Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком и его последствия
Воздействие психологического насилия на личность имеет самые серьезные травмирующие последствия для ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте последствия эмоционального насилия могут проявляться в задержке физического, речевого развития, задержке роста ребенка; формировании таких личностных особенностей, как импульсивность, взрывчатость, враждебность, агрессивность; формировании вредных привычек (сосание пальцев, вырывание волос). Лишение родительской любви в младенческом и отроческом возрасте способствует развитию неутолимого эмоционального голода, искажает формирующийся образ «Я» ребенка [5]. В подростковом возрасте эмоциональное насилие может спровоцировать попытки совершения самоубийства. Последствиями эмоционального насилия могут быть ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева; депрессивные состояния, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность и т.д. Особенности ребенка вследствие эмоционального насилия В числе личностных и поведенческих особенностей ребенка, подвергшегося эмоциональному насилию, выступают следующие критерии:
Особенности взаимодействия родитель-ребенок при эмоциональном насилии Со стороны родителя:
Со стороны ребенка:
Эмоциональное насилие практически всегда сопровождается другими видами насилия. Как психологическое насилие можно рассматривать ситуацию, в которой оказывается ребенок в семье с аддиктивным поведением (семьи алкоголиков, наркоманов). У большинства детей, живущих в таких семьях, имеются признаки задержки физического, нервно-психического, речевого развития [5]. Такие условия не позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, испытывать безусловную любовь, вести себя спонтанно. Результатом такой формы родительского отношения выступает хрупкость и проницаемость границ «Я», обесценивание чувств (и утрату способности их выражать) и нарушение способности к установлению эмоциональной близости.
|