Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сложившиеся теоретические представления.






Исследовательские методы общей и экспериментальной

Психологии

Представление о науке, которое получаешь из учебников, так же как и

образ ученого, в том виде, в каком он представлен в его лекциях или в

биографии, страшно далеки от реальности.

Ганс Селье,

Лауреат Нобелевской премии по медицине, описавший

Стресс

Греческое слово «methodos» буквально означает «путь к чему - либо». Атрибутом

любой науки является её система методов - путей получения и осмысления новых знаний.

Роль метода заключается в том, чтобы с помощью специальных приёмов (или методик)

проникать за пределы внешнего, наблюдаемого и получать информацию о внутренней

сути явлений.

Следует помнить, что информацию о человеческом поведении, о психических

явлениях можно получить не только в рамках психологической науки. Есть и другие, не

психологические пути изучения душевных явлений. Назовём их:

Во - первых, каждый из нас имеет обыденные психологические знания, полученные

нами в ходе жизни, с опытом. Эти знания обычно не бывают систематизированы, они не

похожи на научные теории, но они позволяют нам судить о поступках других людей,

отчасти понимать их. Такие знания делают возможным общение, взаимодействие с

другими людьми в обычных житейских ситуациях.

Во - вторых, опыт изучения человеческой души и поведения людей сосредоточен в

наиболее выдающихся произведениях искусства. Не случайно говорят, что великий

художник или писатель является также и великим «душеведом», психологом.

Психологичны романы Достоевского, трагедии Шекспира. На материале собственного

бессознательного строил свои работы Сальвадор Дали. Опыт великих художников может

помочь в осмыслении психологии, но тем не менее полученные таким способом сведения

следует отличать от научных данных.

В - третьих, природу человеческой души исследуют многие религии мира.

Религиозный опыт и взгляд на природу человека также во многом отличен от научно –

психологического.

Однако, исследовательские методы психологии как науки позволяют изучать психику

более планомерно, последовательно, строго и точно, чем описанные выше пути.

Следовательно, педагог должен владеть исследовательскими методами психологии, чтобы

научно и полно изучать психику своих учеников и свою собственную.

Психологическое исследование включает в себя следующие этапы:

1. Формулировка проблемы;

2. Выдвижение гипотезы;

3. Проверка гипотезы;

4. Интерпретация результатов проверки.

Проблема обычно формулируется как вопрос, на который требуется найти ответ.

Чаще это вопрос о неких причинах возникновения или особенностей тех или иных

явлений. Как бы абстрактно ни ставилась проблема, в её формулировке уже заложена

некая система толкования явлений, то есть на постановку проблемы влияют уже

сложившиеся теоретические представления.

Методы психологии можно разделить на несколько групп.

Долгое время, пока объектом психологической науки считалась душа, единственным

возможным методом психологии был субъективный метод. Он заключается в описании

явлений сознания в ходе интроспекции.

􀀻 Интроспекция - наблюдение субъекта за содержанием и деятельностью своего

собственного сознания.

При этом считалось, что психические (душевные) явления нельзя изучать теми же

методами, что и явления внешнего мира. Интроспекция отличается от обычного

(«ненаучного») самонаблюдения тем, что испытуемые проходят специальную тренировку

и имеют навык самоотчёта в том, что они осознают в каждый конкретный момент. Многие

представители идеалистического направления в психологии считают интроспекцию

единственным подлинно - психологическим методом.

Когда предметом психологии стало считаться поведение человека, изменился и

подход к выбору исследовательских методов. Необходимыми стали объективные

методы изучения как психических процессов, так и внешней активности человека.

Самонаблюдение перестаёт считаться достоверным источником информации о психике.

Основными объективными методами психологии являются: наблюдение,

эксперимент, тестирование, опрос (его письменная форма называется анкетированием ),

анализ документов и других продуктов деятельности (например, рисунков,

произведений искусства, дневников и т.п.), экспертная оценка. Все эти методы служат

для сбора информации. Их нельзя путать с методами обработки данных.

Главными требованиями ко всем методам сбора данных являются следующие:

􀀻 Надёжность - устойчивость (стабильность) результатов при повторном

исследовании.

􀀻 Валидность (от англ. valid - пригодный) - высокая степень соответствия между


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал