Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель денежного рынка
Денежный рынок - система экономических отношений по поводу предоставления на срок до одного года денежных средств. Денежный рынок, наряду с рынком капитала представляет собой часть более общей финансовой категории - финансовый рынок. Самостоятельный денежный рынок в Республике Беларусь начал формироваться с момента обретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь» и др., которые определили экономические и правовые основы функционирования денежного рынка Республики Беларусь. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования. В 99-х годах экономика Беларуси двигалась по циклу инфляционного развития. Денежная масса прирастала значительно быстрее, нежели объемы производства в реальном секторе экономики, что привело к превышению эффекта обесценивания активов над эффектом развития при субсидирования производства. На денежном рынке наблюдалось увеличение разрыва между официальным и “параллельными” курсами твердой валюты. Быстрые темпы девальвации национальной валюты на теневых рынках привели к существенному увеличению стоимости импортируемых сырьевых и производственных ресурсов. Вообще в событиях, происходивших на внутреннем валютном рынке можно выделить два этапа, официальная идеологическая база которых и соответственно методы регулирования происходивших процессов принципиально различны. На первом этапе доминировали принципы “народнохозяйственной необходимости” Отрасли экономики, в первую очередь сельское хозяйство и строительство жилья, обеспечивалось необходимыми суммами эмиссионных денег практически по первому требованию. С галопировавшей инфляцией, развивавшейся вследствие постоянного превышения темпов роста рублевой денежной массы над валютной, правительство настойчиво боролось административными методами. Ставка рефинансирования, к которой привязываются процентные ставки по кредитованию агропромышленного сектора, строительной отрасли и бюджетных предприятий были отрицательными. На валютном рынке действовали ограничения на расчеты белорусскими рублями между резидентами и нерезидентами, введенные ещё в 1998г. Сохранялся заниженный в 2-3 раза официальный курс белорусского рубля по отношению к твердым и ограниченно конвертируемым валютам. Попытки наладить изъятие валюты по выгодному для государства курсу приводят к постоянному изменению правил игры на внутреннем внебиржевом валютном рынке. Его периодически открывали, закрывали, ограничивали суммы сделок. Были периоды, когда для покупки одним предприятием у другого суммы валют, превышающей 1000 единиц по одному контракту, необходимо было получить соответствующее разрешение от министерства, концерна, облисполкома, Мингорисполкома либо одного из главных управлений Национального банка по областям Беларуси. Однако попытки поставить валютный рынок под полный контроль государства не могли увенчаться полным успехом при наличии в стране предприятий с негосударственной формой собственности и невозможности обойтись без негосударственных предприятий России, Украины, Казахстана и др. стран при поставках в Беларусь продукции т.н. критического импорта. Надо было или полностью избавляться от частных предприятий в Беларуси, или приступить к поиску иных вариантов. На наличном рынке тенденции были те же. Однако ситуацию, сложившуюся с обменом наличных валют, трудно или даже невозможно было аргументировать интересами государства. Здесь прослеживались интересы несколько иного свойства. Завышение курса белорусского рубля в обменных пунктах привело к закрытию большинства обменных пунктов и процветанию теневого рынка. Государство ежемесячно недополучало в бюджет огромные суммы налогов, исчисляемые триллионами рублей. Помимо этого, Нацбанк лишился практически единственного канала пополнения валютных резервов, отсутствие которых лишает его возможности поддерживать стабильность национальной валюты. Отсутствие взаимопонимания с международными кредитными организациями, в первую очередь МВФ, лишило Беларусь возможности стабилизировать белорусский рубль за счет внешних источников. Все это не могло не сказаться на общем состоянии белорусской экономики. У руководства Национального банка и правительства появились мысли об ошибочности принципов, на которых базируются методы регулирования валютного и финансового рынков Беларуси [5, стр.98]. С участием специалистов Нацбанка, Минфина, Минэкономики и привлеченных экспертов была разработана Концепция денежно-кредитной политики на четвертый квартал 1999 и 2000 гг., которая вносит серьезные изменения в методы стабилизации национальной валюты и финансирования экономики. В её основе – комплекс мероприятий, реализация которых, по мнению Нацбанка, позволит перейти к привязке национальной валюты к одной из СКВ или корзине из нескольких валют, выходу на единый курс, свободную конвертацию, отмену обязательной продажи части валютной выручки на бирже и т.д. Получив одобрение “сверху”, Нацбанк начал реализацию мероприятий, заложенных в Концепции. Этот период можно назвать вторым этапом развития ситуации на валютном рынке Беларуси. Либерализация внебиржевого валютного рынка, ужесточение контроля над объемом денежной массы, снятие ограничения курсов на наличном рынке вселили надежду на улучшение экономической ситуации. В 2000 году перед Нацбанком и во многом перед правительством стояла задача по стабилизации национальной валюты. И главная из них - отказ государства от столь массивного участия в экономических процессах.
|