Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ренэ Декарт - 1596 - 1650

1. Жизнь и сочинения. Философ родился в дворянской семье на юге Франции. Слабый здоровьем, он медленно развивался, но из иезуитской школы Ля Флеш, в которой воспитывался, вышел уже вполне зрелым умственно и нравственно, с презрением к схоластической науке и с мечтами о реформе знания. Общее же его умонастроение, с которым он в 1612 году покинул стены школы, было близким к скептическому. «Я до того запутался в сомнениях и ошибках, - писал он впоследствии, - что начал думать, что единственным результатом моего обучения было все возраставшее убеждение в своем невежестве». В Пуатье Декарт занимался медициной и правом, а в Париже девятнадцатилетний юноша под влиянием монаха Мерсенна, которого в то время прозвали «секретарем ученой Евро­пы», на два года с головой ушел в изучение наук, забыв обо всем остальном. Ввиду неустойчивой политической обстановки во Фран­ции Декарт предпочел отправиться в путешествия, для чего избрал особый способ - в 1618 году он записался добровольцем в армию. Он почти не участвовал в сражениях Тридцатилетней воины, отказывался от предлагаемых чинов, избегал получать жалованье, бывал и в католиче­ских, и в протестантских войсках, а все свое свободное вре­мя - его у него было немало - отдавал чтению и раз­думьям. Однажды поздней осенью 1619 года Декарт, как он сам рассказывает об этом, сидя в одиночестве в сельском ба­варском домике, сразу сформулировал все основные положения своего философского учения, а заодно и принципы сведения физики к геометрии, а геометрии – к алгебре, развиваемой с помощью буквенных обозначений. Когда в двадцатипятилетнем возрасте он покинул военную службу и возвратился во Францию, где затем в течение трех лет чередовал светскую жизнь и развлечения в Париже с научным затворничеством, стала все шире рас­пространяться слава о выработанном им теоретическом методе. Стало умножаться и число его врагов, в особенно­сти из среды католического духовенства.

После 1628 года он поселился в Голландии и с перерывами путешествий в Англию, Данию и Норвегию провел там два самых плодотворных десятилетия своей жизни, предпринимая дополнительные меры для сокрытия своего инкогнито. Декарт менял свое местожи­тельство 39 раз, свою оживленную научную переписку вел только через посредников, и прежде всего - через Мерсенна, но научные успехи приносили ему нежелательную из­вестность: он создал аналитическую геометрию, развил учение о преломлении света, внес много нового в механи­ку, физику и психологию, занялся изучением анатомии на трупах животных, и это было невозможно скрыть.

В годы своего пребывания в Голландии Декарт написал «Правила для руководства ума». Это был первый вариант сочинения о методе, оставшийся неоконченным и опубликованный только после смерти автора. В 1637 г. Декарт решился обнародовать и при­том на родном языке свое методологическое исследование «Рассуждение о методе». Спустя четыре года появились «Метафизические размышления»; главным произведе­нием Декарта, в котором были изложены его онтология и теория познания, явились «Начала философии». Против его идей не замедлили развернуться действия противников из лагеря религиозной реакции. После долгих колебаний в 1649 году философ последовал приглашению шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм. Здесь философ, не привыкший к суровому климату, через несколько месяцев скончался от сильной простуды.

В области наук Декарту бесспорно принадлежит одно из самых блестящих мест среди математиков всех времен. Он ввел систему обозначений, употребляющуюся и до настоящего времени, развил метод неопределенных коэффициентов, который получил затем такое обширное применение в анализе и в решении большого числа задач. Наконец, математическому гению Декарта наука обязана изобретением аналитической геометрии. Образцом его физических теорий может служить знаменитая теория вихрей. Он первый открыл закон инерции и указал на сложный характер криволинейного движения; ему же принадлежит предложение о сложении движений двух ударяющихся тел. Но наибольшее значение имеют его исследования в области оптики, где он открыл законы отражения и преломления лучей, ему принадлежит объяснение явления радуги, представляющее несомненно большой шаг вперед по сравнению с объяснениями его предшественников.

2. Рационализм и дедукция. Рационализм - гносеологическое направление, которое утверждает, что высшей познавательной способностью человека является Разум. Разум есть мышление абстрактное, он выходит за границы чувственного опыта и поднимается над данными рассудка. Разум присущ божественной части человеческой души, потому он способен познать Истину. Разум лежит в основании математики и философии. К рационализму относят Платона и всех его последователей, в Новое время это Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель. Дедукция - познание мира от всеобщего к единичному, от постижения основ к конкретному частному знанию, от построения теории к следствиям, проверяемым эмпирических путем. Основы передаются от поколения к поколению посвященных философов или познаются путем интуиции. Разум обладает интуитивно-творческой природой.

 

3. Декарт о методе познания. Прежде всего, необходимо освободиться от заблуждений, мешающих позна­нию. Продолжая начатую Ф. Бэконом расчистку поля познания от всевозможных ложных наслоений прошлого, Декарт подверг критике схоластику. Первое правило метода познания требует прини­мать за истинное все то, что воспринимается в ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению. Перед нами указание на интуицию как на исходный элемент познания и критерий истины. Разумная интуиция, по мнению Декарта, совершенно безошибочна и не нуждается даже в особом напряжении мышления. То, что интуитивно, несомненно, а все то, что не подпадает под интуицию, подлежит сомнению и не может считаться истинным. Интуиция есть осознание «всплывших» в Разуме истин и их соотношений, она есть познание врожденных идей, присущих Разуму.

Итак, начало всякого познания начинается с построения теории на основании аксиом, интуитивно ясного (врожденного) знания. С сомнения начинает Декарт построение своей философии. Подвергнуть сомнению надо все свои мысли, не гово­ря уже о чувственных восприятиях, ибо можно предполо­жить, что какой-то «злой гений» обманывает каждого из нас. Все сомнительно, но несомненен сам акт сомнения, но то, что сомневается, мыслит. Значит существует носитель мышления, субъект, «Я». Но кто " Я"? Это не эмпирический земной человек, а духовная субстанция, наделенная способностью мыслить и являющаяся носителем врожденных идей. «Я мыслю, значит существую», следовательно есть мыслящая суб­станция, дух. Декарт считает этот тезис наиболее досто­верной интуицией, более надежной, чем интуиция мате­матическая.

 

4. Учение о Субстанции. Декарт дает такое определение субстанции: " Под субстанцией мы не можем разуметь ничего иного, кроме вещи, которая существует так, что не нуждается ни в какой другой вещи для своего существования". Далее у Декарта мы находим учение о двух субстанцияхдуховной, неотъемлемым свойством которой является мышление, и материальной - главным свойством которой является протяженность. Наши ощущения материальных явлений далеко не во всем своем составе годны для определения природы вещества. Ощущения цветов, звуков и прочее - субъективны; истинный, объективный атрибут телесных вещей заключается только в их протяженности, так как только сознание протяженности тел сопровождает все наши разнообразные чувственные восприятия и только это одно свойство может быть предметом ясной, отчетливой мысли. Тела суть протяженные величины, этим он указывал на самый существенный и основной признак идеи " материальности". Декарт признает мышление главным атрибутом духовной субстанции, но отказывает этой субстанции в протяженности, т.е.материальности, а материальной субстанции он отказывает в духовности. Он отрывает дух от материи.

Проблема - как могут действовать друг на друга субстанции абсолютно противоположные, формы проявления которых ничего не имеют общего между собой; как объяснить психическую деятельность человека, взаимодействие нематериальной души с материальным телом? Декарт помещает душу в небольшую железу мозга и объясняет аффекты удивления, гнева, страха, радости, печали, желания из тех нарушений спокойного интеллектуального созерцания души, которые производятся действием на эту железу животных духов или попросту паров крови, взволнованной движениями окружающих тел. Проблема взаимодействия духа и тела этим нисколько не разрешается, ибо каким образом непротяженная душа может быть заключена в протяженной железке мозга, а чистая мыслящая субстанция может испытывать на себе действие материальных и механических жизненных агентов, движений телесных субстанций?

5. Учение о Боге-Творце. Найдя критерий достоверности в отчетливых, ясных идеях, Декарт берется затем доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира. Так как убеждение в существовании телесного мира основывается на данных нашего чувственного восприятия, а о последнем мы еще не знаем, не обманывает ли оно нас безусловно, то надо прежде найти гарантию хотя бы относительной достоверности чувственных восприятий. Такой гарантией может быть только сотворившее нас совершенное Существо, идея о котором несовместима с идеей обмана. Ясная и отчетливая идея такого Существа в нас есть, но откуда она взялась? Мы сами сознаем себя несовершенными лишь потому, что измеряем свое существо идеей всесовершенного Существа. Значит, эта последняя не есть наша выдумка, не есть и вывод из опыта. Она могла быть внушена нам, вложена в нас только самим всесовершенным Существом. С другой стороны, эта идея настолько реальна, что мы можем расчленить ее на логически ясные элементы: полное совершенство мыслимо лишь под условием обладания всеми свойствами в высшей степени, а следовательно и полной реальностью, бесконечно превосходящей нашу собственную реальность. Таким образом из ясной идеи всесовершенного существа двояким путем выводится реальность бытия Бога: во-первых, как источника самой идеи о нем - это доказательство, так сказать, психологическое; во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, - это доказательство так называемое онтологическое, переходящее от идеи бытия к утверждению его существования, если есть в Разуме есть в реальности.

Если ясное и отчетливое мышление человеческого духа исходит от Бога и в идее его совершенного творчества находит высшую гарантию своей достоверности, то как объяснить заблуждения мышления? Обманом всесовершенного Существа они быть не могут, а если ошибки - самообман, то как они возможны? Восприятия или ощущения хотя и представляют собой темное, неотчетливое знание (в противоположность ясным идеям разума), но все же они нас не обманывают: источник ошибочных суждений - в истолковании ощущений, в отнесении их к несуществующим предметам, в нарушении последовательного разворачивания мыслей и т.д.. Тут участвует воля человека, а эта воля, руководящая мышлением, признается отчасти свободной; воля может свободно удержаться от утверждения и отрицания реальности ощущений, отвергнуть данные интуиции. Но Декарт признает чувство и волю только за модификации и формы отношения идей, ведь недаром единственный существенный атрибут духа есть, по его учению, мышление; а если так, то откуда же возьмется управляющая мышлением свободная воля?

6. Критика Декарта. Спиноза (1632-1677) вносит в определение Декарта важное исправление. Субстанция не есть вещь, это то, «что есть в себе и понимается через себя». Субстанция - первооснова, которая для своего существования ни в чем другом, кроме себя, не нуждается, а следовательно, является " при­чиной самой себя". Субстанция есть беспричинная Причина мира. Согласно данному определению, может существовать только одна Субстанция, тогда дух и материя являются ее неотъемлемыми качествами, атрибутами. Они взаимосвязаны между собой: дух есть всеначальная единая субстанция, сверхсознание; материя - ее многочисленные проявления, обладающие различными формами сознания. Дух протяжен, а материя духовна. Важно и различие между Богом как Единой Реальностью и Богом как Творческим существом.

 

 

Исходная точка философии Лейбница (1646-1716) лежит в попытке устранить и помирить противоречия, заключавшиеся в картезианском понимании мира, которое в его эпоху все более покоряло себе умы. Дуализм в воззрении на основные начала действительности приводил в картезианской системе к целому ряду неразрешимых трудностей. Если материи, как учил Декарт - только протяжение, то как возможно движение и разнообразие тел, как возможна их непроницаемость и сцепление их частей, как возможна та природная инерция, в силу которой материя сопротивляется сообщаемому ей движению, как возможна, вообще, жизнь в материальном мире? Сущность материи вовсе не в протяжении: материя прежде всего и внутри себя есть деятельная сила, Дух, Энергия, Жизнь, Воля, стремящаяся к проявлению в форме. Первоначальная реальность в мире принадлежит живым деятельным силам или центрам сил, проявлениям этой единой духовной субстанции. Эти силы, лежащие в основе мира, неделимые и простые, духовные в себе, но своими отношениями создающие видимость материальности, Лейбниц называть монадами. Итак, существует множество духовных субстанций, неизменных носителей изменчивых свойств.

Монады просты по своей природе; они абсолютно неделимы и, следовательно, не могут ни разрушаться, ни образовываться естественным путем: разрушению подлежит только то, что сложно по своей сущности и может распадаться на части; точно так же и возникает вновь лишь то, что слагается из каких-нибудь частей. Эти центры живой силы обладают первичной действительностью; они - единственные истинные субстанции; все должно состоять и слагаться из них, они суть истинные духовные атомы природы или последние элементы вещей. Мир состоит из простых существ, жизнь которых заключается в их деятельности. В своем внешнем проявлении эти существа представляют источник движения и воздействуют на существа, от них отличные. Монады, которые воплощаются в материальных формах, внутри себя одарены способностью сознания, их внутреннее бытие выражается в непрерывном развитии сознания от примитивных форм до человеческого разума.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал