Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ХОД РАБОТЫ. 1. Рассматриваем семена фасоли, измеряем их длину, полученные результаты измерений заносим в таблицу: № Размер

1. Рассматриваем семена фасоли, измеряем их длину, полученные результаты измерений заносим в таблицу:

Размер
   
   

2. Составляем сводную таблицу, указывая в первом ряду промежутки (например 12-14).

Промежуток 12-14 15-17 18-20
Количество      

3. В ячейки второго ряда вводим формулу вида = СЧЁТЕСЛИ (диапазон; критерий 1) + СЧЁТЕСЛИ (диапазон; критерий 2) + СЧЁТЕСЛИ (диапазон; критерий 3), например = СЧЁТЕСЛИ ($B$3: $B$32; 12) + СЧЁТЕСЛИ ($B$3: $B$32; 13) + СЧЁТЕСЛИ ($B$3: $B$32; 14), где $B$3: $B$32 – диапазон данных, 12 – критерий отбора.

4. По данным таблицы строим диаграмму типа график. (Cм. Приложение 1, лист 1).

Раз- мер про- межу- ток 12-14 15-17 18-20 21-23 24-26 27-29 30-32 33-35
    кол-во                  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
                       

5. Делаем вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости обнаружена.

Вариант зачетной работы по биологии при изучении темы “Динамика популяции” раздела “Экология” в 11-м классе (уч. Общая биология, 10-11-й класс, Каменский А.А.)

Работа выполняется с применением ПК и электронных таблиц MS Excel.

Учащимся предлагается создать модели изменения численности популяций волков и зайцев под воздействием биотических (внутривидовая конкуренция, отношения “хищник-жертва”) и антропогенных (влияние отлова) факторов.

В своей работе учащиеся изучают:

модель неограниченного роста (),

модель ограниченного роста в связи с перенаселенностью (),

модель ограниченного роста с отловом (),

модель “хищник-жертва” ()

Алгоритм работы учащегося:

1. Построить таблицу коэффициентов.

коэффициент роста a= 1, 1
коэффициент перенаселенности b= 0, 03
величина ежегодного отлова c= 0, 03
возможность гибели f= 0, 04
коэффициент уменьшения d= 0, 9
коэффициент роста e= 0, 05

2. Составить таблицу роста численности популяций по годам, внося начальные значения численности.

нач.значение 1 год 2 год 3 год 4 год
зайцы        
волки        
рост неограниченный 1, 5      
рост ограниченный 1, 5      
рост ограниченый с отловом 1, 5      

3. Вводим формулы для подсчета роста популяций:

Для популяции “зайцы” =($C$1-$C$2*F2)*F2-$C$3-$C$4*F2*F3,

Для популяции “волки” =$C$5*F3+$C$6*F2*F3,

Для популяции с неограниченным ростом =F5*$C$1,

Для популяции с ограниченным ростом =($C$1-F6*$C$2)*F6,

Для популяции с ограниченным ростом и отловом =($C$1-F7*$C$2)*F7-$C$3.

4. По данным таблицы строим диаграмму типа график (см. приложение 1, лист 2).

коэффициент роста a= 1, 1 нач.значение 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год
коэффициент перенаселенности b= 0, 03 зайцы   3, 97 1, 64 0, 68 0, 30 0, 13 0, 04
величина ежегодного отлова c= 0, 03 волки   14, 00 15, 38 15, 10 14, 11 12, 91 11, 70
возможность гибели f= 0, 04                
коэффициент уменьшения d= 0, 9 рост неограниченный 1, 5 1, 65 1, 82 2, 00 2, 20 2, 42 2, 66
коэффициент роста e= 0, 05 рост ограниченный 1, 5 1, 58 1, 67 1, 75 1, 83 1, 91 2, 00
      рост ограниченый с отловом 1, 5 1, 55 1, 61 1, 66 1, 71 1, 77 1, 82

5. Изменяя начальные значения численности популяций, а также коэффициенты, учащиеся моделируют динамику численности.

А)

коэффициент роста a= 1, 1 нач.значение 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год
коэффициент перенаселенности b= 0, 03 зайцы   1, 97 0, 37 0, 06 -0, 01 -0, 03 -0, 05
величина ежегодного отлова c= 0, 03 волки     20, 97 19, 26 17, 39 15, 64 14, 05
возможность гибели f= 0, 04                
коэффициент уменьшения d= 0, 9 рост неограниченный 1, 5 1, 65 1, 82 2, 00 2, 20 2, 42 2, 66
коэффициент роста e= 0, 05 рост ограниченный 1, 5 1, 58 1, 67 1, 75 1, 83 1, 91 2, 00
      рост ограниченый с отловом 1, 5 1, 55 1, 61 1, 66 1, 71 1, 77 1, 82

Б)

коэффициент роста a= 1, 1 нач.значение 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год
коэффициент перенаселенности b= 0, 03 зайцы   5, 97 3, 80 2, 44 1, 58 1, 04 0, 70
величина ежегодного отлова c= 0, 03 волки   7, 00 8, 39 9, 14 9, 34 9, 15 8, 71
возможность гибели f= 0, 04                
коэффициент уменьшения d= 0, 9 рост неограниченный 1, 5 1, 65 1, 82 2, 00 2, 20 2, 42 2, 66
коэффициент роста e= 0, 05 рост ограниченный 1, 5 1, 58 1, 67 1, 75 1, 83 1, 91 2, 00
      рост ограниченый с отловом 1, 5 1, 55 1, 61 1, 66 1, 71 1, 77 1, 82

В)

коэффициент роста a= 1, 1 нач.значение 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год
коэффициент перенаселенности b= 0, 03 зайцы   7, 97 6, 83 6, 08 5, 55 5, 15 4, 84
величина ежегодного отлова c= 0, 03 волки              
возможность гибели f= 0, 04                
коэффициент уменьшения d= 0, 9 рост неограниченный 1, 5 1, 65 1, 82 2, 00 2, 20 2, 42 2, 66
коэффициент роста e= 0, 05 рост ограниченный 1, 5 1, 58 1, 67 1, 75 1, 83 1, 91 2, 00
      рост ограниченый с отловом 1, 5 1, 55 1, 61 1, 66 1, 71 1, 77 1, 82

Г)

коэффициент роста a= 1, 1 нач.значение 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год
коэффициент перенаселенности b= 0, 03 зайцы              
величина ежегодного отлова c= 0, 03 волки   9, 00 8, 10 7, 29 6, 56 5, 90 5, 31
возможность гибели f= 0, 04                
коэффициент уменьшения d= 0, 9 рост неограниченный 1, 5 1, 65 1, 82 2, 00 2, 20 2, 42 2, 66
коэффициент роста e= 0, 05 рост ограниченный 1, 5 1, 58 1, 67 1, 75 1, 83 1, 91 2, 00
      рост ограниченый с отловом 1, 5 1, 55 1, 61 1, 66 1, 71 1, 77 1, 82

6. На основании полученных данных учащиеся делают выводы о динамике численности популяций зайцев и волков.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ход урока. I. Вопросы для повторения | Первое задание “Шифровка”.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал