Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава VI индивидуальные особенности усвоения графических навыков
Исследователи детского изобразительного творчества подчеркивают необходимость овладения техникой рисунка, для развития способности к изображению. Способности формируются в деятельности, которая состоит из ряда компонентов: знания, навыки, умения. От какого-либо компонента будет влиять на протекание деятельности и, следовательно, на формирование способностей. Значит, формирование способностей к рисованию будет зависеть от того, насколько верно сформированы технические навыки — один из компонентов этой деятельности. Рассматривая структуру способностей к изобразительной деятельности, А.Г. Ковалев отмечает в качестве компонента острую зрительную чувствительность, легкость и полноту восприятия пространства и колоритных отношений; в качестве второго компонента - специальную умелость руки. «В руке живописцу подчеркивает он, — синтезированы, или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщенными умениями, закрепленными в системе движений» (А. Г. Ковалев. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности. — В кн.: Проблемы способностей. /под ред. В. Н. Мясищева. М., 1962, с. 155) Характеризуя развитие способностей к рисованию у детей дошкольного возраста, Н.П. Сакулина пишет: «Согласно марксистской психологии развитие способностей основывается на анатомо-физиологических особенностях индивидума. Для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и в области двигательной сферы - владения мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцев). Значительная сниженность зрения, дефекты цветоощущений, безусловно, отрицательно сказываются на развитии способностей к изображению. Серьезные дефекты в развитии движений рук также не позволяют овладеть этой способностью» (Сакулина Н. П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием.— «Известия АПН РСФСР», вып. 100. - 1959. - с. 10) Таким образом, для нормального формирования способностей к рисованию большое значение наряду со способностью восприятия имеет моторное развитие ребенка и особенно развитие движений его рук, координация руки и глаза. Для творческого решения изобразительной задачи необходимо владеть техническими умениями. Стимулом к развитию и использованию умений является творческий замысел, эмоциональная и волевая направленность на создание определенного изображения, на выразительную характеристику явления. Может возникнуть мнение, что такого рода творческой направленности достаточно для того, чтобы отрабатывались технические навыки и приобретались умения. Но практика показала, что в большинстве случаев техническая неумелость и беспомощность тормозят реализацию творческого замысла с первых штрихов рисунка. Владение основными навыками техники позволяет приступить к реализации замысла. Здесь вступают в силу эмоционально-волевые процессы творчества. Процесс использования технических умений в творческих рисунках прослеживался нами как при изображении предметов, которые предварительно обследовались, так и при выполнении иллюстраций к сказкам, когда мобилизовывалось воображение детей. Как показывают исследования (Н.П. Сакулина, Е.Ф. Рыбалко и др.), способности к рисованию у разных детей проявляются по-разному, с большими индивидуальными различиями. Наблюдения за детьми свидетельствуют, что и формирование технических навыков происходит у детей различно и часто является ярким показателем индивидуальных проявлений. У художников-графиков различия в технике изображения называют индивидуальной манерой. Графическое творчество В.А. Серова отличается большим использованием технических приемов. Заметно, что Серов то прибегает к широкой, бравурной трактовке, то вдруг переходит на деликатную, тонкую, изобилующую нежными полутонами трактовку (Грабарь И. Э. Серов-рисовальщик - М., 1961, с. 10) Лучшие рисунки Серова отличаются не только глубиной постижения жизни и пластического образа, но и замечательным раскрытием богатейших возможностей графики. " Не испытывая желания канонизировать какую-либо графическую систему, будь то, например, композиция, акцентирующая силуэтную выразительность контурной линии, художник в каждом случае стремился использовать те выразительные средства, которые наибольшей полнотой позволяли воплотить его замысел» (Стернин Г. Графика В. А. Серова. М., 1963, с. 6) И далее отмечаются присущие графическому мастерству лаконизм свободно бегущей карандашной линии, определенность светотеневых градаций рисунка, цветовые отношения акварельного письма. Все это как нельзя более убедительно подчеркивает индивидуальный, отличающийся простотой, искренностью и изяществом рисовальный талант этого замечательного художника. Индивидуальность графической манеры разных художников можно видеть, изучая творчество таких мастеров, как Веронезе, Рембрандт, Матисс, Ван-Гог, Пикассо, а так же современных художников-графиков: В. Лебедева, П. Митурича, Е. Чарушина, Т. Мавриной и др. Можно ли так отчетливо увидеть индивидуальные различия в манере исполнения у детей? Работа с детьми убеждает нас в том, что индивидуальные особенности в овладении изобразительными движениями, техникой рисования у детей появляются очень рано. Дети по-разному овладевают движениями, направленными на изображение простых предметов: одним достаточно общего показа у доски, чтобы они смогли повторить движение и получить изображение; другие не могут перенести зрительно воспринятое движение в руку, им недостаточно зрительного образа, а нужно, чтобы рука кинестетически восприняла движение, почувствовала его. Таким детям после общего показа следует показать это движение, взяв руку ребенка в свою. Некоторые же дети (их, правда, немного, но они встречаются в каждой группе) осваивают движения с еще большим трудом. Им нужен не только зрительный показ, но и неоднократное движение с их рукой, так как глаз и рука этих детей тут же «забывают» движение и в следующий раз ребенок делает попытку вспомнить, пытается сделать и так, и так, а ничего не получается. Формирование движения рук у таких детей требует пристального внимания педагога на каждом занятии в течение длительного времени, пока правильное движение не закрепится окончательно. Все сказанное об индивидуальных различиях в усвоении движений относится и к овладению инструментом. Одни дети производят движения быстро, энергично, и некоторая неточность движения их не смущает, а интересует лишь общая направленность его. Другие стараются произнести как можно более точное движение, чтобы передать форму изображаемого предмета во всех ее деталях. На первых порах движения этих детей могут быть несколько замедленными, осторожными, затем становятся все более уверенными, смелыми, но точность от этого не страдает. У некоторых детей точность движений не удается и при большой их осторожности. Овладение формообразующими движениями в младшем возрасте является той основой, на которой затем строится усвоение более сложных технических навыков и умений. Наличие отработанных в предшествующих возрастных группах навыков владения карандашом и кистью позволили детям быстро и смело наносить линии контура карандашом и покрасить рисунок цветом. Индивидуальный подход в обучении технике рисования на первых этапах овладения детьми деятельностью мотивирует успешному формированию ее у всех детей. Дети получают равные возможности изображения окружающих предметов и явлений. При этом овладение одними и теми же техническими приемами не ведет И дальше развитие техники изображения идет с индивидуальными различиями. Мы убедились в этом, наблюдая процесс рисования и анализируя рисунки многих детей. Остановимся на анализе характера изображения в связи с использованием детьми тех или иных технических умений и на различии манеры исполнения. Дети рисуют разные предметы. Контур одних состоит из прямых и строгих линий, например здания, других — кривых линий (животные, люди и т. д.). Форма может быть массивной и вместе с тем стройной, величественной: башня Кремля, высотные дома. Общий характер башни, высотных зданий удачнее передают те дети, у которых сложился более впечатляющий образ и которые в большей степени владеют техникой рисования. Движения их смелы, решительны. Изображение вазы с ветками вечнозеленого растения требует слитных, плавных и широких, свободных движений. Эти движения дети делают руками в воздухе при восприятии вазы с ветками. Рисуя, они воспроизводят те движения, характер которых сохранился в их ощущениях. В этом случае наблюдается смелость, плавность, уверенность движений, быстрый темп работы. Вместе с тем, как и при рисовании башни, дети следят за передачей отношении частей предмета по величине, форме, пропорциям. В случае необходимости дети прибегают к исправлению величины и формы, стараясь передать характер вазы и гибких длинных ветвей. Так, несмотря на различный характер изображаемого, владея разнообразной техникой рисования, дети могут разрешить поставленные перед ними задачи. У некоторых детей качество рисунка снижается из-за неумения активно участвовать в обследовании предмета, и результате чего отсутствует достаточно ясное представление о предмете, совокупности его пространственных свойств. Можно наблюдать иногда затруднения, которые испытывают дети и в силу того, что рука их «не слушается». Ребенок видит несоответствие рисунка представлению предмета и не может добиться большей точности в передаче величины, формы, пропорций, прямизны или плавного закругления линий. Совет и помощь воспитателя принимаются детьми охотно. Улучшенный рисунок радует их. Особенно ярко проявляются различия в манере исполнения при рисовании с натуры. Дети все по-разному передают один и тот же предмет. И хорошо видны индивидуальные особенности интерпретации натуры. Одни рисуют более обобщенно, не останавливаясь на прорисовке мелких деталей, другие стараются передать мельчайшие детали; часть рисуют крупно, другие несколько уменьшают изображение по сравнению с натурой и т. д. Форма круглой вазы с цилиндрическим горлышком передана детьми по-разному. У Лены П. форма ее близка к шару, у Алеши П.—удлинена по вертикали и сужена в боках, у Миши Г., наоборот, растянута в ширину. По-разному переданы полосы: у Лены 3.— светлые, мелкие, частые; у Лели Г.— светлые, широкие; у Гали— темные на светлом фоне. Во всех случаях надо отметить свободу и уверенность движений при проведении горизонтальных полос, прямизну их у большинства детей. Различна и манера изображения гибких длинных ветвей с ягодами. У Гали, Лены П., Миши Г. линии тонкие и гибкие, получились в результате плавного, неотрывного движения по дуге. У Кати, которая тоже старалась нарисовать ветки тонкими, линия прерывистая, то тоньше, то толще. Веточки с листьями приложены к основным ветвям, но не сливаются с ними. У Лены 3., Гали, Игоря, Алеши мелкие ветки органично вливаются в основные, также изогнуты по дуге, расположены ритмично. Рисунок Игоря отличается энергичным нажимом на кисть при проведении линий и нанесении листьев крупными мазками. Рядом с ним рисунок Гали кажется легким и изящным. По-разному нарисованы группы ягод: они то чаще располагаются на ветвях, то реже, то крупными и густыми группами, как у Игоря, то мелкими, как у Лены 3. Процесс выполнения этих рисунков носил творческий характер, палитра, в которой выполнял рисунок тот или иной рисунок, говорит как о степени усвоения им техники, так и индивидуальных различиях ее использования. Воспитатель не сковывает возможности выразительной передачи детьми образа, не навязывает детям одинаковую манеру, не принуждает к однообразному решению. Овладев техникой работы, разными материалами, каждый используют их по-своему, выразительно раскрывая характер предметов в рисунке. Для выполнения иллюстрации к сказке «Лиса и заяц» были предложены краски (гуашь), угольный карандаш и сангина. Дети по-разному использовали полученные материалы и создали разнообразные, выразительные варианты изображения зайца. Одни рисовали сангиной широкими штрихами, у них получился домик из веточек; другие сангиной изобразили бревнышки; третьи, нарисовав домик белой краской, провели по ней черные штрихи угольным карандашом — получилось впечатление березовой коры. Саша К. рисовал домик угольным карандашом, штрихами, получилось изображение из черных прутиков, а Элла А. нарисовала сначала березовые столбики (гуашь, угольный карандаш), а между ними поместила коричневые веточки (штрихи сангины). По-разному дети рисовали крышу этого домика: из веточек ели (гуашь), веточек деревьев, прутиков (сангина, угольный карандаш). Сравнивая изображения дерева, выполненные одним и тем же ребенком красками, угольным карандашом и сангиной, мы замечаем различие, определяемое разными возможностями материала и вместе с тем индивидуальными особенностями трактовки образа при использовании того или иного материала. Миша П., рисуя гуашью, передает мелкое разветвление короткими линиями, благодаря чему создается впечатление кружев. Он же, рисуя сангиной и угольным карандашом, сохраняет характер линий (они также коротки и соединены под большим углом), однако мелких веточек значительно меньше (их нанесение сангиной и угольным карандашом затруднено), стволы прорисованы энергичнее, к основанию ствол сильно расширяется. У Гали С. в рисунке гуашью ветки собраны густой метелкой и устремлены вверх по вертикали, создавая крону с небольшими просветами. В рисунке сангиной и карандашом сохранен тот же характер строения дерева и ветвей, но мелкие веточки видны отчетливее, и каждое из трех изображений, выполненных на одном листе разными материалами, имеет свои отличительные особенности. Индивидуальный характер исполнения виден и в других рисунках. Детям было дано довольно трудное задание — изображение предметов сложного контура, требующее энергичной, свободной линии, владения разнообразными поворотами руки. Предлагалось нарисовать лошадку (по керамической игрушке) и, чтобы она была не статичной, включить ее в сюжет «Лошадки пасутся на лугу». Предлагалось не только нарисовать несколько лошадок, но и по-разному расположить их на большом листе бумаги. Рисунки получились очень интересными по композиции и манере исполнения. Одни рисовали крупно, размашисто, уверенно. Чтобы заполнить лист, им потребовалось 2—3 фигурки. Таковы рисунки Вовы Г., Миши С. Другие рисовали мельче, сдержаннее, для заполнения пространства листа Диме Б., Лене П., Андрею С. пришлось нарисовать больше лошадок. И те и другие дети овладели умением производить разнообразные повороты рисующей руки, подчиняя ее движения сложившемуся представлению о предмете. Размещая изображение предмета на листе бумаги, дети по-разному фигурку рисуют от ранее изображенныx, меняют положение в пространстве, величину, но пропорции при этом не искажаются. Движения смелы и энергичны, они легко заполняют большой лист бумаги. При выполнении задания обнаружились и трудности. Так, Витя С. не умел рисовать линии, поэтому контуры его рисунка выглядят иными, дрожащими. И хотя ребенок владеет разнообразными поворотами руки, что позволяет изображать предметы из сложного контура, хорошо справляется с заполнением пространства, отсутствие плавного движения руки снижает качество рисунка. Были рисунки, обнаруживающие попытки найти соответствующее движение руки для решения задачи: ребенок изучает изображение еще и еще раз, но нужное движение не получается (Алеша Я., Витя 3.), поэтому передать сложную фигурку не удается. Недостаточное овладение техникой рисунка приводит к неудаче. Выполнение некоторых тем требует от детей большой амплитуды и динамичности линий. Рисунки, лишенные этого качества, оказываются маловыразительными. Одной из таких тем, требующих передачи движения, является изображение праздничного салюта. Детей поражает взлет цветных огней и медленное падение их, как бы повисание на белых дугообразно изогнутых нитях. Взор улавливает то один, то другой, то третий момент полета, каждый из которых детям хочется запечатлеть на рисунке. Вот рисунок Эдика. Пышные букеты разноцветных огней взлетели над Кремлем. Этот же момент передал Саша К., но композиция рисунка у него иная. У Миши огни заполнили все небо, рассеялись, их соединяют энергичные, быстро нанесенные штрихи. Передано общее движение огней в небе. Совсем иначе изображено это Сашей Д.: сильные белые линии заполнили все небо. Цвет использован относительно скупо, вся выразительность — в движении линий. Их мощность и простор неба подчеркнуты мелкими, тщательно отработанными изображениями освещенных зданий, размещенных по нижнему краю листа. Лена П., рисуя салют, стремится к симметричному расположению предметов и линий. Лена С. много внимания уделила изображению Спасской башни и Кремлевской стены (башня стройна и величественна, детали обобщены). Левый пучок цветных огней на тонких нитях направлен к башне. Симметрично к нему дан и правый, но сказалось утомление руки — линии получились широкими и грубыми. Особенности техники выполнения рисунка нельзя рассматривать изолированно от других индивидуальных особенностей изображения. Рисунки Миши характеризуются силой, энергией, отчетливостью и слитностью форм, скупостью деталей. Миша смело и быстро наносит широкие мазки и полосы. Композиция рисунка уравновешенна, но лишена симметрии. В иллюстрации к сказке «Лиса и заяц» различие лубяной и ледяной избушек показано лишь в некоторых деталях, в цвете. Они расположены ближе к центру рисунка и разделены деревом. Справа — высокая береза, слева — маленькая елочка. Над елкой — большой диск солнца, который и уравновешивает композицию. Рисуя комнатное растение, свисающее из настенной вазы, Миша энергично передает изогнутость стеблей, значительно утолщая их. Ваза дана слитно, массивно, без деталей. В той же манере рисует он вазу с ветками. Очень характерна для Миши трактовка фигур бегущих коней. Им хорошо прочувствована упругая сила изогнутых линий торса, ног, головы, Он дает крупные изображения, динамично заполняя лист. Галя изображает те же предметы иначе. Настенная вазочка легче по форме, свисающие вниз ветви растения тоньше, расположение их симметрично. Так же изобразила она и вазу с ветками: линии веток гибки и тонки, листья и ягоды относительно невелики. Весь лист заполнен, композиция уравновешенная. Рисуя коней, Галя не подчеркивает их бег, как Миша, а равномерно располагает их по листу. Пустые места заполняет изображениями летящих птиц, придавая рисунку декоративный характер. Ее рисунок к сказке «Лиса и заяц» гораздо детализированней, чем у Миши. Линии и мазки не такие размашистые и плотные. Сангину и угольный карандаш, которые предлагалось детям использовать наряду с гуашью, Галя употребила для легких штрихов на коре березы, на лубяном домике, тогда как Миша покрыл сангиной сплошь стену домика, а угольным карандашом изобразил густой дым из трубы дома. Индивидуальные различия манеры исполнения при хорошей технике видны и в работах по замыслу. В рисунках к сказке Ершова «Конек-Горбунок» дети по-разному решили картины сказки. Итак, мы видим, что несмотря на различие изобразительных задач, решаемых детьми, выделяются особенности манеры исполнения у разных детей. Как уже отмечалось выше, индивидуальные различия сказываются в изображении отдельных предметов, использовании цвета, расположении изображений на листе бумаги и т. д. С целью выявления индивидуальной графической манеры проанализировано более 200 разных рисунков детей. Составляя характеристики индивидуальной манере изображения, мы исходили из рассмотренной выше группировки навыков и умений. Сюда входят: величина изображения (тенденция к уменьшению или увеличению изображения), передача характерной формы и пропорции, характер линий конструктивного назначения, характер линий контура, манера накладывания краски, закрашивания рисунка карандашом, темп рисования. При анализе рассматривались и другие стороны рисунка: цвет, стремлении к высветлению или затемнению, композиция рисунка, заполнение пространства листа (широкое, полное или суженное, неполное), но основными были те показатели, которые характеризовали технику рисования. Приведем характеристику манеры изображения некоторых детей. Эти дети хорошо овладели технической и другими сторонами рисования. Вместе с тем в их рисунках отчетливо выделяется индивидуальная манера. Маша Н. Для нее характерны некрупная, средняя величина изображений, хорошая передача формы и ее контура; линия контура слитны, главные линии иногда при повторения усилены и уточнены. Конструктивные линии Маша улавливает хуже, робко передает их направление, теряет его и вместе с этим плавность, смелость движения. Закрашивание карандашом хорошее: отработаны все входящие в это умение навыки. Краской, пятном владеет хуже, иногда теряет форму; отсутствует необходимая смелость движений. Заполняет лист не всегда удачно, теряет охват целого или идет по линии симметрии — по углам, по сторонам. Цвет в рисунках некрасивый. Темп работы, как правило, замедленный: во время рисования часто отвлекается, поворачивается, рассматривает работу товарища, свою, наконец, снова приступает к продолжению начатого. Наташа Б. В большинстве случаев величина изображений соответствует величине листа, однако иногда у Наташи отмечается склонность к уменьшению изображения. Форму предметов и пропорции, как правило, передает верно, но может, исказить. Конструктивные линии плавны, изогнуты. Линии контура слитны, уверены, в карандаше легки, в краске тонки. Характер ветвей передается верно. Закрашивание карандашом и краской соответствует всем требованиям. Иногда закрашивает не все пространство, а покрывает его отдельными мазками (трава, земля, небо). Композиция рисунка не всегда удачная: как правило, лист заполняется изображениями хорошо, но иногда из-за уменьшения изображения остается много пустого пространства. Не всегда удаются декоративные композиции. Темп выполнения работы довольно быстрый, работает не отвлекаясь. Витя С. В целом он тяготеет к крупному изображению. Общую форму и конструкцию предметов схватывает и передает верно. Линии контура быстры, слитны, как правило, уверены, но не всегда точны. Детали формы часто упускает и передает небрежно. Закрашивает рисунки то ровно, сильно, что свидетельствует об отработанности всех входящих в умение навыков, то небрежно, торопливо. Располагает изображения в соответствии с сюжетом, но в композиции отсутствуют декоративные моменты (симметрия). Цветовые отношения строит на темном и светлом. Работает в основном быстро, но часто отвлекается и иногда, отвлекаясь, теряет нить изображения. Боря Б. Характерно в основном соответствие величины изображения размеру листа. Форму предметов передает, как правило, верно, но форма предметов, отличающихся сложной линией контура (керамические фигурки животных), удается не сразу. Карандашные линии контура легки, в основном уверены, свободны, в краске слитны, тонки. Конструктивные линии также удаются неплохо, свободны. Закраска ровная, цвет то ярок, интенсивен, то мягок — и соответствии с задачей, но не всегда красиво сочетание цветов. Композиция не всегда удачна, иногда она случайна, лист оказывается незаполненным, остаются неоправданно пустые места. Работает Боря в основном быстро, уверенно, сосредоточенно, не отвлекаясь. Мы видим, что все дети свободно владеют способом проведения разнообразных линий карандашом и кистью. Это свидетельствует о сформированности всех навыков, входящих в данное умение. Овладение этим умением позволяет детям свободно передавать форму разных предметов, и более простых, и более сложных. Вместе с тем одни это делают сильной, энергичной, даже грубоватой линией (Витя, Миша), для других характерны тонкие, легкие, изящные линии контура (Наташа, Галя). Однако и первые дети владеют легко линией, о чем свидетельствуют их рисунки.
Данная страница нарушает авторские права?
|