Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новые подходы к решению проблем инвалидов в современной экономической ситуации
Участники секции обсудили вопросы, связанные с обеспечением прав и решением проблем инвалидов, отметив, что Правительством принято решение о продлении срока реализации Государственной программы «Доступная среда» до 2020 года. Определены объемы бюджетного финансирования программных мероприятий на 2016 год. Представители региональных общественных объединений инвалидов констатировали, что в последние годы существенно усилена работа по социальной интеграции инвалидов, социального сопровождения их семей за счет внедрения инновационных технологий раннего вмешательства и др. В регионах активно развиваются и внедряются в практику различные инновационные технологии. Эксперты отметили, что современная законодательнаябаза России сформировалась под влиянием международного права. Вектором развития стала Конвенция ООН о правах инвалидов, в связи с ратификацией которой был принят Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», часть норм которого вступает в силу с 1 января 2016 года. В частности, впервые в России определено законодательно понятие «абилитации» ребенка-инвалида – система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Вместе с тем, участниками секции был озвучен целый ряд проблем, разрешение которых требует комплексного и системного подхода и обладает межведомственным характером.
Проблемы в сфере образования инвалидов: 1. Отсутствует реальная мотивация инвалидов к обучению, так как невелика возможность их трудоустройства после окончания учебных заведений. 2. Программы профессионального образования не адаптированы для обучения студентов инвалидов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. 3. Отсутствие у учебных заведений дипломированных специалистов, владеющих необходимым комплексом знаний и навыков для работы со студентами-инвалидами. 4. Отсутствует комплексный мониторинг потребностей в образовательных услугах среди людей с инвалидностью, с одной стороны, и потенциальных возможностях рынка, с другой. 5. В процессе обучения недостаточно используются информационные ресурсы и технологии, адаптированные к потребностям пользователей. 4. Отсутствует открытая информационно-образовательная среда и единый образовательный Интернет-портал, предназначенные для решения задач обучения студентов-инвалидов.
Проблемы в сфере трудоустройства инвалидов: 1. Отсутствует система межведомственной координации, нормативного регулирования и финансирования механизма профессионального сопровождения и адаптации выпускников высших учебных заведений с инвалидностью. 2. Отсутствует постоянный мониторинг рынка труда, что не позволяет осуществлять эффективную профессиональную подготовку и последующее трудоустройство инвалидов. 3. Отсутствует комплексная система поддержки и мотивации работодателей, организующих рабочие места для инвалидов. 4. Недостаточная транспортная доступность, которая не позволяет активно использовать и развивать удаленные рабочие места.
Проблемы в сфере культуры и спорта: 1. Недостаточная доступность учреждений культуры и объектов культурного наследия. 2. Отсутствуют комплексные специализированные программы по привлечению инвалидов к культурной жизни. 3. Практически не развита система детского инвалидного спорта. 4. Отсутствует популяризация физической культуры и спорта, начиная с раннего возраста и заканчивая паралимпийским спортом. 5. Отсутствует спортивная инфраструктура, направленная на занятия спортом всех возрастных и нозологических категорий инвалидов.
В целях решения отмеченных проблем и повышения эффективности социальной интеграции инвалидов, участники секции считают целесообразными рекомендовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: 1. Продолжить практику внесения изменений в действующее федеральное законодательство, направленных на дальнейшую реализацию положений Конвенции ООН о правах инвалидов.
Правительству Российской Федерации: 1. При прогнозировании объемов бюджетного финансирования мероприятий Государственной программы «Доступная среда» на 2017 и последующие годы учитывать рекомендации Социальных форумов и иные консолидированные мнения инвалидного сообщества при определении приоритетных направлений и содержания мероприятий программы. 1.1. Обеспечить привлечение инвалидов к экспертизе проектов при разработке и реализации мероприятий Государственной программы «Доступная среда». 2. С учетом правоприменительной практики реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проработать вопрос лицензирования или общественной аккредитации и сертификации организаций, берущих на себя реабилитационные функции или иную заботу об инвалидах. 2. Включать в своды правил по доступности городской среды не только объекты городской инфраструктуры, но и доступные городские маршруты, соединяющие такие объекты и обеспечивающие комфортное передвижение инвалидов. 3. Вернуться к проработке вопроса об обеспечении инвалидов (как минимум – инвалидов военных действий) автотранспортом. 4. Проработать механизм использования знака «инвалид», связанного с человеком, а не с транспортным средством; а также возможность бесплатной парковки автотранспортных средств инвалидов в других субъектах Российской Федерации. 5. Обеспечить разработку и реализацию рекламно-информационных кампаний социальной направленности по популяризации физической культуры и спорта среди инвалидов, предусматривающих, в том числе, регулярное освещение крупных паралимпийских соревнований на федеральных телеканалах и в федеральных средствах массовой информации.
Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации: 1. Проработать вопрос внесения изменений в действующее федеральное законодательство, предусматривающих систему преференций организациям, использующим труд инвалидов, при осуществлении закупок для государственных нужд. 2. Обеспечить постоянный мониторинг фактов дискриминации работников-инвалидов как при трудоустройстве, так и при осуществлении ими трудовых функций. 3. Представить предложения по усилению ответственности за дискриминацию людей с инвалидностью при приеме на работу и при осуществлении ими трудовой деятельности. 4. Проработать вопрос создания системы целевого учета и решения проблем детей-инвалидов с интеллектуальными нарушениями и тяжелыми формами инвалидности как категории, которая будет нуждаться в сопровождении на протяжении всей жизни, что обуславливает специфику необходимой государственной помощи. 5. Рассмотреть возможность создания государственной службы сопровождения людей с тяжелыми психическими и интеллектуальными нарушениями, включая направления сопровождаемого проживания, сопровождаемой социальной занятости, досуга и спорта, включая подготовку специалистов сопровождения. 6. Рассмотреть возможность разработки «дорожной карты» реформы психоневрологических интернатов, предусматривающей реализацию соответствующих положений Конвенции ООН о правах инвалидов, в частности, запуск пилотных проектов по отработке различных моделей сопровождаемого проживания инвалидов, как альтернативы психоневрологическим интернатам, домам престарелых и т.п. 7. В рамках обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации проработать механизм использования электронного сертификата, позволяющего инвалиду самостоятельно выбрать ТСР в пределах установленного лимита или доплатить разницу в цене за счет собственных средств. 8. Разработать механизм взаимодействия с общественными организациями, направленный на обеспечение постоянного мониторинга качества технических средств реабилитации. 9. Рассмотреть целесообразность создание общероссийского и региональных банков лучших практик по обеспечению нужд инвалидов. 10. Проработать возможность введения принципа софинансирования инвалидами санаторно-курортного лечения. 11. Обеспечить разработку и реализацию рекламно-информационных кампаний, направленных на воспитание в обществе толерантного, доброжелательного отношения к инвалидам, недопущение дискриминации по признаку инвалидности, а также пропаганду базовых принципов Конвенции ООН о правах инвалидов.
Министерству образования Российской Федерации: 1. Проработать необходимые правовые аспекты и обеспечить дальнейшее развитие дистанционных технологий при получении инвалидами среднего специального и высшего образования. 2. Рассмотреть возможность внедрения принципа «маршрутного обучения», т.е. обучение лидеров инвалидного сообщества, которые в свою очередь будут передавать свой опыт. 3. Проработать вопрос создания региональных ресурсных учебно-методических центров инклюзивного образования в ведущих российских вузах. 4. Увеличить объемы подготовки специалистов, призванных вести работу в системе инклюзивного образования. 5. Способствовать распространению ценного опыта и перспективных решений, разрабатываемых в высших учебных заведениях, занимающих экспертную позицию в вопросах обучения и сопровождения студентов с инвалидностью. 6. Рассмотреть возможность введения в школах обязательных уроков для понимания различных типов инвалидности и обучения специализированным языкам общения.
Министерству здравоохранения Российской Федерации: 1. Разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение мотивации родителей к реабилитации своих детей-инвалидов, их абилитации (формирование новых навыков). 2. Проработать механизм повышения качества диагностики патологий во время беременности. Министерству спорта Российской Федерации: 1. В рамках реализации Государственной программы «Доступная среда» направлять в Правительство Российской Федерации обоснованные корректировки программных мероприятий, направленные на обеспечение доступности спортивных объектов для инвалидов.
2. Рассмотреть вопрос разработки и реализации комплексных государственных программ, направленных на популяризацию инвалидного спорта, а также освещение спортивных мероприятий на телевидении и в иных средствах массовой информации. 3. Проработать предложения по развитию массовых адаптивных видов спорта для детей с инвалидностью, выстраивание системы соревнований от дворовой площадки до паралимпийских игр. Министерству культуры Российской Федерации: 1. Проработать предложения по повышению уровня доступности культурных объектов. 2. Создать маршрутные карты предоставления культурных услуг для инвалидов в разрезе субъектов Российской Федерации. Уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации: 1. В рамках реализации Федерального закона от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» активизировать работу, направленную на недопущение дискриминации людей по признаку инвалидности.
|