Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Очерки детской сексуальности
(в сокращении) I. Основной тезис моего исследования: при нормальных условиях половое влечение пробуждается во время согревания. Под нормаль* ными условиями в данном случае мы понимаем такое положение, когда процесс созревания не нарушается преждевременно эротизирую-щими стимулами среды. Но именно такое нарушение происходит сплошь и рядом. При этом возможны два крайних в смысле сроков таких нарушения: очень раннее, еще в дошкольном возрасте, и сравнительно позднее, накануне полового созревания. В зависимости от этого (а также от характера эротизирующих стимулов) будет или примитивно-чувственное, почти 1 См.: Блонский П.П. Избр. пед. и психолог, соч.: В 2-х т. — М, 1979. животное проявление сексуальности, или ранняя тяга к любовному романтизму* Преждевременно раннее пробуждение детской сексуальности психологически очень вредно, пожалуй, даже гораздо вреднее, чем в физиологическом отношении, причем вред тем больший, чем раньше это случается. Основной вред состоит в том, что задерживается дальнейшее психологическое сексуальное развитие и субъект на всю жизнь остается на стадии примитивного полового влечения, не достигая стадии любви, т.е. выходит в жизнь тем, что на языке современной морали классифицируется словом «развратник»: в современных культурных отношениях он оказывается регрессивным типом, асоциальным типом, и нет поэтому ничего удивительного в том общественном факте, что неслучайная преступность обычно сопровождается развратом, как нет ничего удивительного и в том, что к разврату тяготеют вырождающиеся, упадочные общественные группы и классы. Социальная деградация влечет за собой и сексуально-психологическую деградацию и разврат. Вред преждевременного, раннего пробуждения детской сексуальности еще и тот, что субъект входит в половую жизнь взрослого с разного рода сексуально-психологическими инфантилизмами, которые портят жизнь и его сексуальных партнеров, в частности его супруга, в результате чего портится семейная жизнь со всеми вытекающими отсюда последствиями: он не способен к любви, он совокуплению предпочитает различные виды онанизма, проделывает над своими партнерами и сам требует от них то, что в обычной половой жизни взрослых людей считается извращениями, и т.д. Но вред не только в этом: помимо сексуально-психологических ин-фантилизмов такой субъект может войти в половозрелую жизнь с рядом сексуально-психологических уродств. Так, например, у него может оказаться ряд фобий и антипатий по отношению к нормальным половым актам. С другой стороны, у него могут сохраниться остатки неверных, нелепых детских сексологических теорий, которые, влияя на его поведение, могут со своей стороны изуродовать его половозрелую жизнь и жизнь его партнера, в частности сексуальную жизнь. Наконец, он рискует оказаться половым психопатом. И даже в самом легком случае он имеет шансы войти в жизнь неустойчивым полигамистом, то и дело совершающим любовные измены, или человеком с испорченным любовным вкусом, то не находящим в жизни никого подходящего для себя, то, наоборот, поражающего всех знакомых своим экстравагантным влюблением и всеми плачевными последствиями такого влюбления. II. Таким образом, в сексуальном воспитании основной вопрос — вопрос среды: в развращенной среде, ясно, развращается и ребенок; в 307среде, плохо скрывающей от ребенка свою сексуальную жизнь, ребенок то и дело подвергается действию сильно эротизирующих стимулов. Отсюда вытекает требование к взрослым быть осторожными в своем сексуальном поведении при ребенке, даже маленьком. В моем материале каждый шестой испытуемый получал свое первое эротическое впечатление от родителей, являясь свидетелем их coitus'a или гигиенических процедур, открыто совершаемых матерью над своими половыми органами. Жилищный вопрос, конечно, играет свою роль в этом. Но даже в любых жилищных условиях ребенку вредит широко распространенное среди взрослых убеждение: «Он еще маленький и ничего не понимает, при нем можно». Если маленький ребенок, действительно, еще не понимает, то все же он видит, запоминает и сексуально возбуждается. Второе требование, которое необходимо предъявить воспитателям ребенка, — это требование лучшего надзора за ним, вернее, за теми, кто общается с ним. Безнадзорность в половом воспитании вредит не меньше, а то, пожалуй, и больше, чем где бы то ни было. ...В дошкольном возрасте дети подвергаются сексуальной агрессии обыкновенно со стороны детей, притом несколько более старших. Эти дети обыкновенно другого пола. Сексуальную агрессию они производят, как правило, сознательно, представляя себе запретность этих действий. Вот почему часто они стремятся уйти с данным ребенком куда-нибудь подальше от взрослых. ...В надзоре особенно нуждаются такие случаи, когда к данному маленькому ребенку усиленно стремится старший другого пола, в особенности когда они уединяются вдвоем или в небольшой компании (например, два старших мальчика с одной маленькой девочкой). Предоставлять детей самим себе без надзора в такой компании, если они заметно стремятся уединиться в какой-нибудь закоулок, кусты, сарай и т.п., было бы неосторожно. ...В этом возрасте ребенок очень редко подвергается преднамеренной сексуальной агрессии со стороны взрослых. В моем материале это были только девочки. В судебных процессах подобного рода довольно часто фигурирует отец-алкоголик. Несравненно чаще ребенок эротизируется взрослыми бессознательно. Выше уже говорилось о таких случаях (явной) неосторожности взрослых в этом отношении, Но нередко эта неосторожность проявляется в менее явной форме. Два вида такой неосторожности встречаются чаще других. На мальчиков, даже в этом возрасте, может действовать эротизиру-юще зрительное впечатление. Судя по моим материалам, таким эроти-зирующим впечатлением чаще всего является вид голой (например, девочки-подростка). По указаниям некоторых моих испытуемых, бросающиеся в глаза ребенку внешние, очень заметные особенности ее телосложения привлекают внимание ребенка и сильно запечатлеваются в его памяти, действуя, притом долгое время, в качестве эротизиру-ющего стимула. Я считаю большой неосторожностью, когда даже 4-6-летний мальчик купается вместе со взрослыми или полувзрослыми женщинами. ...Хотя в известной мне педагогической литературе я не встречал соответствующих указаний, но так как в анамнезе опрошенных мужчин фигурировала нередко нога как эротизирующий стимул, то эти данные убеждают в необходимости соблюдать осторожность и в этом отношении. Анамнез вскрыл, что соответствующие онанистические представления имеют отчасти мазохистский характер. На этом основании мне кажется неосторожным такое обращение с ребенком, когда он (мальчик) получает возможность тереться о ногу, испытывать давление ноги, надевать ботинки, туфли, калоши и т.п. на ноги женщин. Я не сомневаюсь, что многие найдут это излишней предосторожностью. Я рекомендовал бы им до того, как высказать такое мнение, проверить данные моего опроса, по которому 90 % опрошенных мужчин указывали на женскую ногу как на эротизирующий стимул, причем все они начало такого своего отношения к ней относили к детскому возрасту. ...В заключение надо напомнить, что в этом возрасте половое влечение, если оно пробуждено, может быть направлено и на ближайших родственников. Вопреки фрейдистам в моем материале никогда не фигурировали родители. Даже в том случае, если ребенок именно от них получал сильный эротизирующий стимул, он впоследствии относил его к другим людям. Но зато между братьями и сестрами сексуальные отношения иногда могут возникать. Правда, это далеко не частый случай. В собранных мною анамнезах заметно играла роль общая постель... III. Но если уже ребенок подвергся сексуальной агрессии или получил эротизирующие впечатления, пробудившие в нем половое влечение? Легче всего, если имел место случайный эпизод, не повлекший за собой пробуждения детской сексуальности... Такие эпизоды обыкновенно забываются детьми. Поэтому было бы неосторожностью какими-либо резкими мерами запечатлевать этот эпизод в памяти ребенка. Но за ребенком следует проследить, в самом ли деле эпизод не отразился на возбуждении в нем сексуальных желаний (например, онанизм или сексуальные проявления по отношению к другим детям). В тех случаях, когда имело место неоднократное действие эротизи-рующего стимула на ребенка или хотя однократное, но сильное, вопрос решается гораздо труднее. 309...Как все на свете, так и эмоциональные переживания подлежат забыванию. Но чувство — очень сильный мнемонический фактор. Однако в этом отношении между чувствами есть большая разница: приятные чувства склонны забываться, вопреки утверждениям Фрейда, в гораздо большей степени, чем неприятные. Таким образом, сексуальное впечатление, вызвавшее сильное неприятное чувство (страх, боль, отвращение и т.п.), склонно сохраниться очень долгое время, то ли в виде более или менее полного воспоминания, то ли в виде только чувства, которое держится в памяти гораздо дольше представления. В свете этих положений становится понятным следующий факт: ребенок пережил очень неприятное сексуальное впечатление (например, испуг при виде coitus'a или при сексуальной агрессии), и неприятное чувство по отношению к различным сексуальным ситуациям сохраняется у него и в половом возрасте, благодаря чему уродуется его (и не только его) половая жизнь. ..Ребенок получил отрицательное в сексуальном отношении впечатление, и притом такой силы, что это вредно отзывается на нем. ...Мне известен случай, как мальчик, испуганный сценой coitus'a родителей, стал заикаться. Мы имеем, стало быть, невропатию, возникшую на почве испуга (а не сексуальной). Значит, здесь стоит вопрос о лечении подобной невропатии: сексолог уступает здесь место психопатологу. Как лечить невропатию, возникшую вследствие испуга, — это проблема не сексологии. Но вред может сказаться и в будущем — в половой жизни взрослого. Конечно, время работает в пользу забывания, и потому у взрослого мы имеем ослабленное, расплывчатое, менее дифференцированное неприятное чувство (там, где оно сохраняется), а часто оно даже вовсе забывается. Осознание взрослым (а не ребенком) причины такого чувства нередко ведет к ликвидации его. Значит, по отношению к ребенку мы (делаем) ставку на забывание. Значит, по отношению к взрослому ставится ставка на осознание и на эмоционально иную ситуацию. В жизни маленького ребенка, конечно, чаще всего имеет место противоположный случай: полученное сексуальное впечатление оставляет приятный след, и ребенок стремится к новым сексуальным впечатлениям. И здесь наша первая ставка на забывание, тем более что приятные впечатления забываются быстрее. Этот процесс пойдет быстрее, если ребенок будет по возможности изъят из той обстановки, в которой он получил эти впечатления, что делать тем необходимее, что именно в этой обстановке он рискует снова встретиться со своими соблазнителями. Если не было длительного развращения ребенка, то обычно указанных мер достаточно. Но понятно, чем больше упражнялся ребенок в приятных сексуальных занятиях, тем меньше он будет склонен оставить их. В данном случае мы имеем отсутствие мало-мальски удовлетворительного надзора со стороны воспитателей, так как за маленьким ребенком не так уж трудно уследить. Я не пишу о борьбе с онанизмом, так как не исследовал этого. Могу только предположить, что если верно, что в самом раннем возрасте онанизм с психологической точки зрения очень элементарен, так сказать, элементарно-физиологичен, то вопрос сводится, главным образом, вероятно, к общеизвестным гигиеническим мероприятиям. А если в дальнейшем он содержит в себе ряд психологически более сложных переживаний и стимулируется скорее центрально, чем перефириче-ски, то здесь вопрос в том, чтоб ребенок не имел тех сексуальных образов и сцен, которые стимулируют к онанизму. Столь же малословен я буду и по вопросу о половом просвещении в дошкольном возрасте. Я не вижу в этом надобности, так как, основываясь на собранном мною материале, утверждаю, вопреки фрейдистам, что не дошкольный, а ранний школьный возраст — возраст расцвета сексуального любопытства и сексуальных теорий. Притом дошкольники легко удовлетворяются даже элементарным ответом. Нигде так не проявляется незнание своеобразия этого возраста, как в тех разъяснениях, которые рекомендуются для дачи дошкольнику по вопросу о рождении. Начать с того, что этот вопрос у дошкольника, скорее, локальный вопрос: «Откуда я взялся?», и взрослые в своих «естественнонаучных» разъяснениях не понимают сплошь и рядом такого характера детского вопроса (вряд ли нужно доказывать, что это не сексуальный вопрос у ребенка). Вторая ошибка взрослых: непонимание, что ребенок не может представить своего несуществования и спрашивает он не о начале своего существования, а, скорее, о своем приходе в данную семью. Наконец, упускают из виду, что не только в этом возрасте, но и для маленьких школьников чрезвычайно трудно понимание процесса роста, связанного с морфологическими изменениями. В результате получается, что ребенок спрашивает не о том, на что ему отвечают, причем отвечают так, что у ребенка появляется ряд новых непониманий. В моем материале детский вопрос о рождении («откуда?») никогда не фигурировал как сексуальный, но «разъяснение», притом не только товарищей и нянь, но и родителей, возбуждало у него уже несомненно сексуальные вопросы. IV. Если по отношению к дошкольному возрасту основное — надзор и меры предосторожности, то для школьного возраста это явно недостаточно: как уследить за школьником, круг общения которого широк и который значительную часть времени находится не на глазах воспитателя? Однако это не значит, что надо совершенно отказаться от надзора. 1. Не надо забывать, что в этом возрасте ребенок, особенно маленький, становится объектом сексуальной агрессии. Дружба мальчика-подростка со взрослой женщиной, их уединение, хождение мальчиков в гости к взрослой женщине и их рассказы о том, что они там «возились», боролись с ней, она щекотала их и т.п., — все это не в порядке вещей и настолько незаурядное явление, что оно требует внимания и бдительности. Идеи свободного воспитания, к сожалению, проникли и в сексуальную педагогику. Совместное воспитание, которое само по себе сильно оздоровляет отношения между полами, иногда выглядело как отсутствие воспитания: помнили слово «совместное», но забывали слово «воспитание». Иногда педагоги проявляли терпимость к слишком свободным манерам в обращении мальчиков и девочек, считая свою педагогическую бездеятельность доказательностью своего «незагрязненного воображения»...Школьник должен воспитываться не в стиле свободных манер с «девчонками» и «парнями», а в стиле культурно-вежливого обращения, которое является внешним проявлением чувства уважения к людям другого пола. ...Насколько уважение является могущественным тормозом, может проиллюстрировать следующий факт. Несколько мужчин, признававшихся мне в том, что в школьном возрасте они занимались онанизмом, я попросил назвать те персонажи, которые фигурировали в их онанис-тических представлениях: это были женщины, к которым они относились с неуважением или нейтрально; некоторые говорили, что иногда является соблазн представить и уважаемую женщину, но уважение удерживало. Еще характерней был рассказ одного из них, что, когда уважаемая и любимая им девушка оскорбила его своим «ветреным» поведением с другими, он как бы в наказание перенес ее в свои онанистические представления. Но среди онанистических представлений в этом возрасте, судя по моему материалу, гораздо большую роль (по крайней мере, у мальчиков), чем живые персонажи, играют картины... Половое просвещение не всегда правильно понимается. Нередко ему ставят чисто информационные задачи, тогда как оно, конечно, должно быть подчинено педагогическим задачам: оно должно не просто информировать, но именно воспитывать. Но даже так понимаемое половое воспитание нередко ограничивается чисто гигиеническим содержанием, адресуясь лишь к чувству осторожности воспитанника. Конечно, это важная часть полового просвещения, но только часть. Огромная часть моих испытуемых сообщали мне, какой протест вызывался у них, когда им преподносили только физиологическую (можно было бы сказать: зоологическую) сторону половой жизни. Но человеческая половая жизнь имеет богатое содержание. Соответственно этому половое просвещение должно быть в самую первую очередь общественно-моральным просвещением. В круг его вопросов не могут не входить вопросы общественного отношения к другому полу — отношения уважения и товарищества. Не может оно миновать и вопросов любви. По почти единодушному заявлению моих испытуемых, установки к любви вырабатывались у них преимущественно на основе романов. Отсюда необходимость организации соответствующего чтения подростков. Печатается по изд.: Блонский П.П. Избр. пед. и психолог, соч.: В 2-х т. — М., 1979. — Т. 1. — С. 276-363. В «Положении детей в СССР. 1990 г.» (М., 1991. - С. 12) детство определяется как «период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, фор- Защита детей мируя его способности, навыки и умения». В английской «Энциклопедии социальной работы» (М., 1993. — С. 175) характеризует детство как период отсутствия взрослой ответственности, узаконенной зависимости от заботы и экономической поддержки общества. Это особенный период жизни человека, когда определяются основные особенности его характера, зависящие от окружающей среды, отношения к нему родных, общества, государства. В интересах детства в 1989 г. была принята Конвенция ООН «О правах ребенка» по которой: — государственные, административные, судебные и специальные органы обеспечивают защиту интересов ребенка; — обеспечивается равенство детей независимо от происхождения, расы, национальности, рода деятельности, убеждений родителей; — уважение к национальным ценностям, понимание и терпимость в отношении других культур и народов; — гарантируется правовая защита детей от любого насилия, от отсутствия заботы, от оскорблений, эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления родных и опекунов; — обеспечиваются общественные права на образование, медицинское обслуживание, на труд, профессиональную подготовку, на отдых, развитие способностей, особенно физических и умственных; — гарантируются личные права ребенка: защита от посягательств, от вмешательства в его личную жизнь, выражение взглядов, уважение его достоинства, тайна переписки, на свободу веры, получение информации, на уровень жизни. 313В России тяготы перестройки ударили и по семье и по детям1: — сократилась рождаемость; — увеличилось число неполных семей; — появилось социальное сиротство, 90% детей в домах ребенка и детдомах имеют родных родителей; — выросла детская смертность, дошкольная заболеваемость, 40% выпускников школы не могут работать по выбранной профессии, в 3 раза после 1991 г. выросла детская инвалидность; — не хватает продуктов детского питания, товаров детского ассортимента; — война выбросила на улицы детей-беженцев; — на 50% увеличилась детская преступность и преступления девушек; — 60% детей живут в семьях с низким прожиточным уровнем. Бездомные дети и подростки — результат кризиса семьи, невнимания к детям, большинство из них больны, имеют низкое образование. Существует физическое, моральное и психическое насилие ребенка в семье, когда ребенку не уделяется внимание, его ущемляют в питании и одежде, на него кричат и насмехаются. Дети нуждаются в помощи семейного специалиста2. Государственная политика в последние годы проявилась: — в выплате ежемесячных пособий на детей; — в создании новых учреждений защиты семьи и детей; — в обеспечении государственных гарантий в области образования. В течение 1994—1995 гг. правительством разрабатывался и принимался целый ряд документов, направленных на улучшение положения семьи и детей3. Одним из таких документов является «Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 г.», одобренный правительством 1 июня 1995 г. Этот документ направлен на координацию усилий государственных структур, работодателей и неправительственных оранизаций в работе по улучшению положения детей. Что же реально является в этом документе проявлением заботы о детях. Цитирую государственный доклад. 1 Лапан Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в современной России//Актуальные проблемы современного детства. — М., 1993. 2 Малыхин В.П. Указ. соч. — С. 20, 3 См: О положении детей в Российской Федерации. — М., 1995. «Развивается нормативно-правовая база обеспечения прав и интересов детей, расширяется сфера деятельности структур, занимающихся проблемами семьи и детей, разработка и внедрение целевых программ защиты детей, осуществляется межведомственная координация решения проблем детей», Сегодня мы уже можем говорить о сложившемся опыте защиты детей, опыте положительном, который создается в условиях кризиса в стране. Сегодня во многих регионах созданы структуры, управления, отделы, которые занимаются защитой семьи и детства. В России 400 неправительственных организаций, которые занимаются проблемами детства. Эти организации оказывают материальную, юридическую, идеологическую помощь семье и детям, больницам и санаториям для детей-инвалидов, помогают детям, бежавшим от войны. В клубы объединяются родители детей-инвалидов, детям-инвалидам помогают Российское общество Красного Креста, Российский Детский фонд, Фонд «Культура и будущее России», Фонд милосердия и здоровья, Фонд охраны матери и ребенка, Фонд помощи детям военнослужащих, Ассоциация планирования семьи, Благотворительный фонд «Нет алкоголизму» и др. Создаются неправительственные организации, которые включают детей в общественную жизнь, организуют их в свободное время. Осуществляют это Союз пионеров, Федерация детских организаций (международный статус), Федерация детских организаций «Юная Россия». Сейчас в Москве насчитывается 20 тыс. скаутов, создано 360 клубов скаутов, при правительстве Москвы — Скаутский совет. Президентская программа «Дети России» выполняет несколько программ. Так, по этой программе создано около 200 приютов для временного пребывания безнадзорных детей, центры для несовершеннолетних матерей, 100 территориальных центров помощи семье и детям, 8 центров временного пребывания детей, оставшихся без родителей. Разрабатывались новые условия устройства детей-сирот в детские дома и школы-интернаты. Из федерального бюджета на эту программу было выделено 443 млрд руб. В организации защиты детства в масштабе России большую работу проводит Российский Детский фонд. Фонд был создан в 1987 г. и целый ряд мероприятий Детского фонда сыграли важную роль в судьбе многих детей. Одно из направлений его работы в защите детей-сирот — это создание семейных детских домов. Подсчитано, что воспитание 315I детей в семейных детских домах выгоднее. Главное, это дает возможность индивидуального воспитания, внимание к каждому ребенку, предоставляется возможность по-настоящему решать судьбу детей-сирот. Отпадают огромные расходы на содержание зданий, отопление, электричество, газ, зарплату сторожам, нянечкам, директору, бухгалтерам. В 1992 г. в России было 347 семейных детских домов. Программа детского фонда «Теплый дом» включала передачу детским домам и сиротским школам-интернатам денег. Были открыты внебюджетные благотворительные счета, поступления улучшили материальную базу этих детских учреждений. Детским домам и школам-интернатам было передано около полутора тысяч автомобилей1. В пяти бывших дачах ЦК КПСС в Подмосковье созданны реабилитационные центры, где лечатся дети с сахарным диабетом, дети Чернобыля. В центре «Дар жизни» восстанавливаются дети после операций на сердце2. По проекту «Слепые дети» специалисты осмотрели и лечили слепых и слабовидящих детей в 75 специальных интернатах России. Помощь получили 13 тыс. детей. Опыт детских домов по 100—150 детей и школ-интернатов по 350 детей показал, что их выпускники не подготовлены к жизни, плохо ориентируются в простейших бытовых проблемах. Воспитателю на группе 25 человек трудно дойти до каждого ребенка, его интересов, задатков и способностей. В лучшем случае он знает детей, организовывает жизнь коллектива группы, но заниматься с каждым ребенком в отдельности не может. Такие учебно-воспитательные учреждения не справляются со своей основной задачей. Решить эту проблему пытаются возникающие семейные детские дома, где несколько лет, до совершеннолетия, ребенок находит приют. Чаще это форма защиты ребенка от родителей, лишенных родительских прав. Приемные родители подписывают договор-контракт, где оговариваются условия оплаты труда, права и обязанности, продолжительность пребывания ребенка в этой семье. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. 1 Лиханов А.А. Возвысим голос и ства. - М., 1993. - С 6-7. 2 Там же. — С 7. проблемы современного дет- Подцерживаются связи с биологическими родителями, чтобы после реабилитации вернуть ребенка в родную семью. Биологические родители предупреждаются, что после их излечения (от наркомании, алкоголизма и трудоустройства) ребенка вернут в семью. Эти дети чаще страдают от недоедания, насилия, отсутствия ухода, болезней и т.д. Ребят физически закаливают и укрепляют, им оказывается медицинская и психологическая помощь. С ними занимаются. При изучении ребенка приемные родители обращаются к социальному педагогу, с ним посещают старую семью. Социальный педагог помогает семье войти в контакт с другим подобными семьями. В таких домах создаются условий, приближенные к нормальной семейной жизни, здесь воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются всеми льготами воспитанников детских домов. Существует несколько видов таких семейных домов. Так, в семейных городках в 10-12 домах живут в каждом доме по одной-две семьи. Приемные дети живут вместе с детьми воспитателей одной семьей. В городке находятся администрация, спортивные площадки, медпункт с врачом и медсестрой, центр, где проводятся культурные мероприятия, школа и детский сад. Семейный детский дом в городе создается в блоке жилой постройки. На воспитание принимается не менее 6 детей. Направление детей в такие детские дома осуществляют органы народного образования на основании решения местной администрации. Семьи финансируются, им выделяются различные пособия1. В последние годы произошли изменения в комплектовании детских домов. Разрешается оформление в один детский дом детей разного возраста, чтобы не разлучать братьев и сестер по разным детским домам. Разрешается создавать разновозрастные группы с числом детей не более 8 человек, в одновозрастной группе — 5—10 человек. В современных условиях выполнить это трудно, хотя опыт уже есть. Это «Детская деревня SOS» в Томилино Московской области. Детская деревня в Томилино живет уже второй год. Посещающие деревню отмечают, что дети здоровые и веселые, живут в прекрасных условиях, хотя поступали с хроническими заболеваниями, нарушенной психикой, задержкой умственного развития, 1 Безлепкина Л.Ф, Семья нуждается в поддержке//Семья и школа. 1995. № 6. — С 10-11. 317избитые, запуганные. Воспитатели — «мамы» приводят ребят в нормальное, состояние, они выполняют все, что делает в большой семье мать: стряпают, убирают, стирают, лечат, распекают и мирят, делают подарки и устраивают праздники. «Мамы» в Томилино имеют высшее образование и с душой принимают большую семью. В деревне 56 ребят, 11 домов — 11 семей, по 8 ребят в каждой семье. Один взрослый на 3—4-х ребят. По статистике число устроенных в такие семьи современных беспризорных это «капля в море», но по содержанию — большое перспективное дело. Землю для деревни выделил безвозмездно Комитет образования Москвы, деньги на строительство поступили от благотворительных организаций, от частных лиц России и зарубежья, от известного политика ФРГ Габриеллы Биттендорф. Подобная деревня после войны была создана в Австрии Гмай-нером. Это уже история. Следует рассмотреть такую форму помощи детям, как создание временных приютов. Первый современный социальный приют был открыт в Санкт-Петербурге. Это «Дом милосердия». Главным принципом в воспитательной работе педагогов этого приюта является привлечение детей к труду. Учитывая, что поступающие дети не приучены трудиться, воспитание трудом не самый легкий путь, избранный педагогическим коллективом. Приют — это не убежище от невзгод, здесь приучают ребенка к труду. Ребят постепенно приучают к самообслуживанию, прививают ответственность за проделанную работу, оплату за производительный труд, интерес к творчеству, чтобы воспитанник не считал выполняемую работу бесполезной. Время в приюте ограничено. Здесь перед социальным педагогом стоит задача: вовлечь в труд, приобщить к учебе и погасить конфликт с семьей. В Санкт-Петербургском приюте «Дом Астрид» практикуется создание домашних групп. Повторяется опыт воспитательных домов дореволюционной России, когда детей-сирот определяли в попечительские семьи. В приюте существует положение о домашней группе. В городской газете «Смена» в рубрике «Возьми меня к себе» даются объявления о таких детях с фотографией. Взявшие ребенка зачисляются в штат приюта.('Д ставки за одного ребенка) плюс плата за одежду и питание. Дети уходят в семьи с огромным желанием, не прерывают связи с приютом, бывают на праздниках. Подростки в приюте вместе со взрослыми ремонтируют квартиры, подбирают обои, мастерят абажуры, шьют занавески. Все виды обслуживания в столовой, в прачечной, уборку двора, мытье лестниц, ремонтные работы оцениваются в баллах и фиксируются в «Трудовой книжке» в форме заработка. Заработанные деньги воспитанника хранятся в банке1. В Санкт-Петербурге действует приют ночлежного типа «Синяя ворона», в котором 30 ребят находят ночлег, питание, заботу. Они могут находиться в приюте временно. В христианский девичий пансион «Энфимия» с приютом «Маленькая мама» приходят несовершеннолетние мамы. В приюте 5 мам, для них созданы пошивочные мастерская, художественная студии, медицинские курсы, курсы домоводства и парикмахер-ного дела. Для мам оборудованы отдельные комнаты, а также игровые комнаты для малышей2. В Москве создано несколько приютов, несколько реабилитационных центров, фондов, ассоциаций, задача которых — социальная реабилитация детей и подростков. Открыты различные консультационные центры, а также приюты для подростков, которым нужна защита и помощь на непродолжительное время3. В Петрозаводске приют создан на одной территории с приемником-распределителем. В приемнике дети могут находиться до 15 суток, в приюте организована забота об их здоровье, предоставляется кров, питание, отдых. Воспитанники имеют право свободного прихода и выхода из приюта, получают консультации, им выделяют денежное пособие на билеты для проезда домой. Кривцова Л.Н. Детский приют «Гнездышко» (в сокращении) В ноябре 1995 г. при Комитете социальной помощи г. Клина был открыт детский приют «Гнездышко». Была поставлена цель — спасение беспризорных детей, предоставление им убежища, оказание медицинской и психологической помощи, обучение посильному ремеслу и решение их социальных проблем. 1 См.: Иващенко Г.М., Плоткин М.М., Ширинский В.И. Содержание и организация социально-педагоги ческой работы в учреждениях социальной реабилитации детей и подростков//Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М., 1994. — С. 20—21. 1 См.: Заводилкина О.В. Формы призрения детей, нуждающихся в социальной помощи//Актуальные проблемы современного детства. — ML, 1993. — С. 102. 3 Там же. — С. 104. 319Приют рассчитан на временное пребывание 40 детей в возрасте от 3 до 14 лет, предоставление им питания, одежды, медицинской помощи, ухода, психологической и педагогической реабилитации. В «Гнездышке» находят поддержку не только дети, родители которых лишены родительских прав, но и дети, оставившие дом из-за пьянства взрослых. Здесь созданы условия, приближенные к домашним, оборудованы помещения для сна, питания, отдыха и труда, оказания медицинской и психологической помощи. Здесь изучается личность ребенка, причины кризиса, создается индивидуальная программа работы с каждым ребенком с учетом условий приюта, возрастных физических, интеллектуальных особенностей ребенка. Дети, пребывающие в приют, перенесли потрясения: безразличие родителей или их жестокое обращение, пьяные разгулы взрослых, драки, издевательства. На глазах некоторых детей родители убивали друг друга. Многие из них были в интернатах. Побеги и жизнь на улице, постоянная борьба за выживание расшатали их здоровье. У большинства детей преобладают психические расстройства в форме реакции бегства, агрессии, неповиновения. В приюте ребенка обследует комиссия в составе психолога, врача, педагога и социального работника. Составляется реабилитационная карта, по которой строится индивидуальная программа работы по социальной адаптации ребенка. В программу адаптации заложены заключения всех специалистов, коллегиально выносится заключение, даются рекомендации сотрудникам приюта. Спокойная домашняя обстановка, сердечное отношение к детям, небольшое количество детей дают возможность работать с каждым ребенком, изучать и развивать задатки и способности каждого ребенка. По распорядку приюта в 7.30 подъем, зарядка, туалет. Зарядка в форме игры. Затем малыши приводят в порядок помещение. Дети, которые идут в школу, завтракают раньше. Питание в приюте требует особого внимания. Большинство поступающих привыкли к «сухомятке», и жидкая пища, даже каша, вызывает аллергию. В таких случаях каждый ребенок получает щадящее питание и траволечение. Ребята во время завтрака стремятся съесть все, так как Раиса Васильевна (директор) приготовила первому, кто осилит завтрак, «сюрприз». Это конфета, фрукты, по мере того, как все поедят, «приз» получают все. Коллектив приюта сложился из бывших сотрудников детских садов, которые привнесли в воспитательный процесс приюта методы воспитывающего обучения. Дети лепят, рисуют, составляют коллек- ции, гербарии и букеты, поют и танцуют, участвуют в школьных праздниках. Трудовое воспитание осуществляется в процессе самообслуживания. Это уборка кроватей, одежды, мусора во дворе, расчистка снега и работы на небольшом огороде. Дети сами сеют петрушку и укроп, морковь и редиску, сажают свеклу и помидоры. Следует учесть, что если малыши работают с охотой, то дети 9—10 лет не приучены трудиться, и требуется особый подход воспитателя, чтобы увлечь их работой. Поступающие в приют дети в большинстве с неуравновешенной психикой. Они впадают в истерику, плачут или смеются без причины. Большое беспокойство доставляют «бегунки», которые периодически убегают на два-три дня. Кто-то возвращается сам, кого-то приводит милиция. Все они нуждаются в наблюдении психолога, который работает с каждым по специально разработанной программе. Дети 7-10 лет посещают местную школу, домашние задания готовят вместе с воспитателем, для каждого воспитанника выделено отдельное место, где он готовит уроки. Для него составлен особый режим. Коллектив приюта помогает в устройстве ребенка, подростка. Это или возвращение его в семью, усыновление, организация опеки, или направление в детский дом. Одним из направлений работы коллектива приюта является создание домашних групп. Домашние группы в приюте создаются с целью реализации положения Международной конвенции о правах ребенка, о «приоритетном праве ребенка жить и воспитываться в семье». Домашнюю группу составляют дети, которых взяла семья, но которые остаются в статусе этого приюта, получают от приюта материальную, медицинскую и психологическую помощь. Сведения о развитии ребенка, изменении в его здоровье и психическом состоянии сосредоточиваются в приюте. Приют помогает и контролирует воспитание ребенка в домашней группе. Детский приют «Гнездышко» существует на благотворительные средства московской фирмы «Энди», церкви св. Тихона, клинских предприятий: Клинстройсервис, Сельстройкомбинат, хлебозавода, молокозавода, мясокомбината, горпищекомбината. В числе частных благотворителей числятся некоторые предприниматели и частные лица, передающие детям приюта одежду, посуду, сладости, фрукты. Печатается по изд.: Кривцова ЛГ.Я. Работа учреждений социального обслуживания населения в Клинском районе Московской обл. — М., 1996. - С. 55. Вопросы и задания 1. Характеристика современной правительственной политики защиты семьи. 2. Понятие «детство*. Статья ШААмонашвили «Что такое детство» из книги «В школу — с шести лет». J ж л i ^ря'1 ^ JJ& л ^няидии 1. Амонашвили Ш.А. В школу — с шести лет. (Глава: Что такое детство)// Педагогический поиск. — М., 1987. 2. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. — М., 1992. 3. Антология социальной работы, — М., 1995. 4. Безлепкина Л.Ф. Семья в социуме: стратегия жизнедеятельности// Вестник социальной работы. 1993. № 3. 5. Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального обслуживания населения в Клинском районе Московской области.— М., 1996. 6. Лапшин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в современной России//Актуальные проблемы современного детства. — М., 1993. 7. Конвенция о правах ребенка//Советская педагогика. 1991. № 10. 8. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года. — М., 1995.
|