Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные функции философии.






Философское знание группируется в основные разделы, соответствующие важнейшим сферам бытия природы, человека и общества.

1. Философское учение о бытии – онтология, то есть рассуждения о мире, о его существовании и развитии.

Бытие имеет две взаимосвязанные характеристики – материю и сознание. Вопрос об их соотношении называют основным вопросом философии. Он имеет две стороны. Во-первых: что первично (то есть что выступает первоначалом мира) – сознание или материя? Материалисты считают, что первична материя, природа, а сознание возникает из материи, поэтому оно вторично. Идеалисты считают, что первично сознание, которое порождает материальный мир. Идеализм существует в двух основных разновидностях: а) субъективный идеализм – утверждает, что реальность сформирована нашим сознанием, а что находится за его пределами – неизвестно; б) объективный идеализм – полагает, что природа и человек порождены мировым духом (мировым разумом, идеей, Богом). Материальное или идеальноепервоначало получило название субстанция. В зависимости от количества признанных субстанций, возникли философские направления монизма (единственное начало), дуализма ( действие двух независимых начал: и материального и идеального) и плюрализма (множество субстанций). В настоящее время выдвигаются другие трактовки основного вопроса философии (о добре и зле, о смысле жизни и т.д.).

2. Гносеология – теория познания. Она изучает возможности и способы познания человеком мира и самого себя. Здесь мы сталкиваемся со второй стороной основного вопроса философии: познаваем ли мир? Большинство философов считает, что мир познаваем, наши знания правильно отражают реальность. Это позиция гносеологического оптимизма. Агностики же утверждают, что мир познать нельзя. Часть философов сомневается как в познаваемости, так и в непознаваемости мира – это скептики.

3. Философская антропология – философское учение о человеке. Она рассматривает сущность и происхождение человека, проблемы становления личности, вопросы смысла жизни. Перечень проблем настолько важен, что зачастую из этой проблематики выделяют самостоятельные разделы – праксиологию (учение о деятельности людей) и аксиологию (учение о ценностях).

4. Социальная философия – раздел, изучающий общество. В нем рассматривается общество как целостная система, выявляются закономерности его функционирования и развития, обсуждаются проблемы и перспективы современной цивилизации.

5. История философии. Изучает развитие философии от древности и до наших дней, рассматривает различные философские теории, школы, направления.

Философия тесно взаимодействует с другими формами духовной культуры – с мифологией, религией, искусством, моралью, наукой. Еще в древности сложился идеал единства Истины, Блага и Красоты. Искусство – это духовно-практическая деятельность людей, основанная на художественном восприятии действительности и преобразовании мира на базе идеалов и представлений о прекрасном. Мораль – предписания и правила, которые существуют в виде негласных законов и выражают коллективные представления о добре и зле. Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на изучение действительности, и система рациональных знаний о законах природы, общества, мышления.

Философия и религия исследуют схожие проблемы, стремятся пробудить в человеке лучшие качества, но религия базируется на догме, вере и эмоциях, а философия – на сомнениях, логике и разуме.

Философия и искусство отличаются вниманием к красоте и гармонии, рассказывают о своей эпохе, о волнующих человека вопросах. Но искусство идет через образное описание единичных и уникальных явлений, а философия проникает в сущность явления с помощью логических рассуждений о его всеобщих основах.

Философия и мораль закладывают основы поведения и поступков людей с точки зрения добра и зла. Но нравственно можно поступать по-привычке, не задумываясь. Философия же, рассуждая о морали, всегда ищет главный принцип, закон, по которому люди должны жить.

Философия и наука отличаются рациональностью, системностью, логичностью. Но наука дает частное знание о мире, а философия – всеобщее. Научное знание объективно, не зависит от жизненного опыта ученого, а философия всегда выражены личные предпочтения и убеждения мыслителя. Наука опирается на опыт и эксперимент, философские теории нельзя ни доказать, ни опровергнуть с помощью научного опыта. Наука переходит от одной решенной задачи к другой, а философские проблемы называются «вечными», поскольку каждое поколение философов решает их по-своему.

Роль философии в жизни общества можно проследить в ракурсе ее социокультурных функций. Функции философии:

1) мировоззренческая ( философия влияет на формирование представлений о мире и месте в нем человека, теоретически аргументирует мировоззрение);

2) гносеологическая функция (разрабатывает теорию познания, раскрывает закономерности возникновения и развития познавательной деятельности, исследует формы движения к истине, пути и средства проверки полученных данных);

3) методологическая (выработка основных методов познания окружающей действительности);

4) культурологическая (уясняет и обосновывает самые общие основания культуры, называемые универсалиями);

5) критическая (вскрытие противоречий в реальном мире и человеческом знании, разрушение стереотипов и заблуждений);

6) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития мира, общества, человека, познания);

7) интегративная (согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного).

Подведем итог: в чем заключается специфика философских проблем? Это поисковые задачи, поставленные о бесконечно сложном и непрерывно развивающемся объекте (Вселенной, человеке, обществе). Проблемы философии носят предельно широкий характер и являются вечными (ответы на них в каждую последующую эпоху переосмысливаются, при этом углубляется понимание невозможности окончательного ответа). Слова Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю» и показывают, что чем глубже и шире мы познаем мир и себя самих, тем больше встает еще непознанного. Но главное – философствуя, человечество становится мудрее.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал