Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психоаналитическая интерпретация межличностных конфликтов






Напомним, что в соответствии с психоаналитической традицией интерперсо­нальные проблемы, возникающие в отношениях человека с другими людьми, интер­претируются через его внутренние конфликты. Ключом к пониманию взаимоотно­шений человека в семье становятся проблемы, когда-то переживавшиеся им в отно­шениях с собственным родителями. Так, Хорни в работе «Конфликты материнства» описывает такой «тип конфликтов, в котором отношения матери с родителями на­ходят отражение в ее установке по отношению к детям». На­поминая исходную посылку психоанализа о том, что «детское соперничество и рев­ность по отношению к родителю того же пола во многом ответственны за конфлик­ты взрослого человека», она анализирует случай обратившейся к ней учительницы 35 лет, которую беспокоили ее отношения с уче­никами. В интерпретации Хорни, в основе возни­кавших у нее проблем с окружающими лежала «глубокая и страстная любовь» к отцу. Первым реальным воплощением отца для этой женщины стал ее сын, отношения с которым отличались огромной эмоциональной насыщенностью, а за­тем реципиентом трансформированной любви к отцу становятся ее ученики, ровесники сына, обладающие физическим и психоло­гическим сходством с ее отцом. Таким образом, конфликт развивается «трагически, пройдя через три поколения» (там же, с. 145). Всего Хорни отмечает в своей прак­тике пять случаев такого переноса чувства любви с отца на сына, хотя эмоциональ­ный опыт отношений с родителями может трансформироваться и в сверхпривязан­ность матери и дочери.

Той же логике следует интерпретация межличностного поведения человека че­рез его личностный тип, определяющийся характером разрешения им внутренних конфликтов. Так, например, по Хорни, трудовому поведению «экспансивного» типа свойственны тенденции к переоценке своих способностей и результатов своего труда и недооценке других; «самоуничижающему» типу — противоположные чер­ты — недооценка своих возможностей и своего труда, склонность к подчиненной роли в работе; «отказывающийся» тип уходит от активной жизни, стремится к рабо­те в одиночестве; для «поверхностно-живущих» характерно отсутствие стремления к развитию собственных потенций, к достижению каких-либо целей.

 

2.2. Позиция К. Левина: удовлетворение потребностей.

Первые теоретические описания и экспериментальные исследования, непосред­ственно посвященные интерперсональным конфликтам, были выполнены Левином. К межличностным конфликтам в концептуальных описаниях Левина относит­ся случай, который он обозначает как «конфликт между собственными и вынужда­ющими силами», т. е, противоречие между собственными потребностями человека и внешней объективной вынуждающей силой. Анализируя, в частности, положе­ние ребенка, оказывающегося в такой ситуации, Левин пишет: «Сила, побуждаю­щая ребенка С со стороны человека Р, может быть представлена как результат поля власти этого человека над ребенком» (Field Theory..., 1963, p. 267), которая означа­ет не что иное, как то, что «Р в состоянии создавать побуждающие или ограничива­ющие силы...» (р. 268). Как уже отмечалось, по мнению Левина, законы развития конфликта едины для всех его разновидностей, однако случай конфликта между соб­ственными и внешне вынуждающими силами имеет специфическую возможность разрушения этой внешней власти.

Супружеский конфликт стал предметом теоретического анализа в работе Леви­на 1940года. Как малая группа, семья, по Левину, отличается специфическими свойствами, небольшим размером, связью с витальными проблемами, общим физи­ческим и социальным существованием. На основании проведенных эксперименталь­ных исследований Левин считает наиболее важным фактором частоты возникновения конфликтов общий уровень напряжения, в котором существует человек или группа. Общий вопрос адаптации индивида к группе, в том числе и семейной, может быть, по Левину, сформулирован следующим образом: как может индивид найти доста­точное пространство свободного движения для удовлетворения своих собственных персональных нужд внутри группы, не затрагивая интересов группы?

Эта проблема особенно трудно решается в супружеской группе, так как ее специ­фические свойства делают обеспечение адекватного приватного пространства дос­таточно сложной задачей. Прежде всего природа потребностей, удовлетворяемых в браке, весьма разнообразна. Супруги имеют по отношению друг к другу целый комп­лекс ожиданий, связанных с их ролями, как то: возлюбленный, товарищ, поддержи­вающий, защищающий, распоряжающийся доходами и т. д. Кроме того, конфликты становятся более серьезными, если затрагивают наиболее значимые потребности человека. Брак же очевидным образом связан с витальными потребностями людей. Неудовлетворенность потребностей создает напряжение. Условием удовлетворения индивидуальных потребностей является достаточное пространство свободного дви­жения. Левин приводит пример описания жизненного пространства мужа (простран­ства профессиональной и социальной жизни, дома, детей и т. д.), показывая, что фак­тически свободными для него остаются только зоны «жизнь в офисе» и «игра в гольф».

2.3. М. Дойч: зависимость от контекста

В рамках ситуационного подхода межличностные конфликты рассматриваются в контексте общей системы взаимодействия. Понятие межличностных, или интер­персональных, отношений описывает широкий диапазон форм человеческого взаи­модействия, отличающихся содержанием, направленностью, интенсивностью и глу­биной контактов и т. д.

Дойч предлагает различать следующие фундаментальные измерения интерпер­сональных отношений:

1. Кооперацияконкуренция (cooperation — competition). Такие отношения, как «близкие друзья» или «коллеги», относятся к кооперативному полюсу из­мерения, такие как «политические оппоненты», «личные враги» или «разво­дящаяся пара» — к конкурентному.

2. Распределение власти (равное или неравное). Также обозначается как «до­минантность — подчиненность», «автономия — контроль» и т. д. «Бизнес-партнеры», «близкие друзья» или «бизнес-соперники» находятся на равном полюсе, «хозяин — слуга», «родитель — ребенок», «учитель — ученик» — на неравном.

3. Ориентация на задачу — социально-эмоционалная ориентация. «Близ­кие друзья», «муж и жена» — социально ориентированы, «интервьюер и по­ступающий на работу», «бизнес-соперники» — ориентированы на задачу.

4. Формальный — неформальный характер отношений. Дойч отмечает, что в неформальных отношениях определение действий, времени и перемещений остается за их участниками, тогда как в формально регулируемых отношени­ях взаимодействие участников детерминируется главным образом соци­альными нормами и правилами. Отношения внутри организации имеют тен­денцию быть более формальными, а в клубе — неформальными, отношения между равными чаще имеют неформальный характер, чем отношения между неравными.

5. Интенсивность и значимость. Этот параметр отражает глубинный или по­верхностный характер отношений и связан со степенью взаимозависимости их участников. Отношения в парах «кузины», «продавец и покупатель» име­ют поверхностный характер, в парах «ребенок и родитель» и «психотерапевт и пациент» — интенсивный.

Соответственно этим измерениям Дойч выделяет шестнадцать типов соци­альных отношений.

Среди этих типов восемь характеризуют конкурентное взаимодействие, в рам­ках которого могут складываться весьма разнообразные отношения. Это личные враги и разводящаяся супружеская пара, противники в игре и соперники в бизнесе, хулиган и его жертва, квалифицированный сотрудник/руководитель и начинаю­щий работник, представители власти и мятежников, охранники и заключенные. Их взаимодействие может принимать разные формы. Дойч обозначает конкурентные отношения равных участников, находящихся в неформальных отношениях, с соци­ально-эмоциональной ориентацией как «антагонистические», неравных — как «са­домазохистские». Конкурентные неформальные отношения равных участников с социально-эмоциональной ориентацией обозначаются как «соперничество», анало­гичные отношения неравных участников — как «доминирование».. Те же отноше­ния равных участников с ориентацией на задачу Дойч называет «конкуренцией», неравных — «борьбой за власть». Наконец, конкурентные формальные отношения равных участников с той же ориентацией на задачу определяются как «регулируе­мая конкуренция», отношения неравных участников — как «регулируемая борьба за власть».

То, что Дойч не использует термин «конфликт», вовсе не означает, что для него эти отношения не являются конфликтными. Для многих рассуждений Дойча харак­терно фактическое отождествление конфликта с конкуренцией. Большинство его работ посвящено сравнению типов взаимодействия, развивающихся в рамках коо­перативного или конкурентного контекста, межгрупповых и внутригрупповых от­ношений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал