Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Повести о начале татаро-монгольского завоевания («Слово о погибели земли Русской», «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем»).
«Слово о погибели земли Русской». «Слово о погибели Русской земли» дошло до нас в двух списках, при этом не как самостоятельный текст, а как введение к первой редакции «Повести о житии Александра Невского». Но сравнение стиля «Слова» со стилем «Повести» свидетельствует о независимости этих произведений и о разном времени их возникновения. «Слово о погибели» было написано автором южнорусского происхождения в Северо-Восточной Руси не позже 1246 г. Заглавие памятника (оно читается только в псковском списке) и фраза об обрушившейся беде на христиан, на которой обрывается текст, дают основание связывать возникновение этого произведения, неизвестного нам автора, с началом монголо-татарского. Вероятнее всего, «Слово» было написано между 1238-1246 гг. Дошедший до нас отрывок «Слова о погибели» - либо вступление, либо первая часть произведения о «погибели Русской земли» - об ужасах батыевщины, о разгроме русских княжеств. В нем восторженно описываются былые красота и богатство Русской земли, ее прежнее политическое могущество. Автор «Слова о погибели» восхищается красотой и величием своей родины. Она славна и «грозными» князьями, боярами, вельможами. Идеальный образ русского князя, который рисует автор, - образ Владимира Мономаха. В обстановке монголо-татарского нашествия и военного поражения Русской земли напоминание о силе и могуществе Мономаха служило укором современным князьям и вместе с тем должно был вселять надежду на лучшее будущее. «Слово о погибели Русской земли» по поэтической структуре и в идейном отношении близко к «Слову о полку Игореве». Обоим памятникам присущи высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста. Оба памятника близки и сочетанием в них плача и похвалы, похвалы былому величию Русской земли, плачу о ее бедах в настоящем. «Повесть о битве на реке Калке». Этот текст «сохранил в наиболее полном виде популярный южнорусский рассказ о Калкской битве, составленный почти сразу же после поражения русских в период между 1223 и 1228 гг. Начинается «Повесть» со слов о неожиданном появлении многочисленных и грозных войск неизвестного до тех пор народа. Это кара, ниспосланная Богом за грехи людей. (такая трактовка характерна для всех памятников книжного происхождения). Автор сообщает о разгроме этим грозным войском соседствующих с русскими землями народов: ясов, обезов, касогов и половцев. Остатки разгромленных половцев пришли на Русь и умоляют русских князей вступиться за них. Монголо-татары на Калке внезапно обрушились на «станы» русских князей, которые бежали от них. В битве не принял участие отряд Мстислава Киевского. Огородившись тыном из кольев, отряды Мстислава приготовились к обороне. Но ни смогли продержаться только три дня. Все захваченные воины были перебиты, а князья (Мстислав и еще двое) подвергнуты мучительной и позорной казни. «Повесть о битве на реке Калке» была написана в традициях русских военных летописных повестей XII в. В небольшом по объему тексте автор сумел передать все обстоятельства сбора русских князей на войну, переговоров их с половцами и послами монголо-татар, рассказал о том, как шли к Калке русские воины, красочно описал подробности этого похода. «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем». «Повесть» могла быть написана лишь через какой-то период времени после самого события, когда эпически обобщились в представлении людей действительные факты. По-видимому, повесть возникла не позже середины XIV века. «Повесть» начинается в летописной манере. Великий князь рязанский пытается откупиться от татар, но попытки договориться в врагом бесцельны – в этом случае приходится полностью подчиниться их воле. Экспозицию «Повести» связывает обращение Юрия Ингоревича к рязанским князьям и воинам с призывом к борьбе с врагом: лучше смерть, чем позорное рабство. Рязанская рать была полностью разгромлена татарами, после пятидневной осады пустая мертвая Рязань захвачена Батыем. Разгромив Рязань, Батый пошел на Суздаль и Владимир. Евпатий Коловрат, рязанский вельможа, находившийся во время нападения в Чернигове, собрал людей и догнал Батыя в Суздальской земле. Для уцелевших рязанцев во главе с Коловратом эта битва заканчивается поражением. Но самого Евпатия враги смогли убить только из стенобитных орудий. Автор «Повести» широко использовал в своем произведении устные эпические предания о нашествии Батыя на Рязань. Наиболее заметна эпическая основа в рассказе об Евпатии Коловрате. Все части произведения объединены единой идеей беззаветной, мужественной защиты родины от нашествия врага. Этот основной смысл «Повести» делал ее гимном героизму и велению человеческого духа.
|