Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины
Самостоятельная работа, являясь важной составной частью учебного процесса, позволяет студенту систематизировать полученные знания по изучаемой дисциплине, а преподавателю проверить качество этих знаний, выявить способности студента к самостоятельному осмыслению проблемы, творческому, критическому ее анализу, умение подбирать нужный материал, формулировать выводы, предложения и рекомендации по предмету изучения, также проконтролировать умение студента правильно организовать свою работу и оформить ее результаты. Под самостоятельной работой студентов (СРС) понимается работа, направленная на углубление знаний путем личных поисков и активного интереса к приобретению этих знаний. Она выполняется под руководством преподавателя, но не предусматривает непосредственного его участия. Целью самостоятельной работы студентов является формирование и развитие у них творческого мышления, умения глубоко проникать в сущность предмета изучения, обобщать и систематизировать полученные общетеоретические и специальные знания, устанавливать связи и отношения в различных областях знаний, обосновывать выводы и заключения. Самостоятельная работа направлена на решение следующих задач: - изучение разделов учебного курса, по которым читаются лекции, а также тех разделов и тем, которые даются для самостоятельного изучения; - подготовка к практическим занятиям, семинарам; - выполнение контрольных работ; - подготовка к зачету. Конкретизация общей цели зависит от видов СРС. Изучение дисциплины «Управленческая экономика», предусматривает следующие виды самостоятельной работы: - внеаудиторная самостоятельная работа (изучение теоретического материала, выполнение контрольных работ, подготовка к зачету); - обязательная аудиторная самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий и расчетных задач). Аудиторные СРС обеспечивают подготовку студентов к анализу производственных ситуаций, дискуссиям, деловым играм, зачету. Сбор исходных материалов для семинарских занятий осуществляется студентами, которые подвергают их анализу и излагают собственные взгляды при разработке поставленной задачи. Индивидуальные задания для выполнения практических работ выдает преподаватель. Внеаудиторная СРС это такой вид учебных занятий, в процессе которых студенты, руководствуясь непосредственной помощью преподавателя или соответствующей методической литературой, самостоятельно совершенствуют приобретенные на аудиторных занятиях знания, умения и опыт, выполняя во внеаудиторное время учебные контрольные задания, способствующие развитию их интеллектуальной активности. Задания на самостоятельную работу и ссылки на методические материалы, которые необходимо использовать при выполнении работы, выдаются преподавателем. Сдача заданий на проверку осуществляется в установленный преподавателем срок. Необходимость организации со студентами разнообразной самостоятельной деятельности в рамках курса «Управленческая экономика» определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики. Основная цель самостоятельной работы студентов заключается в полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи: -Изучить рекомендуемые литературные источники. - Изучить основные понятия. - Ответить на контрольные вопросы. - Решить предложенные задачи. Работа студентов в основном складывается из следующих элементов: - Изучение и усвоение в соответствии с учебным планом программного материала по дисциплине; - Выполнение письменных контрольных работ; - Подготовка к тестированию по основным модульным единицам и сдача итоговой формы контроля - зачета.
Тематический план учебной дисциплины Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельную работу студентов, консультации. Структурно, материал дисциплины «Управленческая экономика» сгруппирован в три модуля (табл. 1). В модуле 1 «Введение в управленческую экономику. Предприятие в системе рыночных отношений» рассмотрена связь экономической теории и управленческой экономики, описаны аналитические средства: математическая экономика и эконометрика, определена роль управленческой экономики в международной обстановке. Представлены функции, цели, задачи деятельности коммерческого предприятия в условиях рынка, организационно-правовые формы предприятий, альтернативные модели поведения фирмы. В модуле 2 «Управление ресурсным потенциалом предприятия» описаны состав и классификация основного капитала и основных фондов, виды оценки и методы переоценки основных фондов, показатели состояния, движения и использования основных фондов, пути улучшения использования основных фондов, сущность стратегического управления ресурсным потенциалом предприятия. Рассмотрены понятия, источники формирования и классификация оборотных средств, методика оценки оборотных производственных фондов, методы расчета норматива оборотных средств, способы определения потребности предприятия в оборотных средствах, показатели использования оборотных средств, пути повышения эффективности управления оборотными средствами предприятия. В модуле 3 «Управление экономической эффективностью хозяйственной деятельности предприятия» рассмотрены вопросы финансов на предприятии, принципы и источники их формирования, методика разработки финансовой стратегии и тактики предприятия. Описаны источники оценки и показатели экономической эффективности деятельности предприятия, факторы, направления, способы повышения эффективности производства, методика оценки имущественного положения и финансового состояния предприятия. Таблица 1. Тематический план дисциплины «Управленческая экономика»
На основе разработанной программы изучения дисциплины создана система модулей, целостность которых обеспечивается тематическим планированием и разноуровневыми контрольно-измерительными материалами по каждой теме.
|