Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и система показателей уровня жизни населения
Основные задачи статистического изучения уровня жизни: 1) общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения; 2) оценка степени социально-экономической дифференциации общества между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения; 3) анализ характера и степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики; 4) выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке. Одной из важнейших социальных категорий является уровень жизни. Категория «уровень жизни» понимается в узком и широком смысле слова. Уровень жизни в узком смысле — это достигнутый уровень потребления населением материальных благ и услуг. Уровень жизни в широком смысле слова включает в себя весь комплекс социально-экономических условий жизни общества (кроме уровня потребления рассматриваются условия проживания, здоровье, образование, использование человеком свободного времени, состояние природной среды, условия труда и быта) и содержит следующие разделы: - демографические характеристики населения; - занятость и условия труда; - доходы и расходы населения; - потребление товаров и услуг; - условия проживания (жилищные, экологические, санитарно-гигиенические, личной безопасности, политические и др.); - развитие образования, культуры, здравоохранения; - социальное обеспечение. Виду отсутствия единого обобщающего показателя, характеризующего уровень жизни населения, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории и сгруппированных в следующие основные блоки: - показатели доходов населения; - показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг; - сбережение населения; - показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем; - показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности; - социально-демографические характеристики; - обобщающие оценки уровня жизни населения. В связи с множеством показателей системы «уровня жизни» в настоящее время используется ряд обобщающих показателей, одним из которых является Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот показатель служит для измерения имеющихся возможностей для удовлетворения материальных и духовных запросов и потребностей людей, а также наблюдения за социальным прогрессом отдельных стран и человечества в целом. Он демонстрирует средний уровень достижений страны по трем базовым измерениям человеческого развития: долголетию и здоровью, доступу к знаниям и достойному уровню жизни. Индекс человеческого развития () учитывает влияние трех факторов: 1) ожидаемая продолжительности жизни при рождении; 2) уровня образования; 3) уровня производства валового национального дохода (ВНД) на душу населения. Он рассчитывается как средняя геометрическая из трех нормализованных индексов, отражающих достижения по каждому индикатору уровня жизни:
(22.1)
где — индикаторы уровня жизни, в том числе: — индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении; — сводный индекс уровня образования населения (комбинированный показатель, рассчитываемый как индекс средней продолжительности обучения () и ожидаемой продолжительности обучения ()); — индекс ВНД на душу населения, исчисляемого с помощью паритетов покупательной способности (ППС) валют разных стран в долларах США. При расчете каждого из указанных индексов используются стандарты максимального и минимального значений, с которыми сравниваются фактические показатели по той или иной стране.
, (22.2)
где – фактическое значение индикатора уровня жизни по i-той стране; – минимальное значение индикатора уровня жизни – максимальное значение индикатора уровня жизни. По формуле 2 производится расчет индексов ожидаемой продолжительности жизни, средней продолжительности обучения и ожидаемой продолжительности обучения. Сводный индекс уровня образования рассчитывается следующим образом
. (22.3)
Индекс ВНД рассчитывается по формуле
. (22.4)
|