Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Любить ребенка: становиться на позицию ребенка
Наша оценка поступков ребенка весьма условна. И совершенно необъективна, смею я сказать. Потому что мы судим его, оцениваем со своей позиции. Ребенок дерзит, то есть не соглашается с тем, что ты говоришь, пытается отстаивать свою позицию. Какой «ужасный» для многих родителей поступок! Поступок, который иногда заслуживает наказания! То, что у родителей есть своя позиция, – это нормально. А вот то, что ребенок смеет иметь свою позицию, да еще отстаивать ее, да еще иногда достаточно агрессивно, – это ужасно. А слышишь ли ты его, когда он отстаивает ее мягко? Может, он вынужден отстаивать ее так – хамовато, даже нагло? Но это, конечно же, плохой поступок ребенка! Мало того, мы оцениваем поступки ребенка с позиции взрослых людей, для которых многие детские поступки, совершенно нормальные для психически здорового ребенка его возраста, – кажутся ненормальными. Потому что мы сами сейчас, в своем возрасте, уже такого не делаем. Ребенок не хочет делиться своими игрушками или сладостями с другим ребенком, пришедшим в гости. Как нам стыдно за такого «жадного» ребенка! И мы отчитываем его за этот плохой поступок. Но это нормальный ребенок, отстаивающий свою территорию, дорожащий своими вещами, которыми не хочет делиться с каждым. Он еще не такой «приличный» и воспитанный, как мы в нашем возрасте, когда фальшиво улыбаемся людям, которые нам не нравятся, или гостеприимно принимаем дома людей, которые нам неприятны. Для нас, взрослых, приличных и правильных, кричать в магазине, требуя что‑ то купить, привлекая внимание окружающих людей, – просто невозможно. А для ребенка, живого, естественного, ценящего себя, еще не «воспитанного» до состояния скромного, послушного, ничего не требующего, – это нормальный поступок нормального самоценного ребенка, каким он рождается. Только мы, родители, – не дадим ему таким остаться. Потому что это – ужасный поступок, который требует нашего педагогического воздействия. Мы, взрослые, с высоты нашего положения и возраста очень часто видим плохое там, где его нет. И у нас поэтому всегда есть «за что» воспитывать ребенка. Недавно я наблюдала, как мама, выловив своего бегущего ребенка и его друга – такого же запыхавшегося, строгим голосом сказала: – Прекратите баловаться! – Но мы не балуемся! – попытался оправдаться ребенок. – Прекратите баловаться, я вам сказала! – еще строже сказала мама. – Но, мама, мы не балуемся, – сказал ребенок с интонацией, в которой звучало удивление – ну как ты можешь этого не понимать! – Мы просто гоняемся друг за другом!.. Я улыбнулась и подумала: правда, как часто дети «просто гоняются друг за другом». А мы, взрослые с готовностью принимаем их поведение за плохие поступки. И пошло‑ поехало воспитание! Я сама недавно отследила в себе такое отношение к поступку внука. Он подошел ко мне и сказал: – Маруся, а я спрятал твою заколку и тебе ее не отдам! – Положи, пожалуйста, мою заколку на место и больше без моего разрешения не бери мои вещи, – сказала я внуку. – Ха‑ ха‑ ха, я пошутил! – радостно сказал ребенок. – Я твою заколку не брал! – Ну что ж, – сказала я. – В следующий раз я просто не буду тебе верить, если ты будешь меня обманывать. – Но я тебя не обманывал, – сказал внук, – я пошутил! – Я тебя предупредила, мой дорогой, – непримиримо сказала я. – Если ты будешь меня обманывать, ты лишишься моего доверия. Ребенок помолчал, потом сказал неожиданное: – Эх, Маруся, Маруся! Тебе надо брать пример со своей дочери! Я не лишился ее доверия, когда пошутил, что спрятал ее духи! Она поняла, что это не обман, а шутка! Тебе есть чему у нее поучиться… Все эти ситуации и случаи нашей необъективной, однобокой оценки поступков детей потому и существуют, что мы, глядя на их поведение с высоты своего возраста, своих позиций, не можем быть объективными. Любить ребенка – означает отказаться от своей роли оценщика и вершителя и честно признаться, что ты – необъективен. Потому что судишь – со своей стороны. И судишь именно с высоты! Любить ребенка – это посмотреть на ситуацию и на поступок с его позиции, с его стороны, с его уровня. Иногда – просто посмотреть на все с позиции маленького (по росту) человека. Есть один простой прием, который я часто советую применять родителям для нормального общения с ребенком. Я предлагаю, общаясь с ребенком, уравнять рост. Присесть на стул или на корточки, чтобы стать одного роста с ребенком. Или его посадить на стул или поставить на табурет, общаясь с ним. Удивительно, но даже такое простое «уравнивание» меняет саму интонацию разговора, позволяет легче понять позицию ребенка, почувствовать ребенка. И – лишает тебя ощущения большого, всезнающего, оценивающего наблюдателя сверху. Любить ребенка – это еще и изменить сам взгляд на все его поведение и его поступки. Мы говорили об этом на протяжении всей книги. Наша направленность на выискивание недостатков – заставляет нас находить их. Наш недобрый взгляд, я бы так сказала, начинает видеть плохое там, где его нет. Любить ребенка – это быть добрым. Перед тобой хороший человек – твой ребенок! Посмотри на него добрым взглядом, тогда ты действительно увидишь, что он не балуется, а просто гоняется. Что он не обманывает, а шутит. Что он не врет, а боится сказать тебе правду. Что он не дерзит, а отстаивает свое право иметь свое мнение. Наш добрый взгляд на ребенка поможет нам понять его поведение. А поняв – найти добрые способы помочь ему проявляться по‑ другому.
|