Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качества личности педагога, важные для общения






Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами педагога.

В психолого-педагогической литературе указываются качества личности педагога, важные для общения. Среди них можно назвать следующие:

· фасцинация (основа обаяния);

· прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении;

· импровизационный ум;

· эмпатия (способность поставить себя на место другого);

· эмоцинальная стабильность;

· доброжелательность;

· аутентичность (умение быть собой);

· инициативность в общении;

· непосредственность;

· принятие своих и чужих без страха;

· стремление к самопознанию и др.

Развитые коммуникативные способности составляют основу эффективного общения. Коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.

Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной), можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога:

1) умения межличностной коммуникации;

2) умения восприятия и понимания друг друга;

3) умения межличностного взаимодействия.

Умения межличностной коммуникации включают в себя:

    • умение передавать учебную информацию;
    • умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;
    • умение организовывать и поддерживать педагогический диалог;
    • умение активно слушать учащегося.

Среди перцептивных умений важное значение имеют:

    • умение ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия;
    • умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты учащегося;
    • умение понимать эмоциональное состояние учащегося и др.

Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации. Связанные с этим коммуникативные способности включают:

· умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;

· умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;

· умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;

· умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства.

Существует ряд предпосылок, обусловливающих успех педагога в общении:

1. Физиологические предпосылки:

  • нормальный уровень развития органов артикуляции;
  • общее соматическое состояние и здоровье;
  • отсутствие принужденных моторных состояний;
  • подвижность, пластичность двигательных мышц, рук и мимических мышц лица.

2. Психологические предпосылки:

  • волевые качества,
  • интеллект,
  • темперамент,
  • общая структура способностей,
  • духовность и т.д.

3. Социально-психологические предпосылки:

  • мотивация общения и профессиональная направленность личности,
  • статус и авторитет учителя в ученическом и педагогическом коллективе,
  • социальный и профессиональный опыт техники педагогического общения.

Эффективность общения педагога во многом зависит от умелого применения социально-психологических механизмов операциональных средств профессионального общения. К социально-психологическим механизмам относятся такие механизмы, как:

· внушение,

· подражание,

· убеждение,

· заражение,

· идентификация,

· психическое принуждение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал