Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 12. Методика «Выбери нужное лицо»






Методика «Выбери нужное лицо»

 

Данная методика представляет собой детский тест тревожности разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В Амен.

Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребенка.

Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.

Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображен мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка) В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребенком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребенка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.

Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующим контуру лица ребенка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребенка, а на другом – печальное.

Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Так, например, «игра с младшими детьми», «игра со старшими детьми» и «ребенок с родителями» имеют положительную эмоциональную окраску. «Объект агрессии», «выговор», «агрессивное нападение» и «изоляция» имеют отрицательную эмоциональную окраску. «Укладывание в постель в одиночестве», «умывание», «игнорирование», «уборка игрушек» и «еда в одиночестве» имеет двойной эмоциональный смысл, который может быть как положительным, так и отрицательным. Предполагается, что выбор ребенком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния проведения тестирования.

Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребенку в той последовательности, в которой они представлены, один за другим. Показав ребенку рисунок, экспериментатор к каждому из них дает инструкцию – разъяснение следующего содержание:

  • Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он 9она) гуляет со своей мамой и малышом».
  • Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
  • Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  • Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается».
  • Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
  • Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».
  • Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
  • Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  • Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  • Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  • Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
  • Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  • Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
  • Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест.

Выбор ребенком соответствующего лица и его словесное высказывание фиксируются в специальном протоколе.

 

Образец протокола к методике «Выбери нужное лицо»

 

Имя ребенка: Возраст ребенка: Дата проведение обследования:
Данные обследования  
Номер и содержание рисунка Высказывание ребенка (примеры) Выбор лица  
    Веселое Печальное
Игра с младшими детьми      
Ребенок играет с младенцем      
Объект агрессии      
Одевание      
Игра со старшими детьми      
Укладывание спать в одиночестве      
Умывание      
Выговор      
Игнорирование      
Собирание игрушек      
Изоляция      
Ребенок с родителями      
Еда в одиночестве      

 

Протоколы, полученные от каждого ребенка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

Количество эмоционально-негативных выборов

ИТ= 14 * 100%

 

По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3, 5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:

  1. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.
  2. Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50%.
  3. Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интервале от 0% до 20%.

В ходе качественного анализа каждый ответ ребенка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. На основе такого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребенка с окружающими людьми и того следа, который опыт оставил в душе ребенка. Особенно высоким проективным значением в этой связи обладает рисунок «одевание», «укладывание в постель в одиночестве» «еда в одиночестве». Дети, в этих ситуациях делающие отрицательный эмоциональные выборы, с высокой степенью вероятности будут обладать высоким ИТ. Дети делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунке «ребенок и мать с младенцем», «умывание», «игнорирование» и «уборка игрушек», с большой вероятностью получат высокий и средний индекс ИТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал