Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
КомпозицияСтр 1 из 2Следующая ⇒
1. КОМПОЗИЦИЯ – сочетание, соединение отдельных частей, элементов в единое гармоничное целое. 2. Основной закон композиции – ЗАКОН РАВНОВЕСИЯ: Основные зрительные тяжести должны быть распределены равномерно относительно горизонтали и вертикали, которые проходят через центр картинной плоскости
. Понятие «зрительный вес» - это визуальное ощущение тяжести изображения, которое зависит от площади и тона этого изображения. Чем темнее предмет тем больший зрительный вес он имеет. Основная особенность: маленький темный предмет уравновешивает большой, но светлый. Если часть рисунка выполнена светлыми красками и кажется легкой, а другая выполнена красками темных и насыщенных цветов и дает ощущение тяжести, то обе части рисунка образуют неустойчивую композицию, ибо тяжелый компонент будет «перевешивать» легкий; все изображение в целом теряет компактность, цельность и устойчивость.
3. РИТМ – повторение, чередование одинаковых или подобных элементов, пятен, предметов через определенное расстояние или время. Ритмы бывают: пространственные и структурные ритмы; регулярные и нерегулярные. Пространственные – волны, ветви дерева, звуки музыки, цвет в картине и т.д. Структурные – времена года, биение сердца, дыхание и т.д. Регулярные – повторение, чередование одинаковых элементов через равные интервалы времени или расстояния (биение сердца, дыхание, шаги, в изобразительном искусстве - орнамент). Нерегулярные – повторение, чередование подобных элементов через неравные интервалы времени или расстояния (порывы ветра, строение веток, листьев на дереве, облака) 4. Понятия, входящие в «ритм»: РИТМИЧЕСКИЙ РЯД – группа одинаковых или подобных чередующихся элементов, ИНТЕРВАЛ – расстояние между элементами в ритмическом ряду, ПАУЗА – расстояние между ритмическими рядами, АКЦЕНТ – основной элемент в ритмическом ряду, выделенный цветом, тоном, размером и т. д.
5. Композиционный центр – смысловой центр картины. Композиционный центр далеко не всегда совпадает с геометрическим или зрительным центром полотна. Композиционный центр выделяют: размером, контрастным цветом, тоном (светлее или темнее окружения), обособленностью, размещением в точке схода перспективных линий.
В. Суриков «Боярыня Морозова» Композиционный центр - рука боярыни – выделен размещением в точке схода перспективных линий.
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» Композиционный центр выделен обособленностью и пересечением линий перспективы над головой Христа. 6. ОРНАМЕНТ – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения чего-либо. Орнамент состоит из чередующихся мотивов, а мотив из чередующихся элементов. В зависимости из того из каких стилизованных элементов состоит орнамент его подразделяют на виды: · Растительный. Основной материал орнамента – декоративно переработанные цветы, листья ветви каких – либо растений. Формы растительного орнамента могут отличаться от природных форм. Многие цветы изображаются как бы в продольном разрезе или увиденными сверху, листья – развернутыми. · Геометрический. Состоит из геометрических элементов, лишенных, как правило, наглядных признаков изобразительности. В процессе эволюции геометрический орнамент сохранил свою эстетическую ценность благодаря строгому чередованию элементов · Зооморфный. В основу орнамента положены стилизованные изображения птиц, животных, человека. · Каллиграфический. Состоит из отдельных букв или элементов текста, выразительных по конфигурации и ритму. К этому виду орнамента можно отнести древнеславянскую вязь. Сейчас этот вид орнамента применяется при декорировании тканей · Предметный. Состоит из изображений атрибутики театра, музыкальных инструментов, военной атрибутики. Этот вид орнамента обычно носит тематический характер. · Пейзажный. Характеризуется стилизованным изображением мотивов природы, архитектурных сооружений. Мотивы пейзажного орнамента применяются для художественного оформления портьер, шпалер, тканей. · Геральдический. Представляет собой композиции с изображением гербов, орденов, медалей, эмблем, значков. 7. Основные принципы организации плоскости: симметрия, асимметрия – СИММЕТРИЯ – принцип организации плоскости, основанный на правильном (зеркальном) размещении элементов вокруг общего центра или оси и передающий статичное состояние композиции На принципе симметрии построены произведения: В. Васнецов «Богатыри», «Гусляры», Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна» и т. д.
В. Васнецов «Богатыри» В.Васнецов
Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»
АСИММЕТРИЯ - принцип организации элементов, основанный на динамическом уравновешивании, где отсутствует центр или ось симметрии. На принципе асимметрии построены произведения: К. Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница»
К. П. Брюллов «Последний день Помпеи»
В. Серов «Похищение Европы» К. П. Брюллов «Всадница»
8. Виды симметрии: Осевая – это вид симметрии, при котором элементы перемещаются при помощи оси переноса. Ось переноса – это линия, вдоль которой повторяются элементы на равных расстояниях друг от друга. Винтовая (центровая) – это вид симметрии, при котором элементы перемещаются при помощи центра вращения. Центр вращения – это точка, вокруг которой фигура перемещается на определенный угол.
Полная – это вид симметрии, при котором абсолютно одинаковые элементы перемещаются через одинаковое расстояние. Неполная – это вид симметрии, при котором подобные элементы перемещаются через относительно одинаковое расстояние.
9. Понятия «контраст» и «нюанс». КОНТРАСТ – резкое различие, противоположность (по цвету: красный – зеленый; по размеру: большой – маленький; по тон: темный – светлый и т. д.)
НЮАНС – небольшое различие, подобие (розовый – красный) Виды контрастов: по форме, цвету, размеру, фактуре, настроению и т. д.
10. СТАТИКА – впечатление устойчивости, спокойствия в композиции.
|