![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологический анализ особенностей адаптации первоклассниковСтр 1 из 2Следующая ⇒
Заключения медиков и психологов Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни школьника, передает новым поколениям ценности нации и поэтому основной акцент делается на школьном образовании. Оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека. На сегодняшний день много говорится о здоровьесберегающих технологиях, использующихся в современных школах, о техническом оснащении классов, о толерантной воспитательной среде, в которой обучается ребенок. Мы убеждены, что находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически, так как именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Даже в одежде каждый должен иметь возможность выразить свою индивидуальность, но, в то же время, определенные правила в школьной одежде соблюдать необходимо, ведь представления о культуре одежды формируются уже в начальной школе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход – минимизирующий риск для здоровья в процессе обучения. В Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 48 Копейского городского округа вот уже второй год в начальной школе действуют университетские классы, обучение в которых ведется по методической системе Владимира Ивановича Жохова. Система ориентирована на потребности, индивидуальность и возможности каждой личности младшего школьника. Учебный день у ребят начинается с зарядки, что помогает не только настроить на «работу», но и служит гармоничному физиологическому развитию. Упражнения направлены на развитие мелкой моторики, координации, развитие ритма, так как утренняя зарядка проходит под музыкальное сопровождение. На уроках у ребят наблюдается высокий темп работоспособности, увеличению познавательной мотивации в течение урока способствует и техническое оснащение: уроки сопровождаются яркими презентациями, музыкальными композициями, что позволяет учащимся лучше усваивать большое количество новой информации путем воздействия аудиальных и визуальных приемов. Четко прослеживается формирование и развитие лидерских качеств личности, так как в учебный процесс включены соревновательные моменты. И неудивительно, что дети не успевают уставать, потому что на уроках можно отвечать всем вместе, много двигаться, и если что – то не получается, то можно попросить помощи у одноклассников. В период с октября 2008 по май 2009 учебного года и с сентября 2009 по май 2010 учебного года за младшими школьниками, обучающимися в университетских и общеобразовательных классах, нами были проведены комплексные мероприятия, направленные на определение психолого–диагностической оценки готовности детей к началу школьного обучения и адаптации первоклассников к школе. Оценка готовности проводилась по программе Н.Я. Семаго, М. М. Семаго. Обследование проводилось в октябре 2010 года и включало в себя 5 основных блоков:
общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития. Результаты исследования представлены на рисунке 1 (учащиеся 1А класса обучаются по методической системе Владимира Ивановича Жохова). Если проводить сравнительный анализ, то можно отметить, что уровень сформированности графической деятельности, удержание алгоритма деятельности, возможностей распределения и удержания внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности и общее развитие младших школьников 1А (университетский класс) класса уже на конец октября наблюдаются высокие показатели по отношению к учащимся других классов. Адаптация к школе не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает длительное время, и тогда приходится говорить о социально–психологической дезадаптации. Выделяют несколько причин дезадаптации:
Также не менее важным в адаптационный период является определение общего эмоционального состояния первоклассников и их отношение к школе. Хочется отметить, что процесс обучения в университетских классах построен на сохранении психологического здоровья учащихся, создании ситуации успеха (после каждого правильного ответа учащиеся награждают друг друга аплодисментами), взаимопомощь между одноклассниками способствует успешной адаптации и сплочению коллектива. Отмечается также, что учащиеся в таких классах адаптационный период проходят быстрее и в психоэмоциональном отношении легче, уже в конце сентября снижается ситуативная тревожность, эмоциональный фон у 90% ребят положительный, учебная мотивация сформирована, результаты представлены в таблицах 1 и 2. Таблица 1. Сводная таблица по параллели 1-х классов «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» 2008 – 2009 учебный год где в 1В младшие школьники обучаются по методической системе В.И. Жохова.
Сводная таблица по параллели 1-х классов «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» 2009 – 2010 учебный год, где в 1А классе младшие школьники обучаются по методической системе В. И. Жохова.
В течение 1 – 2 класса обучения по данной методической системе снизился уровень заболеваемости, возрастают функциональные возможности организма учащихся, ребята в среднем выросли за год на 6 сантиметров. Наблюдается сформированность у учащихся понимания культуры сохранения собственного здоровья, повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
|