Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Инженер-конструктор является творцом новой техники, и уровнем его творческой работы в большей степени определяются темпы научно-технического прогресса






Инженер-конструктор является творцом новой техники, и уровнем его творческой работы в большей степени определяются темпы научно-технического прогресса. Деятельность конструктора принадлежит к числу наиболее сложных проявлений человеческого разума. Решающая роль успеха при создании новой техники определяется тем, что заложено на чертеже конструктора. С развитием науки и техники проблемные вопросы решаются с учетом все возрастающего числа факторов, базирующихся на данных различных наук. При выполнении проекта используются математические модели, базирующиеся на теоретических и экспериментальных исследованиях, относящихся к объемной и контактной прочности, материаловедению, теплотехнике, гидравлике, теории упругости, строительной механике. Широко используются сведения из курсов сопротивления материалов, теоретической механики, машиностроительного черчения и т. д. Все это способствует развитию самостоятельности и творческого подхода к поставленным проблемам.

При выборе типа редуктора для привода рабочего органа (устройства) необходимо учитывать множество факторов, важнейшими из которых являются: значение и характер изменения нагрузки, требуемая долговечность, надежность, КПД, масса и габаритные размеры, требования к уровню шума, стоимость изделия, эксплуатационные расходы.

Из всех видов передач зубчатые передачи имеют наименьшие габариты, массу, стоимость и потери на трение. Коэффициент потерь одной зубчатой пары при тщательном выполнении и надлежащей смазке не превышает обычно 0, 01. Зубчатые передачи в сравнении с другими механическими передачами обладают большой надежностью в работе, постоянством передаточного отношения из-за отсутствия проскальзывания, возможностью применения в широком диапазоне скоростей и передаточных отношений. Эти свойства обеспечили большое распространение зубчатых передач; они применяются для мощностей, начиная от ничтожно малых (в приборах) до измеряемых десятками тысяч киловатт.

К недостаткам зубчатых передач могут быть отнесены требования высокой точности изготовления и шум при работе со значительными скоростями.

Косозубые колеса применяют для ответственных передач при средних и высоких скоростях. Объем их применения - свыше 30% объема применения всех цилиндрических колес в машинах; и этот процент непрерывно возрастает. Косозубые колеса с твердыми поверхностями зубьев требуют повышенной защиты от загрязнений во избежание неравномерного износа по длине контактных линий и опасности выкрашивания.

Одной из целей выполненного проекта является развитие инженерного мышления, в том числе умение использовать предшествующий опыт, моделировать используя аналоги. Для курсового проекта предпочтительны объекты, которые не только хорошо распространены и имеют большое практическое значение, но и не подвержены в обозримом будущем моральному старению.

Существуют различные типы механических передач: цилиндрические и конические, с прямыми зубьями и косозубые, гипоидные, червячные, глобоидные, одно- и многопоточные и т. д. Это рождает вопрос о выборе наиболее рационального варианта передачи. При выборе типа передачи руководствуются показателями, среди которых основными являются КПД, габаритные размеры, масса, плавность работы и вибронагруженность, технологические требования, предпочитаемое количество изделий.

При выборе типов передач, вида зацепления, механических характеристик материалов необходимо учитывать, что затраты на материалы составляют значительную часть стоимости изделия: в редукторах общего назначения - 85%, в дорожных машинах - 75%, в автомобилях - 10% и т. д.

Поиск путей снижения массы проектируемых объектов является важнейшей предпосылкой дальнейшего прогресса, необходимым условием сбережения природных ресурсов. Большая часть вырабатываемой в настоящее время энергии приходится на механические передачи, поэтому их КПД в известной степени определяет эксплуатационные расходы.

Наиболее полно требования снижения массы и габаритных размеров удовлетворяет привод с использованием электродвигателя и редуктора с внешним зацеплением.


2 Выбор электродвигателя и кинематический расчёт

По табл. 1.1[1] примем следующие значения КПД:

- для закрытой зубчатой конической передачи: h1= 0, 965

- для закрытой зубчатой цилиндрической передачи: h2= 0, 975

 

Общий КПД привода будет:

 

h = h1x... xhnxhподш.3xhмуфты2

= 0, 965 x0, 975 x0, 993x0, 982= 0, 877

 

где hподш.= 0, 99 - КПД одного подшипника.

hмуфты= 0, 98 - КПД одной муфты.

 

Делительный диаметр тяговой звёздочки:

 

D = = = 288, 096 мм

 

где t - шаг зубьев тяговой звёздочки, Z - количество зубьев тяговой звёздочки.

