Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные элементы каркасов одноэтажных производственных зданий (показать на схеме поперечного и продольного разрезов здания)
Каркасные несущие конструкции одноэтажных промышленных зданий состоят из поперечных рам и продольных связей между ними. Поперечные рамы чаще всего образуются из защемленных в фундаментах колонн, шарнирно связанных с балками или фермами покрытия, которые выполняют функции ригелей рам. Роль продольных связей каркаса выполняют обвязочные, подстропильные и подкрановые балки (или фермы), специальные связевые конструкции, а также панели или настилы покрытия, жестко связанные с верхним поясом ферм или балок Каркас воспринимает все постоянные и временные нагрузки, а также подвергается комплексу несиловых воздействий. Особый характер в промышленных зданиях приобретают несиловые воздействия на конструкции, вызванные технологическими особенностями" воздушной среды, в виде тепловых ударов, повышенного влагосодержания, наличия примесей химических веществ, аэрозолей и пр. Поэтому для каркаса применяют наиболее прочные и долговечные материалы — железобетон (сборный или монолитный) и металл. Железобетонный каркас в сборном варианте применяется для большинства одноэтажных зданий пролетной и ячейковой объемно-планировочной структуры при наиболее распространенных объемно-планировочных параметрах и нагрузках. Применение железобетонных конструкций в этих условиях обеспечивает сокращение расхода стали на 50—60% ио сравнению со стальным каркасом. Применение стальных конструкций ограничивается «Техническими правилами по экономному расходованию основных строительных материалов» ТП 101-76. В связи с этим стальные конструкции применяют только в тех случаях, когда это необходимо, например для отапливаемых зданий с пролетами 30 м и более, при расчетной сейсмичности 8 и 9 баллов, в труднодоступных районах строительства, при больших динамических нагрузках и наличии технологических участков с интенсивным тепловым излучением. Железобетонны е несущие конструкции покрытия проектируют из стержневых элементов (ферм, балок, арок или рам) в сочетании с плоскостными (панелями или настилами) либо пространственными в виде монолитных или сборных оболочек, сводов, куполов и др. Наиболее массовыми конструкциями индустриального изготовления являются стержневые и плоскостные. Стержневые — стропильные и подстропильные балки и фермы проектируют преимущественно предварительно напряженными из бетона марок М 300—М 500. Унифицированные конструкции балок применяют для покрытий с пролетами 6, 9, 12 и 18 м с наружным и внутренним водоотводом и выполняют односкатными двускатными и с параллельными поясами. Балки пролетом 6 и 9 м имеют тавровое, а 12 и 18 м — двутавровое или сплошное сечение. Балки пролетом 18м устанавливают с шагом 6 или 12 м, балки меньших пролетов — с шагом 6 м. Для уменьшения массы балок в их стенках часто предусматривают сквозные отверстия, используемые для пропуска коммуникаций. Балки имеют закладные детали для связи с колоннами и с панелями покрытия и крепления для опор подвесного транспорта Стальные несущие конструкции Универсальным решением стальных несущих конструкций одноэтажного здания является каркас, состоящий из отдельных поперечных рам, объединенных связями в единую пространственную устойчивую систему. Рассмотрим отдельные элементы каркаса. Колонны. В чависимости от высоты здания и величины крановых нагрузок применяют колонны сплошной, сквозной или раздельной конструкции: Сплошные колонны постоянного сечения применяют в зданиях с шагом колонн до 12, высотой до 9, 6 м при грузоподъемности кранов до 20 т. Наиболее широко применяются сквозные колонны, обеспечивающие существенную экономию в расходе стали. Раздельные колонны применяют преимущественно при кранах грузоподъемностью свыше 100 т или при двухъярусном их расположении. Стальные поперечные рамы одноэтажных зданий обычно имеют расчетную схему с жесткой заделкой колонн в фундаменты и шарнирным сопряжением со стропильной конструкцией. Нижняя часть колонны имеет расширение — «башмак», который завершается приваренной в торец к стволу колонны горизонтальной опорной стальной плитой. В сквозных и раздельных колоннах чаще используют отдельные опорные плиты под каждую ветвь. Шарнирное соединение стропильных конструкций с колонной осуществляется на анкерных болтах аналогично связям в рамах железобетонного каркаса. Ригели поперечных рам каркаса выполняют в виде стропильных конструкций из балок двутаврового сечения или ферм перекрытия пролетов 12 и 18 м. Конструкции ферм — сварные из стержней открытого (уголки, швеллеры, двутавры) или закрытого трубчатого профиля. Стержни открытого профиля соединяют в узлах ферм приваркой к плоским стальным листам — фасовкам. В фермах из труб применяется бесфасоночное соединение стержней. Связи, обеспечивающие пространственную устойчивость стального каркаса, устраивают между колоннами и в покрытии. Между колоннами устанавливают вертикальные продольные связи, аналогичные применяемым в железобетонном каркасе, в покрытиях — горизонтальные (продольные и поперечные) и вертикальные. Тенденции развития и совершенствования маталлических конструкций промышленных зданий. Совершенствование металлических конструкций сопряжено, главным образом, с улучшением исходных материалов и только, во вторую очередь, с улучшением типов конструкций. По данным ЦНИИ проы-зданйй, из возможной расчетной экономии металлопроката 80% может дать применение сталей с повышенными прочностными характеристиками и увеличение выпуска эффективных прокатных профилей (широкополочный двутавр и др.), а только 12% — усовершенствованные конструкции. Так, например, замена применяемой малоуглеродистой стали низколегированной повышенной прочности (с пределом текучести 330 и 400 кгс/мм2) обеспечивает сокращение расхода стали в растянутых элементах на 38%, в стропильных фермах — на 18%, в подкрановых балках — на 15 — 35% при общем снижении стоимости каркаса здания на 12— 19%. Наряду с рассмотренными решениями несущих конструкций для большепролетных сооружений получают применение висячие конструкции различных типов (тросовые, мембранные), а для временных промышленных зданий — пневматические (воздухоопертые и пиевмокаркасные).
|