![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции контроллинга на предприятии ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Контроллинг ориентируется на поддержку процесса принятия управленческих решений на предприятии. Он призван адаптировать традиционную систему учета и контроля на предприятии к современным потребностям его руководства, т. е. в функции контроллинга должны включаться создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. В общем случае функции контроллинга непосредственно обусловливаются конкретными видами управленческой деятельности в рамках предприятия, которые обеспечивают достижение поставленных целей развития предприятия, включая стратегические. Основные функции контроллинга обобщены в табл.1. Следовательно, по мнению большинства зарубежных и отечественных исследователей, современная концепция контроллинга должна ориентироваться на систему управления предприятием в целом. Она должна координировать подсистемы планирования, контроля и информационного обеспечения. Таблица 1. Основные функции контроллинга на предприятии Функции контроллинга Содержание Учет • обоснование, разработка и ведение системы внутреннего учета на предприятии; • унификация критериев и методов оценки деятельности как предприятия в целом, так и отдельных его структурных подразделений Планирование • обеспечение информационной поддержки процесса стратегического и оперативного планирования в рамках предприятия; • координация процесса обмена информацией в процессе управленческой деятельности на предприятии; • совершенствование содержания и структуры систем стратегического и оперативного планирования на предприятии; • координация и увязка стратегических и текущих планов развития предприятия; • разработка и последующая корректировка методических подходов к оценке достоверности и реалистичности разрабатываемых стратегических и текущих планов развития предприятия Контроль • обоснование и выбор показателей (параметров) стратегического и текущего планов, контролируемых в содержательном и временном разрезах; • сопоставление плановых и фактических величин для оценки степени достижения целей стратегического плана развития предприятия; • анализ и оценка возникающих отклонений от параметров стратегического плана, выявление причин отклонений фактических показателей от плановых, выработка предложений для предотвращения такого рода отклонений Информационно-аналитическое обеспечение • разработка содержания и структуры информационного обеспечения для осуществления контроля за процессом реализации стратегического плана развития предприятия; • стандартизация информационных потоков, носителей и каналов коммуникации в рамках предприятия; • предоставление информации, позволяющей осуществлять контроль за ходом реализации планов развития предприятия; • сбор и систематизация наиболее значимых показателей (параметров), применяемых в процессе оценки степени реализации планов развития предприятия; • обоснование и разработка инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений в рамках предприятия; • обеспечение эффективности функционирования информационного обеспечения контроллинга Специальные функции • сбор, систематизация и анализ информации о состоянии внешней среды предприятия; • проведение сравнительной оценки результатов деятельности предприятия по сравнению с его конкурентами; • проведение расчетов по оценке эффективности инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках предприятия Степень реализации на предприятиях функций контроллинга зависит главным образом от следующих факторов: • социально-экономического положения предприятия; • понимания руководством предприятия важности и полезности внедрения контроллинга; • размера предприятия (численности занятых, объема производства); • уровня квалификации управленческого персонала предприятия; • номенклатуры выпускаемой продукции; • уровня диверсификации производства; • сложившегося уровня конкурентоспособности предприятия; • уровня квалификации сотрудников, занимающихся контроллингом. Необходимо отметить, что в последние годы для большинства промышленно развитых стран Запада службы контроллинга (преимущественно на крупных фирмах) или услуги привлекаемых экспертов-контроллеров являются вполне привычными. Причем в этих странах концепции контроллинга во многом схожи. Существующие различия касаются главным образом понимания двух основных моментов: прагматизма и степени совершенствования системы в соответствии с менталитетом пользователей (1, с. 276). Таким образом, в современных условиях можно говорить о значительном потенциале развития концепции контроллинга и возможности ее дальнейшего уточнения. В этой связи исключительно важное научное и практическое значение приобретает разработка теоретических и практических основ отечественной концепции контроллинга.
22 Стратегический и оперативный контроллинг на предприятии
Стратегический менеджмент – это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий. Основные задачи контроллинга на предприятии. В ряде исследований контроллинг рассматривается в качестве системы управления хозяйственной деятельностью и прибылью, в рамках которой выделяют две основные функции: контроль и планирование. Большинство зарубежных и отечественных исследователей сходятся во мнении, что контроллинг представляет собой новую концепцию управления предприятием, в основу которой положено стремление обеспечить успешное его функционирование в долгосрочной перспективе. Это может быть обеспечено посредством: адаптации системы стратегических целей развития предприятия к постоянно изменяющимся условиям внешней среды; формирования системы информационного обеспечения процесса стратегического планирования и управления на предприятии; согласования оперативных планов деятельности предприятия со стратегическим планом его развития; формирования системы контроля за процессом реализации стратегического плана развития предприятия и корректировки его содержания; гибкости организационной структуры управления предприятием с целью повышения ее способности быстрого реагирования на постоянно изменяющиеся условия внешней среды. Контроллинг ориентируется на поддержку процесса принятия управленческих решений на предприятии. Он призван адаптировать традиционную систему учета и контроля на предприятии к современным потребностям его руководства. К основным задачам контроллинга на предприятии можно отнести: 1) ориентация на эффективное функционирование и развитие прд-тия в долгосрочной перспективе; 2) формирование орг. структуры пред-тия, ориентированной на достижение стратег. и тактических целей; 3) создание информационного обеспечения, адекватного задачам и функ-ям управл. деят-сти в рамках пред-тия. На предприятии принято выделять две основные формы контроля: 1)стратегический; 2) текущий (оперативный). 1)Стратегический контроллинг предназнач. для обеспечения координации фун-ий стратег. планирования, контроля и сис-мы информац. обеспечения процесса стратег. планирования и упр-ния на пред-тии. Глав. задачей стратег. контроля явл. поддержание жизнеспособности стратегического плана. В процессе формир. стратег. контроля необходимо провести: 1) обоснов. и выбор контролируемых параметров, исп. в процессе оценки выбранной стратегии развития пред-тия; 2)обоснов. сис-мы стандартов (нормативов), применяемых в кач-ве базы для сравнения; 3)определ. фактич. значений контролируемых параметров; выявл. отклонений и анализ причин, обуслов. возник-ние отклонений от выбранной стратегии развития пред-тия; разработку системы мероприятий по управлению отклонениями от выбранной стратегии развития предприятия. Процесс стратег. контроля вкл. три основные стадии: 1)формир. контролируемых стратег. Параметров (выбор состава контролируемых стратег. параметров и определ. их фактически достигнутых значений); 2)проведение контрольной оценки (сопост. фактич. значений контролируемых стратег. параметров с их планируемым ур-нем; анализ и оценка степени отклонения фактических значений от планируемых; обоснование причин, вызвавших выявленные); 3)принятие управл. решений по рез-там стратег. контроля (обоснование и раз-тка сис-мы мероприятий, необходимых для упр-ния отклонениями от выбранного стратег. курса развития). Сис-ма стратег. контроллинга требует решения двух достаточно сложных проблем: Во-первых, определенную трудность вызыв. оценка контролируемых параметров стратег. плана. Во-вторых, недостаточная готовность рук-ва пред-тия делать общедоступными для контроля принятые ими стратег. решения. 2) Оперативный контроллинг- должен обеспечивать координацию процессов оперативного планирования, контроля и учета в рамках предприятия. Главной задачей оперативного контроллинга является обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки менеджеров предприятия для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности и ликвидности в краткосрочном периоде. Основное различие между стратегическим и оперативным контроллингом заключается в том, что первый ориентируется на тенденции будущего периода, а второй — на настоящий период. Необходимо отметить, что современный оперативный контроллинг основываться не только на данных бухгалтерского учета, но и на данных управленческого учета и налогового учета. Управленческий учет представляет собой систему информационной поддержки процесса управления. Налоговый учет должен обеспечивать правильность расчетов предприятия с государством. Вести такого рода учет должен бухгалтер, а контролировать — налоговые органы.
|