 

Угловая скорость на выходном валу будет:

 

wвых.= = = 5, 207 рад/с

 

Требуемая мощность двигателя будет:

 

Pтреб.= = = 1, 112 кВт

 

В таблице П.1[1](см. приложение) по требуемой мощности выбираем электродвигатель 90LB8, с синхронной частотой вращения 750 об/мин, с параметрами: Pдвиг.=1, 1 кВт и скольжением 0% (ГОСТ 19523-81). Мощность двигателя меньше требуемой мощности на 1, 079%, что меньше допустимых 10%. Номинальная частота вращения

 

nдвиг.= 750 - =715 об/мин,

 

угловая скорость

 

wдвиг.= = = 74, 875 рад/с.

 

Oбщее передаточное отношение:

 

U = = = 14, 38

 

Суммарное передаточное число редуктора:

 

U(ред.)= 14, 38

 

По формулам из таблицы 1.3[2] для коническо-цилиндрического редуктора для тихоходной передачи получаем передаточное число:

 

U2= 0.63 x = 0.63 x = 3, 725

 

Примем U2= 3, 55

 

Тогда передаточное число для быстроходной передачи:

 

U1= = = 4, 051

 

Примем U1= 4

 

Рассчитанные частоты и угловые скорости вращения валов сведены ниже в таблицу:

 

Вал 1-й n1= nдвиг.= 715 об./мин. w1= wдвиг.= 74, 875 рад/c.
Вал 2-й n2= = = 178, 75 об./мин. w2= = = 18, 719 рад/c.
Вал 3-й n3= = = 50, 352 об./мин. w3= = = 5, 273 рад/c.

 

Мощности на валах:

 

P1= Pтреб.xhподш.=

1, 112 x106x0, 99 = 1100, 88 Вт

 

P2= P1xh1xhподш.=

1100, 88 x0, 965 x0, 99 = 1051, 726 Вт

 

P3= P2xh2xhподш.=

1051, 726 x0, 975 x0, 99 = 1015, 178 Вт

 

Вращающие моменты на валах:

 

T1= = = 14702, 905 Нxмм

 

T2= = = 56184, 946 Нxмм

 

T3= = = 192523, 8 Нxмм


По таблице П.1(см. приложение учебника Чернавского) выбран электродвигатель 90LB8, с синхронной частотой вращения 750 об/мин, с мощностью Pдвиг.=1, 1 кВт и скольжением 0% (ГОСТ 19523-81). Номинальная частота вращения с учётом скольжения nдвиг.= 715 об/мин.

 

Передаточные числа и КПД передач

Передачи Передаточное число КПД
1-я закрытая зубчатая коническая передача   0, 965
2-я закрытая зубчатая цилиндрическая передача 3, 55 0, 975

 

Рассчитанные частоты, угловые скорости вращения валов и моменты на валах

Валы Частота вращения, об/мин Угловая скорость, рад/мин Момент, Нxмм
1-й вал   74, 875 14702, 905
2-й вал 178, 75 18, 719 56184, 946
3-й вал 50, 352 5, 273 192523, 8

 


3 Расчёт 1-й зубчатой конической передачи

 

 

 

3.1 Проектный расчёт

 

Выбираем материалы со следующими механическими характеристиками (см. табл. 2.1-2.3[2]):

 

- для шестерни: сталь: 40ХН

термическая обработка: поверхностная закалка с нагревом ТВЧ

твердость: HRC 50

 

- для колеса: сталь: 40ХН

термическая обработка: закалка

твердость: HRC 45

 

Допустимые контактные напряжения (стр. 13[2]), будут:

 

[s]H=,

 

По таблицам 2.1 и 2.2 гл. 2[2] имеем:

 

для стали шестерни с твердостью поверхностей зубьев более HB 350 и термической обработкой - поверхностная закалка с нагревом ТВЧ

 

sH lim(шест.)= 17 xHRC1+ 200

= 17 x50 + 200 = 1050 МПа;

 

для стали колеса с твердостью поверхностей зубьев более HB 350 и термической обработкой - закалка

 

sH lim(кол.)= 18 xHRC2+ 150

= 18 x45 + 150 = 960 МПа;

 

Предварительное значение диаметра внешней делительной окружности шестерни:

 

d'e1= K x = 22 x = 77, 22 мм.

 

где коэффициент K в зависимости от поверхностной твёрдости, для выбранных материалов K = 22; для прямозубой конической передачи коэффициент uH= 0, 85.

 

Окружную скорость Vmна среднем делительном диаметре вычисляем по формуле (при Kbe= 0, 285):

 

Vm= =

 

= 2, 478 м/с.

 

SH- коэффициент безопасности SH= 1, 2; ZN- коэффициент долговечности, учитывающий влияние ресурса.

