеве Мамонтов создал уникальный художественный центр, где не только хранил собранные предметы народного творчества, но и организовал производство изделий из керамики (обожжённой глины). Абрамцево стало также своеобразным домом творчества талантливых художников России.

 

Пролетариат. Ещё одним основным классом индустриального общества являлся пролетариат. К пролетариату относились все наёмные рабочие, в том числе занятые в сельском хозяйстве и промыслах, но его ядром были фабрично-заводские, горные и железнодорожные рабочие — промышленный пролетариат. Его образование шло одновременно с промышленным переворотом. К середине 90-х гг. XIX в. в сфере наёмного труда было занято около 10 млн человек, из них промышленных рабочих насчитывалось 1, 5 млн.

Рабочий класс России имел ряд особенностей. Он был тесно связан с крестьянством. Значительная часть фабрик и заводов размещалась в сёлах, а сам промышленный пролетариат постоянно пополнялся выходцами из деревни. Рабочими становились представители разных национальностей. В России наблюдалась значительно большая концентрация пролетариата на крупных предприятиях, чем в других странах. В 1890 г. на предприятиях с числом рабочих более 100 человек было сосредоточено 3/4 всех фабрично-заводских и горных рабочих, в том числе почти половина из них работала на предприятиях, имевших 500 и более человек.

Наёмный фабричный рабочий являлся, как правило, пролетарием в первом поколении и сохранял тесную связь с деревней. Более половины пролетариев продолжали сочетать промышленный и сельскохозяйственный труд. Ритм работы на многих фабриках учитывал сельскохозяйственные нужды. Хозяева нанимали рабочих в период от Покрова (1 октября по старому стилю) до Пасхи (март — апрель), а в страду были вынуждены отпускать их для работы в деревни.

В городе многие рабочие придерживались привычных норм общинной жизни. В фабричных казармах (общежитиях) они селились не по цехам, а по губерниям и уездам, из которых приехали. Во главе рабочих из одной местности стоял мастер, который и набирал их на предприятие. Рабочие с трудом привыкали к городским условиям. Отрыв от родных мест нередко приводил к падению морального уровня, пьянству. Рабочие трудились по многу часов и, чтобы послать деньги домой, ютились в сырых и темных комнатах, плохо питались.

Выступления рабочих за улучшение своего положения в 80—90-х гг. стали более многочисленными, порой они принимали острые формы, сопровождаясь насилием над заводским начальством, разгромом фабричных помещений и столкновениями с полицией и даже с войсками. Наиболее крупной была стачка, вспыхнувшая 7 января 1885 г. на Никольской мануфактуре Морозова в городе Орехово- Зуеве.

Рабочее движение в этот период являлось ответом на конкретные действия «своих» фабрикантов: повышение штрафов, снижение расценок, принудительную выдачу зарплаты товарами из фабричной лавки и т. п. Оно носило в целом характер экономической борьбы с целью улучшения условий труда и положения рабочих. Рабочие не поднимали вопроса о своих политических правах.

Духовенство. Церковные служители — духовенство — составляли особое сословие, разделённое на чёрное и белое духовенство. Чёрное духовенство — монахи — принимало на себя особые обязательства, в том числе уход из «мира». Монахи проживали в многочисленных монастырях.

Белое духовенство жило в «миру», его главной задачей являлось осуществление богослужения и религиозная проповедь. С конца XVII в. был установлен порядок, согласно которому место умершего священника наследовал, как правило, его сын или иной родственник. Это способствовало превращению белого духовенства в замкнутое сословие.

Хотя духовенство в России принадлежало к привилегированной части общества, сельские священники, составлявшие подавляющую его часть, влачили жалкое существование, так как кормились своим трудом и за счёт прихожан, которые сами нередко едва сводили концы с концами. К тому же, как правило, они были обременены большими семьями.

Православная церковь имела свои учебные заведения. В конце XIX в. в России было 4 духовные академии, в которых обучалось около тысячи человек, и 58 семинарий, обучавших до 19 тыс. будущих священнослужителей.

Преобразования 60-х гг. затронули и православное духовенство. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли все члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только заведовали церковными делами прихода, но и должны были содействовать улучшению материального положения духовенства. В 1869—1879 гг. доходы приходских священников значительно увеличились за счёт упразднения около 2 тыс. мелких приходов и установления для них годового жалованья. Были введены пенсии по старости для священнослужителей.

Либеральный дух реформ, проводимых в сфере просвещения, коснулся и церковных учебных заведений. В 1863 г. выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты. В 1864 г. детям духовных лиц было разрешено поступать в гимназии, а в 1866 г. — в военные училища. В 1867 г. Синод принял решение о ликвидации наследственности приходов и о праве поступления в семинарии всех без исключения православных. Эти меры разрушали сословные перегородки, способствовали обновлению духовенства.

 

Интеллигенция. В конце XIX в. из более чем 125 млн жителей России 870 тыс. можно было отнести к интеллигенции. В стране было свыше 3 тыс. учёных и литераторов, 4 тыс. инженеров и техников, 79, 5 тыс. учителей и 68 тыс. частных преподавателей, 18, 8 тыс. врачей, 18 тыс. художников, музыкантов и актёров.

В первой половине XIX в. ряды интеллигенции пополнялись в основном за счёт дворян. После отмены крепостного права и реформ 60—70-х гг., сделавших образование более доступным для представителей всех чинов и званий, численность интеллигенции стала расти за счёт разночинной молодёжи. Из купцов вышли художники И. К. Айвазовский и И. И. Шишкин, композитор А. К. Глазунов, музыканты А. Г. и Н. Г. Рубинштейны. Писатель А. П. Чехов родился в семье мелкого торговца. Сыновьями сельских священников были художники В. М. и А. М. Васнецовы, историк В. О. Ключевский; историк С. М. Соловьёв был сыном московского священника. В бедных мещанских семьях родились художник И. Н. Крамской и певец Ф. И. Шаляпин. Художник И. Е. Репин был сыном военного поселенца, а В. И. Суриков происходил из сибирских казаков. Все они хорошо знали нужды и чаяния простых людей и стремились отразить их в своём творчестве.

Часть интеллигенции так и не смогла найти применения своим знаниям на практике. Ни промышленность, ни земства, ни другие учреждения не могли обеспечить занятость многим выпускникам университетов, чьи семьи испытывали материальные трудности. Получение высшего образования не являлось гарантией повышения жизненного уровня, а значит, и общественного положения. Это рождало настроения протеста.

Но помимо материального вознаграждения за свой труд, главнейшей потребностью интеллигенции является свобода самовыражения, без которой немыслимо подлинное творчество. Поэтому при отсутствии в стране политических свобод антиправительственные настроения значительной части интеллигенции усиливались.

Казачество. Появление казачества было связано с необходимостью освоения и защиты вновь приобретённых окраинных земель. За свою службу казаки получали от правительства землю. Поэтому казак — одновременно и воин, и крестьянин.

В конце XIX в. существовало 11 казачьих войск — Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. Казачье население доходило до 4 млн человек, в том числе до 400 тыс. находилось на военной службе. Все казачьи войска и области подчинялись Главному управлению казачьих войск Военного министерства во главе с атаманом казачьих войск, которым с 1827 г. являлся наследник престола. Во главе каждого войска стоял «наказной» (назначенный) атаман, при нем — войсковой штаб, который управлял делами войска. В станицах и хуторах имелись станичные и хуторские атаманы, избиравшиеся на сходах (казачьем круге). Все мужчины с 18-летнего возраста были обязаны нести военную службу. 3 года они находились в подготовительном разряде, затем 12 лет — на строевой службе с летними лагерными сборами и 5 лет — в запасе. На военную службу казак являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью.

В станицах и посёлках существовали специальные начальные и средние казачьи школы, где большое внимание уделялось военной подготовке учащихся.

В 1869 г. был окончательно определён характер землевладения в казачьих областях. Закреплялось общинное владение станичными землями, из которых каждый казак получал пай в размере 30 десятин. Остальные земли составляли войсковой запас. Он предназначался в основном для создания новых станичных участков по мере роста казачьего населения. В общественном пользовании находились леса, пастбища, водоёмы.

Во второй половине XIX в. казачьи области становятся районами торгового земледелия. Развивается аренда войсковых земель, которые казаки сдавали пришлому (иногороднему) населению. Казачество занималось также огородничеством, табаководством, виноградарством и виноделием. На землях различных казачьих войск успешно развивалось коневодство. И хотя расслоение не миновало и казачьи станицы, все же обеспеченность землёй здесь была намного выше, чем у крестьян, особенно в Европейской России.

Во второй половине XIX в. происходила ломка сословных перегородок и становление новых групп общества по экономическому, классовому признаку. В состав нового предпринимательского класса — буржуазии — вливаются и представители купечества, и удачливые крестьянские предприниматели, и дворянство. Класс наёмных рабочих — пролетариат — пополняется прежде всего за счёт крестьян, но мещанин, сын сельского священника и даже «благородный господин» не были редкостью в этой среде. Происходит значительная демократизация интеллигенции, даже духовенство теряет свою былую замкнутость. И только казачество в большей степени остаётся приверженцем своего прежнего образа жизни.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал