Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение понятия общеразвивающих упражнений
Среди основных средств и методов физического воспитания особое место принадлежит гимнастике. В свою очередь из всего многообразия средств, которыми располагает гимнастика и которые наиболее широко применяются в школе на уроках физической культуры и внеклассных занятиях, следует выделить общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения – это упражнения, применяющиеся в гимнастике для равномерного развития всей мышечной системы и всестороннего воздействия на организм занимающегося в целом (Осокина Т.И.). Общеразвивающие упражнения — это специальные упражнения, которые играют важную роль в развитии и оздоровлении всего организма (Кенеман А.В., Хухлаева Д.В.). Общеразвивающими называются упражнения, специально созданные для отдельных частей тела (руки, плечевой пояс, туловище, ноги), различных мышц, суставов, а также всех систем организма (Хухлаева Д.В.). Общеразвивающие упражнения – это упражнения, занимающие значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма (Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П.). Общеразвивающие упражнения – специально подобранные упражнения, направленные на оздоровление организма (Степаненкова Э.Я.). Общеразвивающими упражнениями (ОРУ) в физическом воспитании называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а также спортивной разминки. Благодаря своей доступности эти упражнения широко используются на уроках по физическому воспитанию в детсадах, в школах, в ПТУ, вузах. Комплексы общеразвивающих упражнений применяются в утренней гигиенической гимнастике, при проведении производственной гимнастики. Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определенных физических качеств. Большое количество ОРУ объясняется тем, что возможные действия телом и отдельными его частями разнообразятся степенью напряжения мышц, изменением скорости, амплитуды и направления движений. Смена исходных и конечных положений, применение различных отягощений и приспособлений также расширяют границы использования данных упражнений. Относительная простота и возможность постепенного усложнения делают ОРУ доступными занимающимся любого возраста и подготовленности. ОРУ - это школа двигательной подготовки. Этап начальной подготовки в спорте также характеризуется применением большого объема ОРУ. Ценность ОРУ объясняется и тем, что они легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определенные группы мышц. Особое значение приобретают ОРУ в формировании правильной осанки. Несомненно, в деятельности преподавателя физического воспитания знания, умения и навыки, связанные с использованием такого универсального средства, как ОРУ, должны занимать существенное место. Грамотное применение ОРУ в занятиях с различными контингентами предполагает: - владение большим количеством конкретных упражнений (умение показать, терминологически назвать); - знание характера каждого упражнения, его направленности; - умение составлять комплексы упражнений в зависимости от задач; - умение обучать и проводить занятия ОРУ разными способами (по рассказу, по показу, по заданию, игровым способом и др.); - владение методами организации занятий ОРУ; - умение дозировать нагрузку в связи с состоянием занимающихся и решаемыми задачами. Применение разнообразных методических приемов при проведении общеразвивающих упражнений, вызывая положительные эмоции, повышая интерес к овладению новыми двигательными действиями, способствует более успешному обучению и в основной части урока. Ученые определили, что уровень интенсивности и сосредоточенности внимания в основной части урока зависит от качества проведения подготовительной части. В том случае, когда применяются оригинальные упражнения и методические приемы, повышающие интерес учащихся, уровень интенсивности и сосредоточенности внимания оказывается неизменно выше, чем, где подготовительная часть проводится неинтересно, и однообразно. Предлагается следующая классификация методических приемов проведения упражнений в подготовительной части урока. 1-я группа – приемы типа заданий. 2-я группа – приемы соревновательного характера: а) индивидуальные соревнования, б) командные соревнования. 3-я группа – приемы с применением разнообразных форм построений: а) упражнения в сомкнутых колоннах, б) упражнения в сомкнутых шеренгах, в) упражнения в сомкнутых кругах, г) построение колонн, повернутых лицом в разные направления, д) упражнения в парах, е) упражнения в тройках, четверках. 4-я группа – приемы, содействующие воспитанию чувства времени и ритма; а) упражнения, выполняемые под счет самих занимающихся: б) упражнения со сменой мест занимающихся – на определенный счет, сигнал, в) упражнения, выполняемые в различном темпе, г) упражнения, выполняемые с закрытыми глазами. 5-я группа – приемы, повышающие активность, самостоятельность и сознательное восприятие упражнений: а) сообщение анатомо-физиологических и других научных обоснований общеразвивающих упражнений, б) различные виды взаимопроверки выполнения упражнений и заданий учителя, в) приемы со словесным сопровождением. Общеразвивающие упражнения имеют ряд характерных особенностей: 1 – большое разнообразие двигательных действий. Количество общеразвивающих упражнений практически неисчерпаемо, Общеразвивающие упражнения бывают элементарные (т.е. несложные, содержащие какое-то одно двигательное действие, Например - наклон влево) и комбинированные (т.е. сложные, содержащие какие-то дополнительные двигательные действия или совмещение нескольких двигательных действий в одном движении, например, выпад влево с наклоном вправо, левая рука вверх, правая на пояс). Именно неограниченная вариативность всевозможных двигательных действий и последовательности их сочетаний и обеспечивает неисчислимое многообразие общеразвивающих упражнений. 2 – разносторонность влияния общеразвивающих упражнений на организм занимающихся. Арсенал общеразвивающих упражнений настолько богат, что позволяет подобрать комплекс упражнений, воздействующих как на опорно-двигательный аппарат, так и на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. 3 – с помощью общеразвивающих упражнений можно оказать относительно избирательное воздействие на отдельные части тела и группы мышц. Эта особенность дает возможность достигать гармонического развития мышц всего тела. 4 – возможность строгой регламентации процесса занятий (т.е. сравнительно точно регулировать физическую нагрузку). Нагрузка зависит от сложности упражнений, их количества в одном занятии и от интенсивности, с которой они выполняются. В свою очередь интенсивность регулируется: а) скоростью и темпом выполнения упражнения; б) амплитудой движения; в) степенью напряжения мышц; г) изменением исходных положений; д) использованием различных предметов и отягощений; е) способом проведения.
|