 

ZN=,

 

где NHG- число циклов, соответствующее перелому кривой усталости, определяется по средней твёрдости поверхности зубьев:

 

NHG= 30 xHBср2.4£ 12 x107

NHG(шест.)= 30 x4842.4= 83320165, 259

NHG(кол.)= 30 x4272.4= 61680538, 234

 

NHE= mHxNк- эквивалентное число циклов.

 

Nк= 60 xn xc xtS

 

Здесь:

 

- n - частота вращения, об./мин.; nшест.= 715, 004 об./мин.; nкол.= 178, 751 об./мин.

- c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении;

 

tS= 365 xLгxC xtcxkгxkс- продолжительность работы передачи в расчётный срок службы, ч.

 

- Lг=10161 г. - срок службы передачи;

- С=1 - количество смен;

- tc=8 ч. - продолжительность смены;

- kг=0, 8 - коэффициент годового использования;

- kс=0, 29 - коэффициент суточного использования.

 

tS= 365 x10161 x1 x8 x0, 8 x0, 29 = 6883467, 84 ч.

 

mH- дополнительный множитель для эквивалентной циклической долговечности.

 

mH= S =

 

+ = 0, 188

 

Тогда:

 

Nк(шест.)= 60 x715, 004 x1 x6883467, 84 = 295302422368, 282

Nк(кол.)= 60 x178, 751 x1 x6883467, 84 = 73825605592, 07

 

NHE(шест.)= 0, 188 x295302422368, 282 = 55516855405, 237

NHE(кол.)= 0, 188 x73825605592, 07 = 13879213851, 309

 

В итоге получаем:

 

ZN(шест.)= = 0, 338

Так как ZN(шест.)< 1.0, то принимаем ZN(шест.)= 1

 

ZN(кол.)= = 0, 405

Так как ZN(кол.)< 1.0, то принимаем ZN(кол.)= 1

 

ZR= 0, 9 - коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопряжённых поверхностей зубьев.

 

Zv- коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости: Zv= 1...1.15

 

По предварительно найденной окружной скорости получим Zv:

 

Zv= 0.925 xV0.05= 0.925 x2, 4780.05= 0, 968

 

Допустимые контактные напряжения:

 

для шестерни [s]H1= = 787, 5 МПа;

 

для колеса [s]H2= = 720 МПа;

 

Для прямозубых колес за расчетное напряжение принимается минимальное допустимое контактное напряжение шестерни или колеса.

Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение будет:

 

[s]H= [s]H2= 720 МПа.

 

Допустимые напряжения изгиба (стр. 15[2]), будут:

 

[s]F=.

 

По таблицам 2.1 и 2.2 гл. 2[2] имеем

 

sF lim(шестерня)= 700 МПа;

sF lim(колесо)= 500 МПа;

 

SF- коэффициент безопасности SF= 1, 7; YN- коэффициент долговечности, учитывающий влияние ресурса.

 

YN=,

 

где NFG- число циклов, соответствующее перелому кривой усталости:

 

NFG= 4 x106

 

NFE= mFxNк- эквивалентное число циклов.

 

Nк= 60 xn xc xtS

 

Здесь:

 

- n - частота вращения, об./мин.; nшест.= 715, 004 об./мин.; nкол.= 178, 751 об./мин.

- c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении;

 

tS= 365 xLгxC xtcxkгxkс- продолжительность работы передачи в расчётный срок службы, ч.

 

- Lг=10161 г. - срок службы передачи;

- С=1 - количество смен;

- tc=8 ч. - продолжительность смены;

- kг=0, 8 - коэффициент годового использования;

- kс=0, 29 - коэффициент суточного использования.

 

tS= 365 x10161 x1 x8 x0, 8 x0, 29 = 6883467, 84 ч.

 

mF- дополнительный множитель для эквивалентной циклической долговечности.

 

mF= S =

 

+ = 0, 152

 

Тогда:

 

Nк(шест.)= 60 x715, 004 x1 x6883467, 84 = 295302422368, 282

Nк(кол.)= 60 x178, 751 x1 x6883467, 84 = 73825605592, 07

 

NFE(шест.)= 0, 152 x295302422368, 282 = 44885968199, 979

NFE(кол.)= 0, 152 x73825605592, 07 = 11221492049, 995

 

В итоге получаем:

 

YN(шест.)= = 0, 355

Так как YN(шест.)< 1.0, то принимаем YN(шест.)= 1

 

YN(кол.)= = 0, 266

Так как YN(кол.)< 1.0, то принимаем YN(кол.)= 1

 

YR= 1 - коэффициент, учитывающий влияние шероховатости, переходной поверхности между зубьями.

 

YA- коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки (реверса). При нереверсивной нагрузке для материалов шестерни и колеса YA= 1 (стр. 16[2]).

 

Допустимые напряжения изгиба:

 

для шестерни [s]F1= = 411, 765 МПа;

 

для колеса [s]F2= = 294, 118 МПа;

 

При полученной скорости для конической прямозубой передачи выбираем 7-ю степень точности.

 

Уточняем предварительно найденное значение диаметра внешней делительной окружности шестерни:

 

de1= 165 x

 

где коэффициент внутренней динамической нагрузки KHv= 1, 036 для прямозубой конической передачи выбираем по табл. 2.6[2], условно принимая точность на одну степень грубее фактической, то есть: 8. Коэффициент KHb, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, находим через коэффициент KHbo= 1, 327. Для конических колёс с прямыми зубьями:

 

KHb= KHbo= 1, 327

 

В итоге получаем:

 

de1= 165 x = 37, 209 мм.

 

Так как ширина зубчатого венца и диаметр шестерни ещё не определены, значение коэффициента ybdвычисляем ориентировочно:

 

ybd= 0, 166 x = 0, 166 x = 0, 684

 

Угол делительного конуса шестерни:

 

d1= arctg = arctg = 14, 036o

 

Внешнее конусное расстояние:

 

Re= = = 76, 71 мм

 

Ширина зубчатого венца:

 

b = 0, 285 xRe= 0, 285 x76, 71 = 21, 862 мм

Принимаем по табл. 24.1[2] b = 22 мм.

 

Внешний торцовой модуль передачи:

 

me³

 

где коэффициент внутренней динамической нагрузки KFv= 1, 024 для прямозубой конической передачи выбираем по табл. 2.9[2], условно принимая точность на одну степень грубее фактической, то есть: 8. коэффициент KFb, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца, для конических передач с прямыми зубьями:

 

KFb= K'Fb, здесь:

 

K'Fb= 0, 18 + 0, 82 xKHbo= 0, 18 + 0, 82 x1, 327 = 1, 268

 

KFb= 1, 268

 

Для прямозубой конической передачи коэффициент uF= 0, 85.

 

Тогда:

 

me ³ = 1, 306

 

Принимаем по табл. 24.1[2] me= 3, 2 мм

 

Числа зубьев шестерни:

 

z1= = = 11, 628 = 12

 

Числа зубьев колеса:

 

z2= z1xU = 12 x4 = 48 = 48

 

Фактическое передаточное число будет:

 

Uф= = = 4

 

Фактическое значение передаточного числа отличается на 0%, что меньше, чем допустимые 4% для двухступенчатого редуктора.

 

Углы делительных конусов шестерни и колеса:

 

d1= arctg = arctg = 14, 036o

 

d2= 90o- d1= 90o- 14, 036o= 75, 964o

 

Делительные диаметры колёс:

 

de1= mexz1= 3, 2 x12 = 38, 4 мм;

 

de2= mexz2= 3, 2 x48 = 153, 6 мм.

 

Внешние делительные диаметры колёс:

 

dae1= de1+ 2 x(1 + xe1) xmexcos(d1) =

38, 4 + 2 x(1 + 0, 56) x3, 2 xcos(14, 036o) = 48, 086 мм

 

dae2= de2+ 2 x(1 + xe2) xmexcos(d2) =

153, 6 + 2 x(1 - 0, 56) x3, 2 xcos(75, 964o) = 154, 283 мм

 

где xe1= 0, 56 - смещение для шестерни, находится по таблице 2.12[2].Смещение для колеса xe2= -xe1= -0, 56.

 

Средние диаметры шестерни и колеса:

 

dm1= 0, 857 xde1= 0, 857 x38, 4 = 32, 909 мм

 

dm2= 0, 857 xde2= 0, 857 x153, 6 = 131, 635 мм

 

Силы в зацеплении:

окружная сила на среднем диаметре:

 

Ft= = = 893, 555 H

 

осевая сила на шестерне:

 

Fa1= Ftxtg(a) xsin(d1) = 893, 555 xtg(20o) xsin(14, 036o) = 78, 878 H

 

радиальная сила на шестерне:

 

Fr1= Ftxtg(a) xcos(d1) = 893, 555 xtg(20o) xcos(14, 036o) = 315, 517 H

 

осевая сила на колесе:

 

Fa2= Fr1= 315, 517 H

 

радиальная сила на колесе:

 

Fr2= Fa1= 78, 878 H

 

3.2 Проверочный расчёт по контактным напряжениям

 

Расчётное контактное напряжение:

 

sH= 6, 7 x104x = 6, 7 x104x =

 

686, 524 МПа £ [s]H= 720 МПа.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.046 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал