Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Систематизация японских боевых искусств сегодня
Помимо Китая, международные федерации по другим видам единоборств, распространенным на Востоке, затрагивают и другие страны. Вторым по значимости центром боевых искусств является Япония. Японские боевые искусства (бу-дзюцу) формировались как на базе национальной идеологии, так и под влиянием проникавших из Китая идей конфуцианства и чань-буддизма (получившего в Японии название дзэн). Речь о формировании различных видов бу-дзюцу еще впереди, сейчас же остановимся на их классификации. Выделим три системы боевых искусств, формировавшихся на основе сочетания технических действий с духовными принципами. Это айки-дзюцу, дзю-дзюцу и каратэ-до. Именно они дали миру три международно признанных вида единоборств, центром развития которых является Япония. На базе айки-дзюцу сформировалось айкидо. Его технический арсенал составляли приемы самураев для ближнего боя, а идеологической основой был принцип духовного просветления с помощью концентрации внутренней энергии ки. Айкидо — это не только законченная система приемов самозащиты против безоружных и вооруженных противников, но и комплекс динамических форм медитации, используемых с целью развития и восстановления физических и духовных сил. Айкидо позволяет соразмерно реагировать на наступательные действия противника, все приемы этого вида единоборств подчинены принципу: уберечь себя от ударов и удержать противника от их нанесения. Обладание внутренней энергией ки (кит. ци) в айкидо ценится не меньше, чем весь комплекс наступательных и оборонительных приемов: с ее помощью возможно разрядить любую ситуацию еще до столкновения и управлять действиями нападающего. В этом и заключается путь айки, то есть духовной энергии, опирающейся на любовь и гармонию. Если же избежать столкновения невозможно, то комплекс приемов направлен на создание системы боевых контролей над противником. Современное айкидо, как и традиционное ушу, большое внимание уделяет духовному становлению своих последователей и не превратилось в вид чисто спортивного состязания, из которого выхолощена вся внутренняя сущность. За время многолетних и интенсивных тренировок ученик не только отрабатывает до автоматизма приемы, но и проходит путь собственного духовного становления, познавая значение жизни, ее закономерности и многогранные формы проявления. Накопленный опыт, постепенно проникающий в подсознание, способствует формированию гармонично развитой личности и используется во всех областях деятельности на интуитивном уровне. Айкидока приобретает собственную духовную точку опоры, позволяющую ему с максимальной эффективностью реализовать физическую силу и внутренние резервы для решения любых жизненных проблем. Взаимоотношения с другими людьми и с природой развиваются в духе гармоничного и плодотворного взаимовыгодного сотрудничества. Айкидо — современный вид единоборств, но, как и многие другие боевые искусства, оно имеет древние корни. Термин " айки" существовал еще в традиции боевых искусств феодальной Японии бу-дзюцу и означал воздействие сильного духом человека на духовно слабого. Айкидо формировалось на основе возникшего еще в XVII веке (или ранее, в XI—-XII веках) направления дайто-рю айки-дзюцу, и его выделение в качестве самостоятельного вида единоборств произошло только в 1942 году, когда Уэсиба Морихэй дал окончательное название созданному им искусству. В ХХ веке старинные воинские искусства уже не могли иметь прикладного значения, и поэтому их эволюция могла осуществляться по двум направлениям: либо они следовали по пути абсолютизации: идеи нравственного совершенствования личности адептов, либо превращались в спортивные виды единоборств. Не стало исключением в этом отношении и айкидо. Уэсиба видел в нем в первую очередь средство социальной интеграции, служащее для того, чтобы погасить любой конфликт, и являющееся выражением некой космической любви. Все приемы айкидо носят откровенно защитный характер и подчинены особому плавному ритму, они призваны сломить волю к совершению зла, трансформируя ее в порыв братского примирения. Потомки Уэсибы преподают айкидо в рамках стиля айки-кай. В то же время существуют и другие направления айкидо, развиваемые учениками о-сэнсэя (великого учителя): кобу-дзюцу айкидо, кориндо-айкидо, оцуки-рю айкидо, томики-рю айкидо, есэйкан-рю айкидо и некоторые другие. С 70-х годов ХХ века развивается и спортивное направление в рамках Международной федерации айкидо. Второй из систем боевого искусства, перешагнувших пределы Японии, следует назвать дзю-дзюцу (джиу-джитсу), трансформировавшееся в дзюдо. Дзю-дзюцу обобщило и систематизировало опыт боевых рукопашных схваток и представляло собой вид самообороны без оружия, основанный на сочетании бросковой техники и болевых приемов. Дзю-дзюцу имело китайские корни, но было подвергнуто японцами национальной переработке. Одним из основополагающих принципов дзю-дзюцу был: поддаться, чтобы победить. Расцвет школ дзю-дзюцу в период сегуната Токугава (XVII—-XIX вв.), связанный с популярностью стиля у самурайского сословия, сменился упадком во время революционных преобразований Мэйдзи (1868 г.). Гибель самурайской традиции привела к угрозе исчезновения древних боевых искусств, носителями которых традиционно являлись представители самурайских кланов. Система дзю-дзюцу была возрождена, благодаря деятельности Кано Дзигоро, под названием дзюдо. Новая система воспитания несла в себе не только прикладную, но и образовательную функцию, воспитывались как тело, так и дух. Большое значение получила буддийская медитативная практика. Но из дзюдо были изъяты приемы, которые в той или иной степени могли принести вред жизни или здоровью занимающегося. Таким образом, постепенно дзюдо стало превращаться из боевой в спортивную систему. Комплекс приемов дзюдо был окончательно разработан в 1887 году, но работа над системой продолжалась еще в течение трех с половиной десятилетий. Теория Кано охватывала круг морально-этических проблем в области боевых искусств. Изменение термина " дзюцу" на термин " до" не было случайным. " Дзюцу" (метод, мастерство) подразумевало, что главенствующее значение в системе отводится ее прикладным, техническим составляющим. " До" означало постижение пути, то есть акценты смещались в область внутреннего совершенствования, достижения этического идеала. Но образование в конце 40-х-—начале 50-х годов ХХ века сначала Всеяпонской, а затем и Международной федераций дзюдо, проведение внутренних и международных турниров, чемпионатов мира, введение дзюдо в олимпийскую программу с 1964 года создало два направления дзюдо: одно — международное, второе — японское. Причем, на международном уровне японцы в настоящее время не выглядят сильнейшими. На стыке духовного влияния и прикладного применения японской и китайской традиций, на расположенном между Китаем и Японией острове Окинава возникло каратэ-до — пожалуй, наиболее распространенная и наиболее разветвленная после ушу система боевого искусства. История возникновения каратэ, как и других боевых искусств, будет изложена в следующей главе, а здесь остановимся на его современном состоянии. Создание каратэ (первоначально окинава-тэ) было обусловлено необходимостью защиты невооруженного населения от произвола местных властей и японской оккупации. В результате сформировалась достаточно жесткая система рукопашного боя, технический арсенал которой представлял собой смешение разновидностей местного кулачного боя, китайского кулачного боя цюаньшу и японских бу-дзюцу. Духовный аспект также был присущ для данной системы, но был направлен не на моральное самосовершенствование личности, а на укрепление духа бойца, способного голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и протыкать тела врагов кончиками пальцев ввиду отсутствия мечей. Термин " каратэ" в значении " китайская рука" появился впервые в 30-е годы XIX века и однозначно указывал на превалирование китайских боевых искусств в процессе формирования окинавских стилей и школ. Все современные стили каратэ в качестве своей генеалогической основы имеют школу сериндзи-рю гококу-ан каратэ (каратэ стиля шаолинь для защиты отечества), таким образом признавая старшинство над собой сериндзи-кэмпо (шаолиньских боевых искусств). Поскольку мир китайского ушу весьма многолик, то неудивительно, что и современное каратэ отличается разнообразием стилей. Название " каратэ" окончательно утвердилось на Окинаве к 1887—-1889 годам и впоследствии вместе с окинавскими мастерами перекочевало в Японию. С начала ХХ века до второй мировой войны были созданы четыре крупнейших стиля — годзю-рю, сито-рю, сетокан и вадо-рю, на основе которых впоследствии развилось множество других стилей и школ. В отличие от китайской классификации боевых искусств, носящей во многом условный характер, это разделение на стили обосновано и технически, и идеологически. В 1936 году древняя традиция получила новую трактовку: " искусство китайской руки" превратилось в " путь пустой руки", что означало появление приоритета духовного начала в практике боевого искусства. Именно эта трактовка каратэ-до получила широкое распространение в мире после второй мировой войны. Популярности каратэ на Западе способствовало и то, что оно формировалось в значительном отрыве от религиозной и философской базы, а это более привычно для западного менталитета. Технические же различия между стилями обусловили международное развитие каратэ сразу по нескольким направлениям. Пожалуй, ни одно другое боевое искусство не обладает таким количеством международных организаций, существующих параллельно. Назовем некоторые из них: WUKO — Всемирный союз организаций каратэ-до, основанный в 1970 в Токио и объединяющий более 120 стран. IAKF — Международная любительская федерация каратэ-до, образованная в 1974 году. На Европейском уровне существуют EKU — Европейский союз каратэ, образованный в 1966 году Ж. Делькуром, и EAKF — Европейская федерация любительского каратэ-до, существующая с 1979 года. В Америке базируются не менее четырех международных организаций каратэ, а в Японии — не менее шести, причем каждая из них объединяет в своих рядах представителей как одного, так и нескольких стилей. Среди образованных после второй мировой войны стилей особняком стоит кекусинкай. IKO — международная организация кекусинкай — не входит ни в какие другие союзы каратэ-до и самостоятельно проводит соревнования различного уровня вплоть до чемпионатов мира. Особенность стиля — проведение поединков с полным контактом, без использования защитного снаряжения. Международные организации контактного каратэ базируются в основном в США. Не случайно именно на базе американского фулл-контакт каратэ был образован и кикбоксинг в начале 70-х годов ХХ века. Любопытно, что все многообразие стилей каратэ стало данностью и для Японии, и для остального мира, но не для Окинавы. Там традиция выделяет всего три направления, сформировавшихся на основе первоначального сериндзи-рю гококу-ан каратэ, — это сюри-тэ, томари-тэ и наха-тэ. В целом же в мире сегодня существует не менее двадцати пяти стилей со своим техническим арсеналом, а с учетом множества школ и направлений эта цифра приблизится к сотне. Завершая классификацию японских боевых искусств, выделим три группы: 1. Боевые искусства, базирующиеся на глубокой философской базе, сочетающей в себе принципы дзэн-буддизма и синтоизма, несущие в себе традиции японского менталитета, но выходящие за рамки понимания спортивно-боевых единоборств и, поэтому в данной главе не рассматриваемые. Это искусство стрельбы из лука (кюдо) и искусство фехтования (кэндо). Они носят глубоко медитативный характер и направлены на внутреннее самосовершенствование личности. Так, в кюдо выстрел из лука являет собой момент высшей внутренней концентрации, когда лучник целится в самого себя и поражает самого себя, он становится одновременно и метким выстрелом, и пораженной мишенью в полном соответствии с философией дзэн. Процедура тренировки построена таким образом, чтобы воспитать духовную сторону личности воина, а меткость стрельбы — всего лишь результат наступившего в процессе тренировки озарения (сатори). Искусство фехтования кэндо подразумевает единство меча и духа и является, в первую очередь, ритуальной системой воспитания волевых качеств и характера, а четкие росчерки лезвия меча — результат того же сатори. 2. Спортивно-боевые единоборства, сочетающие в себе искусство координации тела и духа, принципы морального самосовершенствования и технический арсенал, позволяющий отражать нападение противника. Это айкидо с принципом: " уберечь себя от ударов и удержать противника от их нанесения", для чего используются приемы удержания, болевого контроля и отдельные бросковые движения. Это дзюдо с принципом: " поддаться, чтобы победить", для чего используются бросковая техника, способы выведения противника из устойчивого равновесия, приемы удержания и болевого контроля. 3. Спортивно-боевые единоборства, направленные в первую очередь на достижение победы над противником и совершенствование боевого духа. Это дзю-дзюцу, пришедшее в упадок с отмиранием самурайской традиции в конце XIX века. Это каратэ-до, расцвет которого наступил в ХХ веке в процессе разветвления и совершенствования технического арсенала. Из этой классификации сознательно изъята японская национальная борьба сумо, носящая в значительной степени ритуальный характер и потому рассматриваемая в историческом разделе работы. В завершение анализа японских боевых искусств следует отметить одну важную особенность ХХ века: военные искусства (бу-дзюцу) и путь воина (будо) эволюционировавшие по пути перехода от воинской практики к спортивным состязаниям, превратились в средство обеспечения личной безопасности, оздоровления или самореализации личности в процессе поединка с условным или реальным противником по заранее определенным правилам. Тренировочный и соревновательный виды деятельности в большинстве случаев реализуются не столько в процессе контактного поединка с реальным соперником, сколько в виде специально составленных комплексов приемов нападения и защиты, отрабатываемых с воображаемым противником или поединка с реальным соперником, но с определенными условностями и ограничениями степени контакта. Такая тенденция характерна не только для современных боевых искусств Японии, но и для большинства единоборств мира, имеющих древние традиции. Как средство ведения боевых действий наиболее эффективные из спортивно-боевых единоборств применяются лишь полицией, армейскими и иными специальными подразделениями
|