Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие культуры во второй половине ХХ века
В конце 50-х гг. происходят изменения в сфере образования. В декабре 1958 г. принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Вместо 7-летнего всеобщего образования вводилось 8-летнее. Средняя школа стала 11-леткой с обязательным производственным обучением (УПК). В 1964 г. – опять вводится 10-летка. С 1966 г. профессиональная подготовка стала необязательной, т.к. в большинстве школ не было для этого необходимой материальной базы. В 1970–1971 г. начальная школа стала 3-летней. А систематический курс основ наук начал преподаваться с 4 класса. В результате многие начальные школы, особенно на селе, стали закрываться. Негативные моменты: 1) школьные программы были очень тяжелыми, что приводило к перегрузке учеников; 2) командная догматическая педагогика; 3) усилилась политика дальнейшего свертывания использования белорусского языка в школе. В 1977 г. вводится всеобщее 10-летнее среднее образование. Специалистов среднего звена в республике готовило 139 техникумов и училищ (1985 г.), из них 18 медицинских училищ. Высшее образование. К 1985 г. в республике насчитывалось 33 вуза, в том числе 3 университета: в Гомеле (с 1969), Гродно (с 1978 г.) и БГУ (с 1921). Культура. Литература. 2-я половина 50-х – начало 60-х гг. – период так называемой «хрущовской оттепели». Это связано с развенчанием культа личности Сталина и реабилитацией жертв репрессий. Начали опять печататься некоторые произведения Ц. Гартного (Жилуновича), П. Головача, А.Дударя, М.Зарецкого, М.Чарота и др. Многие вернулись из лагерей: В.Дубовка, Я.Пушча, С.Шушкевич, С.Граховский и др. Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности принесло с собой новое поколение литераторов: А.Адамович, В.Быков, Р.Барадулин, В.Короткевич, И.Науменко, И.Чигринов и т. д. (в 1985 г. союз писателей БССР – 364 чел.). Не смотря на некоторую либерализацию политической жизни власти вмешивались в творческую жизнь. Резкой критике было подвергнуто произведение А. Кулаковского «Добросельцы» (1958). Автора обвинили в искажении жизни деревни, в искажении советской действительности. Кулаковского сняли с должности главного редактора журнала «Маладосць». Однако творческий процесс продолжался. И.Мележ. Романы «Людзi на балоце», «Подых навальнiцы». Он получил в 1972 г. Ленинскую премию за это произведение. М.Танк получил ленинскую премию в 1978 г. за сборник стихов «Нарачанскiя сосны». И.Шамякин – романы «Сэрца на далонi» (1963), «Атланты и Карыяцiды» (1974), «Вазьму твой боль» (1979) и др. В 1981 году ему присвоена Звезда героя соцтруда. К.Крапива – пьесы «Людзi i дзьяблы», «Брама няўмяручасцi», «На вастрыi». В 1975 г. стал героем соцтруда. Также звания героя были удостоены П. Бровка, М. Танк, В. Быков. В 70–80-е гг. в литературу пришло новое поколение – В.Некляев, А.Розанов, А.Дударев и др. В марте 1972 г. основано издательство «Художественная литература», в январе 1981 г. – издательство «Юность». Музыка. Ю.Семеняка – оперы «Калючая ружа», «Калi ападае лiсце», «Зорка Венера», «Новая зямля»; Д.Смольский – оперы «Сiвая легенда», «Францыск Скарына»; С.Кортес – оперы «Джордано Бруно», «Матухна Кураж». В песенном жанре работали Л.Захлевный, И. Лученок, Э.Ханок. Телевидение. С 1956 г. начались регулярные телепередачи. С 1958 г. стала работать Гомельская областная студия. Изобразительное искусство. Произведения М.Савицкого получили широкую известность (он бывший узник концлагеря) – «Хлеба», «Партизаны», «Витебские ворота», «Партизанская мадонна» и т.д. Савицкому были присвоены звания народного художника БССР (1977), народного художника СССР (1978), героя соцтруда и т. д. Скульптура. В 1969 г. открыт мемориально-архитектурный комплекс «Хатынь». Его создавали архитекторы Ю.Градов, В.Занкович, Л.Левин, С.Селиханов. В 1970 г. эта работа отмечена Ленинской премией. Были открыты мемориальные комплексы «Брестская крепость» (1971 г. А.Бембель, В.Занкович, В.Бобыль); «Курган Славы» возле Минска (1969 г. А.Бембель); мемориал советско-польского боевого содружества в Могилевской области (деревня Ленино); мемориал «Прорыв» (А.Аникейчик) в Ушацком районе Витебской области. Тема 9. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БССР в 90-е годы ХХ века - начале ХХI века 1. Политика «перестройки» и экономические преобразования Социально-экономическое развитие БССР проходило под влиянием идей перестройки и ускорения, рассмотренных на апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС и XXVII съезде партии, который прошел 25 февраля – 6 марта 1986 г. В соответствии с этим в республике была разработана комплексная программа экономического развития на 12-ю пятилетку (1986–1990 гг.). Планировалось увеличение национального дохода на 26 %. В июне 1987 г. была объявлена реформа, после чего в республике началась перестройка хозяйственного механизма. Было признано необходимым создать новую систему управления. Уже в 1987 г. многие трудовые коллективы начали работать в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Диктат центра был ослаблен, самостоятельность возросла. Вместо плана предприятия получили госзаказ. В новых условиях взаимосвязи между предприятиями стали строится на договорных обязательствах. В результате несколько улучшились производственные показатели. Но к концу 12 пятилетки реформа начала «буксовать» и переросла в кризис. Этому способствовали следующие причины: 1) производственные связи через договора о взаимопоставках должным образом не наладились; 2) множество трудовых коллективов, опираясь на закон " о предприятии" стали сворачивать производство и увеличивать фонды оплаты труда, что способствовало инфляции; 3) неглубоко была продумана сама концепция экономического ускорения. Опережение роста машиностроения (в отношении ко всей промышленности в 2 раза) требовало еще быстрее развивать производство оборудования для самого машиностроения; 4) авария на ЧАЭС и землетрясение в Армении создали крупные непредвиденные финансовые затраты; 5) снизились мировые цены на нефть; 6) противоалкогольная компания подорвала финансы страны; 7) непоследовательность, половинчатость, неумение экономистов и хозяйственников укоренить нетрадиционную экономическую политику; 8) довершает кризис развал СССР. Республика полностью зависела от поставок сырья и комплектующих извне. Происходит разрыв хозяйственных связей. Очень много предприятий остановилось. В 1992 г. правительство проводит либерализацию цен, что ограбило большинство населения. В таких условиях и начинает формироваться рыночная экономика.
|