![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие музыкального искусства.Стр 1 из 17Следующая ⇒
А.С. Даргомыжский Вокальное творчество Ранний период.
В 40-е гг. Даргомыжский работает в рамках сложившихся традиций. Обращается к текстам Пушкина – «Я вас любил», «Юноша и дева», «Слеза», «Ночной зефир». В отличие от Глинки, работая с текстом, он стремился к мелодике не обобщённого плана, выделяя отдельные слова, акцентируя отдельные моменты. Вокальная мелодия как бы соткана из отдельных мелодических фраз и пауз. Начало 50-х гг. Использует тексты Лермонтова («И скучно, и грустно», «Мне грустно»). Стиль романсов – речитативно-ариозный. Возрастает критическая направленность интересов Даргомыжского – это ярко отразилось в песне-сценке «Мельник».
Е гг. Вокальное творчество этого периода насыщено социально-обличительным началом («Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник»). Этому способствовало сотрудничество в сатирическом журнале «Искра» с Курочкиным, Вейнбергом. Одно из главных достижений в вокальных жанрах Даргомыжского: он обогатил исполнительскую манеру элементами драматической игры – мимика, поза, жест, интонация. Линию Даргомыжского в вокальной музыке в дальнейшем продолжат Мусоргский, Прокофьев, Шостакович.
3 курс инструменталисты Русская музыка 50-70-х годов. Могучая кучка. Общая характеристика времени. К середине XIX века идея освобождения народа от крепостной зависимости встала во весь рост. Главным выразителем прогрессивной мысли стал Чернышевский. В трактате «Об отношении искусства к действительности» он призывает творческую интеллигенцию к правдивой обрисовке жизни народа; предметом искусства должна стать сама жизнь и человек. Чернышевский: «Искусство есть средство для беседы с людьми».
Образное содержание искусства. а) народность – народные типы, образы, персонажи. В литературе их выразителями стали Толстой, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Тургенев, Достоевский. В изобразительном искусстве – Крамской; б) историческое прошлое – Белинский: «Мы вопрошаем и допрашиваем историю, чтобы она рассказала нам о нашем прошлом, объяснила настоящее, намекнула на будущее». Толстой «Князь Серебряный», «Смерть Ивана Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович». В живописи – Н. Ге «Пётр I допрашивает своего сына», Репин «Иван Грозный убивает своего сына», Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни». В музыке – Бородин опера «Князь Игорь», Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина», Римский-Корсаков «Псковитянка», «Царская невеста»; в) народные предания, сказки, былины – Виктор Васнецов «Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке». В музыке это ярче всего проявилось у Бородина, Римского-Корсакова; г) антивоенная тематика – в живописи ярче всего выразилась у Верещагина «Апофеоз войны», «Подавление индийского восстания англичанами»; д) социально-бытовые сюжеты – Перов «Тройка», Ярошенко «Кочегар», «Всюду жизнь»; е) народные пейзажи – Шишкин, Куинджи, Саврасов.
Развитие музыкального искусства. Музыка становится гораздо шире по обхвату тем, сюжетов, жанров, выразительный средств. Сохраняются 3 линии симфонизма + программный (Балакирев «Тамара», Римский-Корсаков «Садко», «Шехеразада», Мусоргский «Ночь на Лысой горе», Чайковский «Манфред»). Опера обогащается новыми жанрами: - лирическая (Рубинштейн «Демон»); - историческая (Р.-К. «Псковитянка»); - народно-музыкальная драма (Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина»); - лирико-комедийная (Чайковский «Черевички»); - эпическая (Бородин «Князь Игорь»); - лирико-психологическая (Р.-К. «Царская невеста», оперы Чайковского). Камерная музыка – её прочная основа была заложена в струнных квартетах Бородина и Чайковского. К вокальным жанрам обращались практически все композиторы данного периода.
|