Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Старый институционализм






 

 

Первый этап – период широкого распространения институционализма в 20-30-е годы ХХ в. – старая школа институционализма. Его родоначальниками явились Торстейн Веблен (1857-1929), Джон Коммонс (1862-1945), Уесли Митчелл (1874-1948), Джон Кларк(1884-1963). В этот период формируются теоретико методологические основы институционализма:

- Отрицание принципа оптимизации. Экономические субъекты наследуют различные привычки, правила поведения и социальные нормы;

- Исходным пунктом анализа становятся не индивиды, а институты, т.е. характеристики индиви­дов выводятся из характеристик институтов, а не наоборот;

- благожелательное отношение к государственному вмешательству;

- междисциплинарный подход к рассмотрению экономических процессов с привлечением данных социологии, психологии, политологии, права, этнографии и других наук;

- акцентирование внимания на действиях коллективов (прежде всего, профсоюзов и государства) по защите интересов индивидов;

- принцип институционального детерминизма: институты рассматриваются в качестве основного препятствия спонтанности развития, являются важным стабилизирующим фактором, задают «рамки» всего последующего развития;

- применение эмпирического метода исследования, конкретного анализа с использованием обширного статистического и фактического материала.

Торстейн Бунде Веблен основатель старого институционализма. Одна из первых работ - 1899 «Теория праздного класса: экономическое исследование институций», в которой Веблен отмечал, что поведение человека определяются не расчётами оптимизации, а инстинктами и институтами. Инстинкты представляют собой цели осознанного человеческого поведения, кот. формируются в определённом культурном контексте и передаются от поколения к поколению (инстинкт мастерства, потребления, соперничества, агрессии, привычки). А выбор средств для достижения целей определяется институтами.

Институты, по Веблену – привычный способ мышления, существующий достаточно долго, включая правила и стереотипы, часть которых закреплена виде норма и правил.

Веблен считал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. «престижное или показное потребление», получившее название «эффект (парадокс) Веблена» (чем выше цена, тем выше спрос). Праздным классом, по Т. Веблену, являются собственники, которые вместо рационального производства переключаются на демонстративное потребление.

Противопоставление праздности и производительной деятельности Веблен в своей второй книге «Теория делового предприятия» (1901) развернул в дихотомию индустрии и бизнеса.

В работах, написанных в годы первой мировой войны и после нее – «Инстинкт мастерства и состояние промышленных умений» (1914), «Место науки в современной цивилизации» (1919), «Инженеры и система цен» (1921) – Т. Веблен рассматривал важные проблемы научно-технического прогресса и показывал роль инженеров-менеджеров в создании рациональной промышленной системы.

В 1918 г. появляется, наконец, само понятие «институционализм» ввел Уилтон Гамильтон. Институты фиксируют устоявшиеся процедуры, отражают общее согласие, сложившуюся в обществе договоренность (обычаи, корпорации, профсоюзы, государство и т.д.)

Уэсли Клэр Митчелл (1874-1948) в трудах «Экономические циклы»1913, «Экономические циклы. Проблема и её постановка» 1927 развивал идеи о человеческом поведении и нестабильности рыночной экономики, отстаивал возможность устранения кризисов за счет использования государственных расходов, выступал за организацию национального планирования.

Джон Морис Кларк (1884-1963) утверждал, что для выбора оптимального решения необходимо нести затраты по сбору и обработке информации, психологические затраты, выгоды от которых заранее не известны. Ввел в науку понятие накладных издержек, которые не связаны с процессом производства. Заложил основы «результативной конкуренции», которая приемлема с точки зрения общественного благосостояния. Разработал Теорию трансакций

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал