![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема практического занятия: Тема текста. Структурно-смысловое деление текста. Текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Международный казахско-турецкий университет им. Х.А.Ясави
Факультет филологический
Кафедра русской филологии и журналистики
Методические рекомендации
по проведению занятий № по русскому языку
Туркестан – 2014 Тема практического занятия: Тема текста. Структурно-смысловое деление текста. Текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли. «Текст - это письменное по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное и правильно оформленное». (Н.Д. Зарубина). «Текст - важнейшее лингвистическое понятие. В нем сходятся все сведения о языке, речи. Текст - это реальная единица общения. Фактически мы пишем текстами, говорим текстами». (Г.Я. Солганик) «Текст является высшей единицей синтаксического уровня. В основе конкретных речевых произведений - текстов лежат общие принципы построения текстов; они относятся не к области речи, а к системе языка. Следовательно, текст надо считать не только единицей речи, но и единицей языка». (О.И. Москальская) Текст. Слово это настолько привычное, знакомое, что, казалось бы, и пояснений не требует. Однако такое впечатление обманчиво. Загадка, афоризм., хроникальная заметка в газете, и несколько предложений - басня, короткое стихотворение, зарисовка и большой роман. Что же объединяет все эти жанры? Почему они могут выступать под одним именем - текст? Ответ на эти вопросы очень не прост. В прошлом веке сформировалась даже целая наука - лингвистика текста. Настолько новым и сложным оказался предмет исследования. Дело в том, что раньше языкознание традиционно изучало слова, словосочетания, предложения, все, что было крупнее предложения - исключало из сферы своих интересов, отдавая их литературоведению, риторике, поэтике. И само слово текст было термином скорее полиграфии, чем языкознания. Например, писали и говорили, как, кстати, и сегодня пишут и говорят: текст сочинений такого-то писателя; надо восстановить утраченный текст документа. (Г.Я. Солганик). Текст - явление настолько многогранное и разноплановое, что не существует, да и вряд ли может существовать единое его понимание и определение. Каждый исследователь вкладывает в понятие «текст» свой собственный смысл и дает термину свое собственное толкование исходя из постулатов той науки, представителем которой является, и в соответствии со своими научными взглядами, представлениями и пристрастиями, в соответствии со своей концепцией и пониманием природы языка и человека. Многими лингвистами уже давно признано, что текст есть едва ли не основная единица коммуникации, так как «мы говорим нормально не разрозненными словами, а предложениями и текстами, и наша речь покоится на ситуации». Такое понимание текста характерно не только для «чистых» лингвистов и философов языка, но и для тех исследователей, которые изучали произведения с точки зрения психологии и психолингвистики: текст - это основная единица коммуникации, это «феномен реальной действительности и способ отражения действительности, построенный с помощью элементов системы языка». Именно референция - соотнесенность с соответствующей ситуацией, отличает текст от иных единиц языка, сама же ситуация имеет «статус полноправного» компонента структуры текста. Внимание. Микротекст обладает многими особенностями целого текста: связностью, цельностью, относительной законченностью в выражении микротемы. Микротекст - это единица текста, большая, чем предложение. Микротекст обладает типовым содержанием, которое соотносится с целевой установкой автора речи. Микротекст характеризуется содержательно-формальной коммуникативной ролью в структуре целого текста.
|