Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 47. Налоговая стратегия и тактика государства
В налоговой политике, как во всякой другой, можно выделить стратегию и тактику. Под налоговой стратегией понимают метод налогового предвидения с расчетами на перспективу, согласно которому выделяются положительные и отрицательные стороны исполнения налоговой части бюджета, а также важные тенденции общественного развития. Задачи налоговой стратегии: • экономические – обеспечение высоких темпов развития экономики; • социальные – перераспределение национального дохода между социальными слоями населения; • фискальные – рост доходов государства; • международные – укрепление экономических связей с другими государствами. Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики: 1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения. 2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа). 3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его. 4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог). Налоговая тактика – это совокупность практических действий соответствующих органов власти и управления при выработке общих вопросов налогообложения на предстоящий период (месяц, год). В соответствии с административным устройством налоговую политику подразделяют на федеральную, региональную, местную. Налоговую политику Российской Федерации формируют Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Минэкономразвития. В основном определяет содержание налоговой политики Минфин РФ. Особое значение в настоящее время имеют интеграционные процессы в налоговой политике. Современные ученые особо подчеркивают, что при прочих равных условиях преимущество в международном соревновании за привлечение капиталов и инвесторов получают те страны, которые не просто используют налоговые принципы для разработки своей налоговой политики, но основывают на них свою политику на длительный исторический период. Действительно, в современных условиях многие особо перспективные инвестиционные проекты могут иметь сроки окупаемости 10, 15 и более лет. Инвесторы хотят быть уверены, что не только нынешнее правительство не допустит серьезных отклонений от своей финансовой и налоговой политики, но этим принципам не изменят и новые политики, приходящие им на смену. Поэтому в число базовых налоговых принципов следует добавить стабильность и предсказуемость налоговой политики. Выражением этой стабильности должна быть принятая в стране налоговая доктрина – не обязательно как отдельный законодательный документ, но как свод общих принципов, понятий и правил, которым проводимая этой страной налоговая политика всегда соответствовала. Если учитывать иностранный опыт, то в современной налоговой политике за основу следует принимать следующие приоритеты: интернационализация, информатизация, упрощение. Средством реализации налоговой политики является налоговый механизм. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма с теорией налогов и воспроизводственным процессом можно представить таким образом: научная теория налогов – функции налогов – налоговая политика – налоговый механизм – роль налогов в расширенном воспроизводстве. Можно провести определенную параллель в теории между содержанием и назначением финансового и налогового механизма. В понятие налогового механизма включают следующие элементы: планирование, регулирование, контроль (налоговое администрирование). Среди конкретных мер раздела планирования в налоговом механизме можно указать использование налоговых паспортов субъектами РФ. В основу налогового паспорта положен макроэкономический подход к расчетам налоговой базы и налогового потенциала субъекта Российской Федерации. Налоговый паспорт субъекта РФ – это документ, в котором воедино сведены все основные экономические показатели, необходимые для анализа поступлений налогов и их планирования на перспективу. Центральным звеном налогового механизма является налоговое регулирование. Как указывает профессор Поляк Г.Б., налоговое регулирование – система экономических мер, оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета. В конечном итоге налоговое регулирование должно сбалансировать интересы всех субъектов налоговых отношений – государства, хозяйствующих субъектов, населения. Целью налогового регулирования является обеспечение высоких темпов развития экономики через стимулирование инвестиционной активности бизнеса, повышение жизненного уровня населения. В методах налогового регулирования половину составляют налоговые льготы в виде налоговой амнистии, налоговых каникул, отсрочки (рассрочки) платежа, налоговых вычетов, инвестиционного налогового кредита. В современной налоговой политике предусмотрено выравнивание условий налогообложения за счет резкого сокращения числа налоговых льгот. Многие факторы создают трудности для использования льгот на практике. Речь идет о таких видах льгот, как, например: • налоговая амнистия (освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от штрафных санкций); • налоговые каникулы (полное освобождение от уплаты налогов на определенный период времени); • инвестиционные налоговые кредиты (вид целевого налогового кредита для стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности). Теория налогов, как видим, предоставляет широкие возможности для налогового регулирования в государстве. Налоговое регулирование – это один из наиболее динамичных и мобильных элементов налогового механизма и сферы государственного налогового менеджмента. Его основу составляет система экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств. Конечная цель налогового регулирования – уравновесить общественные, корпоративные и личные экономические интересы. В зависимости от целей методы налогового регулирования могут подразделяться на четыре взаимосвязанные сферы: 1. бюджетно-налоговое балансирование; 2. система налоговых льгот и преференций; 3. административное воздействие; 4. меры санкционированных действий. Что касается особенностей современной налоговой политики, завершения налоговой реформы, при этом налоговая система должна: • обеспечить финансирование бюджетных потребностей; • быть необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и деловой активности; • условия налогообложения должны быть четкими. Кроме того, поставлена задача обеспечить разграничение правомерной практики налоговой оптимизации и случаи криминального уклонения от уплаты налогов. Одним из важных показателей современной налоговой политики является показатель налогового бремени, т.е доля доходов, уплачиваемых государству в форме налогов и платежей налогового характера. Уровень налогового бремени в нашей стране не превышает 35%, то есть этот показатель находится даже ниже среднего уровня европейских стран: аналогичный показатель в европейских странах составил: в Швеции – 50, 6%; Франции – 44, 2%; Германии – 36, 2%; Италии – 41, 1%; Швейцарии – 41, 1%. Налоговое бремя в США составило 31, 8%, в Японии – 28, 6%. По расчетам российских ученых, наиболее благоприятное налоговое бремя для нашей страны должно составлять 26 –27% от ВВП. Наглядным примером воздействия неэффективных налоговых ставок может служить налоговая система России 1990-х гг., когда налоги забирали чуть ли не всю прибыль, а уклонение от уплаты налогов стало обычным явлением. Наоборот, от чрезмерного занижения налоговых ставок страдают бюджетные доходы и вся финансовая система государства в целом. Американский экономист А. Лаффер исследовал взаимосвязь между величиной ставки налога и поступлениями в госбюджет средств от сбора налогов. Он установил следующую закономерность: повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства и таким образом общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается. Графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название кривой Лаффера. Вопрос 50. Сравнительный анализ налоговой политики ведущих зарубежных стран (США, Англия, Япония, Швеция, Германия и др.) Система налогообложения является механизмом аккумуляции доходов госбюджета и воздействия на общественное производство: на его структуру, его размещение, на темпы научно-технического развития. Налогами можно ограничивать или стимулировать деловую активность. Иногда налоги используются для решения довольно частных проблем. Так в Германии в начале века, с целью прекращения расходования вина на производство уксуса был введен налог на уксусную кислоту. Денежные доходы от налога едва покрывали расходы по его взиманию, но поставленная задача была решена. В той же Германии налоги используются для решения социальных задач. В частности, после резкого увеличения акциза на табак некурящих в Германии стало значительно меньше. Налогообложение используется также для решения проблем экологии. Дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающие экологическую чистоту двигателя с 70-х годов применяются в США.
|