Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономический эффект






 

Вот просматриваю я ранее написанное и вижу, что на протяжении всей книги занимаюсь одним и тем же — разрушаю иллюзии, придуманные русскими по поводу жизни на Западе. Сам не ожидал, что книга получится именно такой, но начал писать — и как в старом анекдоте: все детали вроде бы вынесены с тракторного завода, а как ни собирай — всё равно танк получается. Ну что ж, продолжим и далее в том же ключе. Одна из последних ещё не разобранных иллюзий — это русское представление о невероятном благосостоянии жителей Запада, об их зажратости. Данная иллюзия является одним из основных стимулов нашей эмиграции. Ну так давайте, вместо того чтобы строить воздушные замки, спокойно сопоставим цифры.

Начнём с США — страны, которая, из всех стран Запада, наиболее, пожалуй, благоприятна для зарабатывания денег. Это предельный случай, лучше не будет. Европу тоже обсудим, но несколько позже. В качестве примера возьму ситуацию, мне наиболее близкую — кандидат наук, решивший поработать в западном университете. Случай для нашей эмиграции типичный, та самая «утечка мозгов». Приехавший в американский университет молодой кандидат наук получает там ставку, называемую «постдок». Это временная ставка, обычно на два года. Научная карьера на Западе, как правило, включает в себя два-три постдока в разных университетах (то есть лет пять работы в этой должности), после чего, годам к тридцати — тридцати пяти, вы можете претендовать на более длительные и несколько более высокооплачиваемые контракты. Постоянных научных ставок в большинстве стран Запада не существует. Франция — одно из редких исключений.

Итак, молодым талантливым мозгам надоело жить в России и они утекли в США. Посмотрим, что они там имеют. Вот, например, Беркли — один из ведущих американских университетов, русских там огромное количество пасётся. Постдок в Беркли получает около 2500 долларов. Или 2200 за вычетом налогов, но иностранцам налоги обычно возвращают. Подразумевается, что мы их у себя платим. Постдоки в особых государственных лабораториях, например, у военных, получают несколько больше. Но таких мест мало, да и иностранцы там не приветствуются.

Стоимость жилья сильно зависит от того, где вы живёте. В Беркли оно дорогое, квартира стоит около тысячи в месяц, комната — 400–500. В глухой провинции дешевле, но там и зарплаты поменьше. Поэтому народ селится в пригородах, тратя всё свободное время на дорогу. Или живёт табором, снимая квартиру на несколько человек. На еду тратится долларов 200–300. Медицинскую страховку обычно оплачивает университет, так что сами вы доплачиваете лишь несколько десятков долларов. Ещё долларов 50 уходит на телефон и коммунальные расходы. Добавьте сюда машину, она в Штатах очень нужна, общественный транспорт там развит плохо. Если вам повезёт, и в вашем районе будет транспорт, учтите расходы на него — долларов восемьдесят — сто в месяц. Добавьте одежду. Не забывайте, что вы — не робот, которому нужны только еда, одежда, жильё и транспорт. Для нормальной жизни вам ещё много чего понадобится, от пива до телевизора. Сигареты по четыре-пять долларов за пачку. В итоге, даже экономя на жилье, откладывать вы будете долларов пятьсот в месяц, не больше. А если жить нормально, в отдельной квартире и не в двух часах езды от работы — уходит вся зарплата. «Два года уже здесь работаю, но вот денег мне скопить так и не удаётся», — пишет мне одна знакомая украинка. Если уж прижимистым хохлам не удаётся, значит, это действительно затруднительно.

В негосударственном секторе, в крупных корпорациях, зарплаты раза в два — два с половиной выше, чем в университетах, и расти вы там будете быстрее. Но кто вас туда пустит? Это кормушка, добраться до которой не так просто. Спрашивал я у тех же русских из США, реально ли уйти в корпорацию, скажем, после первого постдока. Нереально. Если вы лучший из лучших, один на несколько сотен такой, если к тридцати годам вы опубликовали уже десяток серьёзных статей в ведущих научных журналах по вашей тематике — можно попробовать. А так вряд ли. Даже для коренного американца это очень большой успех. А вам гораздо труднее, слишком уж много с вами дополнительных проблем. В частности, нанять иностранца в университет несложно, а вот в негосударственном секторе компания должна выбивать для вас специальную рабочую визу. Дают их иностранцам крайне неохотно. Приходится доказывать, что вы действительно очень нужны компании, и что среди американцев подходящих кандидатов нет. В общем, это правило почти без исключений: утекают наши мозги в университеты, в том числе те, кому в принципе всё равно, чем заниматься, чистой наукой в университете или чем-нибудь прикладным на фирме. А таких, как я давно заметил, большинство.

Вот и рассмотрим это большинство. Сравним с Москвой? Тот же молодой кандидат наук не поехал в Штаты, «ну их нафиг!». Вместо этого он, не особо мудрствуя и не строя далеко идущих карьерных планов, попросту устроился, к примеру, сисадмином на штуку баксов. Четыреста у него уходит на квартиру. Коммунальные расходы и телефон входят в эту сумму. Если экономит — двести на комнату, хотя у нас жить в таких условиях считается уже чуть ли не неприличным. В отличие от якобы богатых Штатов, где подавляющее большинство молодёжи снимает именно комнаты, и не жалуется на бедность. Сто долларов на еду — «больше ему не съесть, он у меня ещё маленький». Никак не больше полтинника в месяц на медицинские расходы — зубы там полечить, или за какой-нибудь хронической болезнью приглядывать. Остаётся у него 450/650 (квартира/комната) на: одежду (как и еда, в два-три раза дешевле, чем в Штатах), транспорт (если очень хочется, можно машину купить, но вообще-то в Москве она не слишком нужна) и прочие расходы (пиво, сигареты, телевизор, гулянки, вообще, всё необходимое для жизни). Ситуация не только не хуже, чем если бы он сидел в западном университете, она лучше. Посчитайте, сколько вы будете тратить на одежду, транспорт и прочие расходы — и вы увидите, что деньги девать некуда, они остаются. Молодой человек, зарабатывающий в Москве тысячу долларов и живущий без семьи, всю тысячу обычно не тратит. Живя не хуже, чем его собрат с США, он при этом ещё и что-то откладывает. Кроме того, он может быстро расти, а в американском университете куда ему расти в ближайшие годы? Сиди себе в лаборатории и будь доволен своей участью.

Можно посчитать проще — цены на основные необходимые для жизни продукты (жильё, еда, одежда и т. п.) в Москве ориентировочно в три раза ниже, чем в США и в некоторых особо дорогих странах Западной Европы (таких, как Швейцария, Норвегия), и в два раза ниже, чем в основных европейских странах. Что бы там ни говорили западные экономисты и социологи, какими-то хитрым способом высчитавшие, что Москва якобы является одним из самых дорогих городов мира. Оставим это дурацкое заявление на их совести. Примерная раскладка основных расходов молодого представителя среднего класса в Штатах и в Москве приведена выше, вот по ней и посмотрите. В некоторых областях возможны флуктуации, как в плюс, так и в минус. К примеру, у нас неоправданно дороги машины, ноутбуки, рестораны. Зато невероятно дёшевы, например, хлеб, сигареты, такси. Если взглянуть на прожиточный минимум — в Москве на второй квартал 2004 года для трудоспособного населения он составляет 4165 руб ($150), в США на 2003 год — не менее $400. Это минимальная цифра, для работающих и в крупных городах она, конечно же, выше. Лень мне забивать книгу множеством цифр, если вам интересно — сами поищите. В целом же при грубых оценках надо ориентироваться на коэффициенты 3 и 2 для США и Европы соответственно, сильно не ошибётесь. В последнее время, правда, различия в ценах между Европой и Штатами всё больше сглаживаются из-за падения курса доллара.

Отсюда получаем, что в переводе на московские цены постдок в Штатах зарабатывает баксов восемьсот. Не много. При этом не забывайте, что сил на работу он там тратит минимум вдвое больше, чем в Москве, а поначалу и втрое. Осознайте ещё раз: трудно жить в чужой стране, интегрироваться в чужую культуру, говорить и писать на чужом языке. Даже простенькую административную бумажку написать — и то в первые годы очень много времени отнимает. При этом жизнь на Западе обычно тоскливая, часто даже поговорить не с кем. Ну и зачем всё это? Единственной разумной причиной подобного переезда может быть желание заниматься именно наукой, при отсутствии у московских лабораторий грантов под интересующую тему. А разбогатеть не получится, скорее наоборот, в коммуналке жить будете. Экономически эмиграция попросту неоправданна. Переехать можно в Москву из отдалённой провинции, где ваши знания и таланты мало кому нужны, но ехать куда-то дальше смысла обычно не имеет.

В Европе дополнительные трудности. Там социализм, причём нарастающий. На французском ТВ, к примеру, пропагандируют, что в «правильно» устроенном обществе разница между доходами десяти самых бедных процентов населения и десяти самых богатых должна быть не большей, чем один к трём. Такого социализма, который они хотят построить, даже в СССР не было. Ну не буду я напрягаться, если потолок моей зарплаты будет равен трём пособиям по безработице, то есть трём прожиточным минимумам. За такие деньги сами работайте.

На данный момент до этого, конечно, ещё не дошло, народ только готовят к восприятию подобных идей. Но социализм брежневского типа там давно процветает. Прежде всего, много денег вам в Европе зарабатывать никто не даст. Это в США теоретически можно прыгнуть выше головы, с нуля открыть собственный успешный бизнес и стать хоть Биллом Гейтсом. Но только не в Европе, там задавят налогами и трудовым законодательством. Даже десять тысяч евро в месяц вы здесь зарабатывать не будете никогда. Знаю я, к примеру, одну француженку, которая ведёт курсы йоги в рамках собственного небольшого предприятия. Её любимая тема разговора — ну что у нас за страна, я хочу работать гораздо больше, а меня налогами давят так, что много работать мне попросту невыгодно. И так везде в Европе.

Помимо этого, не забывайте и о присущей застойному социализму минимальной скорости карьерного роста и сопутствующего ему увеличения доходов. Самые быстрые карьеры делаются у нас. В США помедленнее, но тоже при очень большом желании можно рывок сделать. А вот в Европе зарплата обычно тупо растёт с возрастом, почти независимо от ваших заслуг. И растёт крайне медленно. На то он и социализм.

Средняя зарплата молодого (до 35 лет) учёного во Франции составляет примерно 1500 евро. Из них ещё и налоги надо заплатить. В переводе на московские цены, с использованием коэффициента 2, получаем что-то в районе 750, минус налоги. Вполне реалистичная цифра. Жить можно, но не разгуляешься. К концу жизни вы дорастёте до тысячи с небольшим и будете считать, что жизнь удалась.

Российская провинция живёт в среднем беднее Москвы, они часто с завистью смотрят в сторону Запада. Но опять же разумно надо подходить к вопросу. В провинции и жизнь существенно дешевле. Молодой человек, зарабатывающий там $400–600, живёт не намного беднее, чем москвич на тысячу. Конечно, с тамошними зарплатами трудно купить машину и даже компьютер, ведь на подобные товары цены везде примерно одинаковые. Зато какое жильё дешёвое! Однокомнатную квартиру снять — 100–150 баксов. У того же рассматриваемого нами гипотетического молодого кандидата наук, зарабатывающего 500 в каком-нибудь Нижнем Новгороде, конечно, от жадности руки затрясутся, если его позовут в Калифорнию на 2500. А ведь в реальности, если вдумчиво разобраться, намного лучше жить он там не будет. (Пятьсот, говорите, в Нижнем Новгороде зарабатывают только самые энергичные и пробивные? Так ведь и в Штаты не кто попало уезжает! Всё те же энергичные и пробивные, о них-то здесь речь и идёт прежде всего).

В конце концов, можно и в Москву переехать, здесь толковая молодёжь живёт уж точно не хуже, чем на Западе, пожалуй даже лучше. А главное, Москва — это всё-таки не Европа и не Штаты, здесь вы в своей стране, в своей культуре, говорите на родном языке. Здесь у вас, в конце концов, в душе относительный порядок. Представляете, насколько более продуктивной является ваша работа в таких благоприятных условиях? Насколько быстрее вы станете высококвалифицированным и высокооплачиваемым профессионалом в своей области, если ничто постороннее вам мешать не будет? Нет, наверное, всё-таки не представляете. Чтобы это понять, надо несколько лет на работе по-французски поговорить, вот тогда в ветреной молодой голове и начинают появляться зачатки разума.

В заключение вот вам как резюме всей этой главы, нашёл на anekdot.ru:

Программист Сеня променял красивое московское метро, собственную ободранную московскую квартиру и дающих ему московских девок на ободранное нью-йоркское метро, съёмную ободранную нью-йоркскую квартиру и не дающих ему нью-йоркских девок. В остальном его быт не изменился: работает, пьёт «Русскую», ест пельмени.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал