Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Симеон Полоцкий – поэт, драматург, издатель.
Симеон Полоцкий (1629 – 1680) – киевский ученый монах, белорус по национальности и выдающийся деятель культуры второй половины 17 века. Приехав в 1664 году в Москву из Полоцка, он выступил как педагог, поэт и драматург, а также как пропагандист просвещения и книгопечатания. На первых порах Полоцкий писал свои стихи на языках книжном украинско-белорусском, польском и латинском, но со времени своего переезда в Москву после занятия поляками Полоцка, где перед тем Симеон был учителем в монастырском училище, он стал писать на архаизированном славяно-русском языке. Преподавая в Славяно-греко-латинской академии и выступая в качестве проповедника полемических сочинений, направленных против раскола, Полоцкий в то же время усиленно предавался стихотворческой деятельности, в значительной степени вызывавшейся его положением придворного поэта и наставника царских детей. Он считал очень важным типографию и писал: «Ничто так ум не расширяет, как печать». Полоцкого можно назвать первым профессиональным писателем на Руси: он получал подарки за свои стихи. А когда не получал, то начинал возмущаться. Официальные отношения Полоцкого к царскому двору обуславливали культивирование Полоцким жанра хвалебных, панегирических стихотворений (панегирические вирши), по теме и по форме являвшихся прямыми предшественниками торжественных од 18 века. Симеон многократно отзывается своими стихами на различные события придворной жизни (рождение Петра I, приветственные книжицы «Орел Российский» - посвящена царю, опора государства в законе, царица там изображается как луна; «Глас последний» - на смерть царя; «Гусли доброгласной» - по случаю венчания Федора Алексеевича). Как видно из этих стихотворений, Полоцкий расточает представителям царского дома похвалы, отдающие трафаретными выражениями лести и патетики, встречаются элементы античной мифологии и с античными именами. Все эти вирши, две пьесы «Комедия о Навуходоносоре-царе» и «Комедия притчи о блудном сыне» и значительное количество «декламаций» он объединил в сборник «Рифмологион». За год до этого был составлен другой сборник «Вертоград многоцветный», заключающий в себе свыше 30 тысяч стихотворных строк, 1246 стихотворений на самые разнообразные темы: стихи по истории, географии, о гражданстве, пьянстве, сословиях, пороках. Эти стихотворения распределены по рубрикам, обозначенным самим автором: «подобия», «образы», «присловия», «толкования», «эпитафии», «повести», «обличения» и откликаются на злободневные темы современного писателю быта. Здесь и заимствованные сюжеты из средневековых исторических сборников, (смерть епископа Гаттона, съеденного мышами, за то, что он сжег бедняков), шутки, сатиры, дидактические рассуждения. Он дал образцы всех жанров: от эпиграмм до оды. Он ввел силлабический стих, в последних исследованиях он считается родоначальником московского барокко, первого европейского стиля, представленного в русской культуре. Стихотворение в пример: в стихотворении «Пьянство» рассказывается, как пьяница, у которого все двоилось в глазах 2 сыновей принял за 4 и стал попрекать жену за блуд, хотел припечь ее раскаленным железом, но жена догадалась предложить пьяному мужу самому поднести ей железо. И только прикоснувшись к нему, пьяница отрезвел. А в некоторых стихотворениях Симеон Полоцкий выступает в качестве обличителя отрицательных черт, какие были присущи различным слоям современного ему общества («Купечество» упрекает в лживых словах, обвешивании, перекупщиков, всего 8 смертных грехов, «Монах» - в разврате, чревоугодии, пьянстве и т.д. Таким образом, Симеон Полоцкий в своих обличениях стоял на тех же позициях, на каких стояла официальная церковная власть. Нормы поведения духовенства проповедовались в русской церковной публицистике, ставя себе целью укрепить пошатнувшуюся старину (У Симеона Полоцкого есть книга «Жезл правления» - политический доклад против старообрядцев). «Комедия- притча о блудном сыне», например, ставит своей задачей утвердить традиции отцов. Он «говорит»: «Нельзя просто кидаться на заграничное, нужно своей стране служить; нельзя набрать просто внешние атрибуты и презирать родное. И жить по домостроевской морали!»
|