Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 3. Конституция РФ как политический и идеологический документ
Любая конституция в той или иной мере несет политическую и идеологическую нагрузку. Конституция, как известно, представляет собой важнейший политический документ. Политическая направленность Конституции - одно из важнейших свойств, обусловливающих ее особую роль в правовой системе, особую социальную роль в обществе. Конституция создается государством для достижения определенных политических целей и должна обладать необходимыми для этого свойствами. Политическая функция отражает роль Конституции в закреплении и развитии основ государственной политики - ее высших идей и принципов, регулировании властных, главным образом, политических отношений. К конституционным нормам полностью относится характеристика их как средства решения задач государственной власти и управления социальными процессами. По существу они представляют собой особое нормативно-правовое оформление политических норм, трансформацию их в государственно-правовые предписания. Конституция включает целый ряд положений, имеющих ярко выраженную политическую направленность, в т.ч. положения, закрепляющие принципы народовластия (ст.3), политическое многообразие и многопартийность (ч.3 ст.13), различные политические права и свободы граждан (ст. 30, 31, 33) и др. Здесь следует отметить и «политические» полномочия главы государства: «Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (часть 3 статьи 80), Правительства РФ, которое в соответствии со ст. 114: б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. С изменением норм конституции вносятся определенные изменения и в политический процесс. С политической оценкой конституционных норм тесно связана их идеологическая характеристика. Конституция обладает большим идеологическим потенциалом. Она способна оказывать воспитательное воздействие на граждан, основанное на гуманизме и справедливости. Конституционные нормы скрепляют важнейшие демократические ценности и создают необходимые условия для активного использования их гражданами, направляют развитие образования и культуры на формирование свободной личности (ст. 43, 44, 68, 69). Конституция признает действие принципов морали, рассматривает некоторые права и обязанности граждан не только в правовом аспекте, но и в контексте их нравственного долга (например, ч. 3 ст. 17, ч. 2 и 3 ст. 38, ст. 39). Важное значение в этом отношении имеет тот факт, что Конституция закрепляет как одну из основ конституционного строя страны принцип идеологического многообразия. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии (ст. 13). Закрепление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России. Принцип идеологического многообразия тесно связан с другим проявлением духовного многообразия, свойственного современной России. В ч. 1 ст. 14 Конституции указывается, что Россия является светским государством. Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
|