Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как соотносятся понятия гордыня и смирение в романе Достоевского Преступление и Наказание? ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Да, сам Раскольников страдает, страдает глубоко. Но он сам себя обрек на страдания - Соня же страдает безвинно, расплачиваясь нравственными муками не за свои грехи. Значит, она неизмеримо выше его морально. И оттого его особенно сильно тянет к ней - он нуждается в ее поддержке, он устремляется к ней «не по любви, а как к провидению». Именно поэтому ей первой Раскольников рассказывает о совершенном преступлении. Мысль Раскольникова приводит Соню в ужас: «Это человек-то вошь!». И в то же время ей очень жаль Раскольникова, она уже знает, что ничем невозможно искупить это преступление, что самое страшное наказание за грех - ежеминутное самоосуждение, собственная неспособность простить себя, жить без угрызений совести. И сама Соня после страшного признания Раскольникова начинает считать, что они - люди одного мира, что все разделявшие их преграды - социальные, интеллектуальные - рухнули. Соня сама выводит героя «из мрака заблуждения», вырастает в громадную фигуру страдания и добра. У нее нет никаких теорий, кроме веры в Бога, но это именно вера, а не идеология. Соня нигде не спорит с Раскольниковым; путь Сонечки - объективный урок для Раскольникова, хотя никаких наставлений с ее стороны он не получает, если не считать совета пойти на площадь покаяться. Соня страдает молча, без жалоб. Невозможно для нее и самоубийство. Но ее доброта, кротость, душевная чистота поражают воображение читателей. С другой стороны Раскольникову противостоят люди, которые были самыми близкими для него до того, как он пришел к мысли о разрешении самому себе права на убийство «ничтожной твари» ради пользы многих. Это мать, Пульхерия Александровна, сестра Дуня, товарищ по университету Разумихин. Они олицетворяют для Раскольникова «отвергнутую им» совесть. Они ничем себя не запятнали, живя в преступном мире, и потому общение с ними почти невозможно для главного героя.
Герой нашего времени. Проблема лишнего человека Историю жизни " лишнего человека", человека способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник А. С. Пушкина — Михаил Юрьевич Лермонтов, создав роман " Герой нашего времени". Лермонтов в романе выносит суровый приговор своему поколению, упрекая его в равнодушии, бездействии, в неспособности " к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья". Вслед за А. С. Пушкиным Лермонтов делает героем романа типичного представителя образованной дворянской молодежи. Раздумывая о людях предшествующих поколений, полной веры, жажды свободы, страстных и пламенных, Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствием веры в подвиг, любовь и дружбу и порожденная этим скука лишают для Печорина жизнь всякой ценности. Печорин ощущает в душе своей " силы необъятные", и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился. Трагедия молодого человека усугублялась тем, что он вынужден жить в среде, которую презирал и отвергал. Передовой человек 30-х годов XIX века чувствовал себя " лишним" в своей стране и даже в целом мире. " Рожденный для высокой цели", он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека
Гоголь «Мертвые души» В центре внимания не индивидуальные личностные черты, а типические черты социальных групп и лиц, как их представителей. Конфликт – исполинские духовные силы народа и его закобаленность. За портретами помещиков в поэме следует изображение верхушки губернского чиновничества. Чиновничьи круги, подменявшие правосудие бумажной волокитой. Г. с изумительной силой обнажает пустоту губернского общества. Гоголь все время подчеркивает пропасть между помещиками, чиновниками-бюрократами и народом. На протяжении всей поэмы утверждение простого народа как положительного ее героя сливается с прославлением родины. Поэма завершена гимном русскому народу, его могучим возможностям, его великому будущему. Картины природы в поэме скудны, но горячая любовь к природе прорывается в мотиве дороги, проходящем через всю поэму. Этот образ несомненно способствует усилению эмоциональности и динамичности поэмы. Дорога убегающая вдаль – это необъятные просторы родины, ее непрерывное движение вперед. Пользуясь этим образом, писатель выражает и свою ненависть к застою, и свою устремленность вперед. Образ дороги противостоит мертвому застою русской обыденности. Пушкин Капитанская дочка. Идея – путь молодого человека, как путь утрат многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Идея человеческой связи всех людей без различия сословий и положений, идея того, что творить милостыню – одно из лучших проявлений человеческого духа, а прочное основание человеческого общежития – не жестокость и насилие, а добро и милосердие. Двойственность Пугачева: с одной стороны – беспощадный жестокий злодей. С другой - смелый и дерзкий человек, талантливый военоначальник, любимец народа. Пугачев - человек, способный к состраданию, способный на добро отвечать добром, умеющий защитить, человек чуткий, проницательный, мудрый Благотворное влияние семьи не было решающим в становлении характера Евгения. Он считал, что " Всякий человек сам себя воспитать должен...". Годы упорного труда сделали его образованным человеком.
Характеристика Базарова Базаров – нигилист, демократ. Сила духа, практичность, умение отстаивать свои убеждения, презрительное отношение к природе, искусству, любви. Высокая самооценка, гордость, неразличимо переходящая в гордыню. «Природа не храм, а мастерская» Аркадий оставался по словам Базарова «либеральным баричем» Базаров, подчиняясь требованиям культурной жизни России 60-х годов, увлекался естественными науками.Такие знания Базаров считал необходимым фундаментом для всякого рода деятельности, полезной обществу. Являясь представителем разночинной демократии, Базаров утверждал материалистическое миросозерцание, развитие науки, плодотворное стремление ничего не брать на веру, все проверять жизнью.
|