![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 8. Генетика психофизиологических и физиологическихСтр 1 из 55Следующая ⇒
Александров А. А. А46 Психогенетика: Учебное пособие. —СПб.: Питер, 2008. —192 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 978-5-94723-662-0 Психогенетика — это наука, изучающая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека. Психогенетика находится на стыке биологии и психологии, и в последнее время наблюдается значительный рост интереса к ней. Курс «Психогенетика» входит в Государственный образовательный стандарт для психологических специальностей. Предлагаемое учебное пособие ставит целью ознакомление с основами психогенетики в максимально доступной и сжатой форме. ББК 88.2я7 УДК 159.922(075) Оглавление Предисловие................................................................................................................. 5 Глава 1. Введение в генетику человека. Основные генетические понятия, закономерности наследования....................................................... 6 Наследственность и изменчивость. Хромосомная теория наследственности............................................................................................. 7 Законы наследования........................................................................................... 10 Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом........................................... 19 Цитоплазматическая наследственность............................................................. 23 Закон Харди—Вайнберга.................................................................................... 23 Контрольные вопросы........................................................................................ 27 Глава 2. Определение психогенетики................................................................. 28 Глава 3. Основные методы, применяемые в психогенетике человека 32 Наследуемость..................................................................................................... 32 Близнецовый метод............................................................................................41 Метод приемных детей....................................................................................... 49 Семейный (генеалогический) анализ.................................................................. 51 Контрольные вопросы........................................................................................ 52. Глава 4. Генетический анализ поведения животных..................................... 53 Сходство геномов................................................................................................ 53 Сходство поведения............................................................................................ 54 Генетика поведения животных: насекомые....................................................... 55 Генетика поведения животных: млекопитающие.............................................. 56 Исследования патологических форм поведения............................................... 66 Контрольные вопросы......................................................................................... 68 Глава 5. Генетика психических расстройств. Хромосомные аберрации и поведение человека.................................................................. 69 Олигофрения....................................................................................................... 70 Аутизм.................................................................................................................. 80 Болезнь Альцгеймера.......................................................................................... 84 Маниакально-депрессивные психозы................................................................ 86 Шизофрения..................................................................................................... 95 Контрольные вопросы....................................................................................... 104 Глава 6. Психогенетика аномального и девиантного поведения... 106 Преступность..................................................................................................... 106 Алкоголизм........................................................................................................ 109 4 Оглавление Другие вредные привычки................................................................................ 114 Гомосексуальность........................................................................................... 114 Контрольные вопросы....................................................................................... 115 Глава 7. Психогенетика сенсорных способностей, двигательных функций, темперамента................................................................................. 116 Психогенетика сенсорных способностей......................................................... 116 Двигательные функции..................................................................................... 124 Психогенетика темперамента........................................................................... 130 Контрольные вопросы...................................................................................... 131 Глава 8. Генетика психофизиологических и физиологических показателей..................................................................................................... 133 Электроэнцефалограмма................................................................................... 133 Вызванные потенциалы мозга человека.......................................................... 138 Контрольные вопросы...................................................................................... 145 Глава 9. Психогенетические исследования интеллекта............................... 146 Общий, или генеральный, фактор (g) когнитивных способностей 146 Другая точка зрения на интеллект — интеллект как сумма отдельных способностей............................................................................. 147 Различия в коэффициенте интеллекта между группами людей.... 149 Наследуемость IQ............................................................................................. 151 Изменения наследуемости коэффициента интеллекта с возрастом 152 Воздействия среды и коэффициент интеллекта............................................... 153 К психогенетике одаренности (гениальности)................................................. 158 Эмергенез........................................................................................................... 165 Импрессинг........................................................................................................ 166 Средовые воздействия и одаренность.............................................................. 169 Контрольные вопросы....................................................................................... 172 Глоссарий............................................................................................................... 174 Список цитированной литературы.................................................................. 183 Список рекомендованной литературы............................................................ 188 Предметный указатель........................................................................................ 189 Предисловие От чего зависит поведение человека? Чем определяются свойства его психики? Что лежит в основе наблюдаемых различий между людьми? Для психолога очень важно знать, каким образом сказываются на формировании свойств личности генетические факторы, т. е. гены, полученные человеком от родителей, и как влияют на эти свойства различные воздействия среды; каким образом взаимодействуют генетические и средовые компоненты при развитии психики? На эти вопросы пытается дать ответ психогенетика — наука, изуча-ющая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека. В последнее время наблюдается значительный рост интереса к этой науке, развивающейся на стыке биологии и психологии. Курс «Психогенетика» входит в Государственный образовательный стандарт для психологических специальностей (специальность «Психология», направление «Психология»). Выпущен первый учебник по психогенетике на русском языке под редакцией И. В. Равич-Щербо. В силу своей «пограничности» курс психогенетики представляет определенные трудности для студентов-психологов, поскольку требует знаний, прежде всего из области генетики, физиологии, а также других биологических дисциплин. Предлагаемое учебное пособие ставит целью ознакомление с основами психогенетики в максимально доступной и сжатой форме.
|