Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сферы общественной жизни. Духовная жизнь общества






 

Структурная организация общества анализируется социальной философией с помощью деятельностно-системного подхода. Для этого выделяют основные типы совместной деятельности людей: материальное производство, социальное воспроизводство, организационная, духовная. Им соответствуют четыре основные сферы (подсистемы) общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера (материально-производственная) – базовая, определяющая в жизни обществ Она включает в себя: производство, распределение, обмен, потребле­ние материальных благ.

Экономическая сфера существует в следующих формах:

- экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

- деятельность институтов управления экономикой;

- способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудо­выми навыками и средства производства. Средства производства включают в себя все, с помощью чего осу­ществляется производство: предмет труда; средства, орудия труда – машины, механизмы, инструменты, техника; сырье и материалы; здания и сооружения, транспорт и т. д. Человек – это творческое начало и активный субъект труда. Главная роль человека в производстве связана не столько с его физическими свой­ствами, сколько с мышлением и разделением труда. Функционирование средств производства зависит от умения, знаний и опыта людей.

Можно дать характеристику производительных сил как определенного технологического способа соединения людей и средств труда, спо­соба изготовления продуктов. Производительные силы изменяются количественно и качественно. Показателем количественных изменений является уровень развития производительных сил, выражающийся в производительности труда. Качественные изменения обнаруживаются в их характере, том, какие силы природы используются человеком, каким способом они используются. Характер производительных сил исторически изменял­ся. От ручных орудий труда люди перешли к машинной и автоматической технике, от энергии животных к электрической и атомной энергии. На современном этапе человек все больше выходит из непосредствен­ного процесса производства, становясь его регулятором и контролером.

Производственные отношения – отношения между людьми в про­цессе производства. К ним принадлежат:

- отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений — поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

- отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

- отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.

Отношения собственности во многом определяют отношения обмена, распределения и потребления продуктов труда. Отношения соб­ственности детерминируют содержание экономических интересов классов и отдельных лиц. Форма собственности — это сущность производственных отношений.

Существуют частная, групповая и общественная собственности. Ис­торически первой формой собственности была коллективная, общин­ная собственность. На смену ей пришла частная собственность. Исто­рия знала три основных типа частной собственности: рабовладельчес­кий, феодальный, капиталистический. В социалистическом обществе были государственная и кооперативная собственность трудящихся, объединенных в артель. В современной Беларуси складываются различные формы собственности: государственная, частнокапиталистическая, кооперативная, акционерная и др. Реформирование отечественной экономики осуществляется с учетом ее структуры и потенциала, доставшихся в наследство от СССР, отсутствия значительных природных ресурсов, менталитета белорусского народа и обострения конкурентной борьбы на мировых рынках. Все это учтено в особенностях белорусской модели экономического развития. Ее чертами являются: эффективное государственное регулирование, эволюционный путь развития, осторожное проведение программы приватизации, адресная социальная политика, экспортная ориентация большинства отраслей. Темпы роста ВВП Беларуси до начала мирового кризиса составляли 8 -10%, что существенно превышало среднемировые.

История развития общества обусловлена процессом смены спосо­ба производства, который определяет изменение всех других структур­ных элементов общественной формации. Производительные силы и производственные отношения — это две стороны единого процесса производства. Их взаимодействие подчиня­ется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. Изменение производственных отноше­ний происходит при замене одного способа производства другим. Соб­ственник будет способствовать развитию производительных сил до тех пор, пока производственные отношения обеспечивают ему получение прибыли. Сохранение старых производственных отношений обычно поддерживается государством и экономически господствующие слои общества препятствуют их изменению, если даже они перестают соот­ветствовать производительным силам. Поэтому для изменения произ­водственных отношений недостаточно развития производительных сил, а необходимо еще формирование такой общественной ситуации, кото­рая бы позволила преодолеть сопротивление консервативных сил.

Переход от старого способа производства к новому осуществляется обычно путем социальных революций, которые могут приобретать са­мую различную форму и идти не только «снизу», но и «сверху».

Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:

- создает материальную базу существования общества;

- способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

- непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

- влияет на политические процессы;

- влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

Хотя общественная жизнь не сводится к производству материальных благ, основные ее сферы оказываются связанными между собой единой материальной основой. Поэтому изменение способа производ­ства и отношений собственности влечет за собой изменение всего об­щества — его социальной структуры, политической организации, об­щественного сознания, всей сферы духовной жизни общества.

Социальная среда – это окружающий человека социальный мир, включающий в себя материальные и идеальные условия становления, существования и развития людей. К основным компонентам социаль­ного мира относят общественные условия жизни людей, социальные действия людей, их отношения в процессе совместной деятельности; социальные общности, в которые они объединяются. Социальная сре­да задана человеку культурно-исторически.

Социальная сфера – система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделе­нии труда, собственности на средства производства и национальном факторе. В этой сфере осуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, производства; проблем здравоохранения, образования, социальной защиты и обеспечения; соблюдения социальной справедливости, регулирования всего комплекса этнических, национальных, социально-классовых и групповых отношений.

Основными элементами социальной структуры общества являются: классы, страты, сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях), городское и сельское население, пред­ставители физического и умственного труда, социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь), национальные общности. Социальная структура объективна по своей природе и не может быть учреждена или отменена по декрету законодателей. Основой ее развития и изменения выступают производство, форма собственности и рас­пределение материальных благ. Каждому исторически определенному способу производства соответствует определенный тип социальной структуры общества.

Основные элементы социальной структуры общества:

• классы;

• страты;

• сословия (основанные не только на экономическом разделе­нии, но и на традициях);

• люди города и деревни;

• представители физического и умственного труда;

• социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);

• национальные общности.

Определяющим элементом социальной структуры общества являются классы. Существование классов связано с развитием материального произ­водства, в котором заключаются главные причины разделения труда, распределения продуктов труда и деления общества на классы. Фундаментальной причиной классовой дифференциации являются отношения собственности на средства производства.

По отношению к социальной сфере современного общества имеются два основных подхода:

- классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;

- стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.

Важное место в современной западной социологии занимает теория «среднего класса», к которому относится обладающее достаточным уровнем дохода большинство трудящихся (в США, например, 2/3 насе­ления). А поскольку многие классы и слои как бы постепенно раство­ряются в среднем классе, то утрачивается антагонизм, возникает почва для сотрудничества и партнерства внутри общества. В современных либеральных теориях средний класс считается гарантом рыночно-демократических преобразований и стабильного функционирования современных демократий. В постсоветских странах пока еще не произошла четкая дифференциация интересов, невысок уровень образования и доходов основной части населения. В началЕ XXI века процентное соотношение между высшим6 средним и низшими классами в США и России было таково: США – 7: 80: 13, Россия – 2: 8: 90. В социальной сфере современного общества присутствуют также особые группы, называемые маргиналами: безработные, бродяги, бомжи, недавние иммигранты. По разным критериям можно выделить также профессиональные, конфессиональные, этнические, демографические, возрастные и другие социальные группы.

Особое значение в социальной сфере современного общества имеет социальная мобильность — возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина—в число рабочих, рабочего – в число интеллигенции, интеллигента – в число предпринимателей и т. д.). Социальная мобильность – основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как прави­ло, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным госу­дарствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого эконо­мического, политического и духовного застоя.

С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.

Существуют разновидности и среди социально мобильных об­ществ Запада, а именно:

• страны с высочайшим уровнем мобильности - США, Ита­лия, Япония;

• страны со средним уровнем мобильности - Канада, Велико­британия;

• страны с крайне низким уровнем мобильности — Голландия, Швейцария, Дания.

В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затрудни­телен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой тради­ций, " занятостью" мест в обществе.

Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество — общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Тенденцией развития современного общества является:

• превращение его во все более однородное, сглаживание про­тиворечий, разницы между стратами;

• усложнение структуры, дробление страт до микроуровня – так называемых «малых групп».

В Беларуси особое значение в развитии социальной сферы занимает формирование новой социальной инфраструктуры села. На это была нацелена государствееная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг., Нужно было изменить облик деревень, создать 1481 агрогородков, в которых имеются все составляющие производственной и социальной инфраструктуры, а стандарты жизни приближаются к городским. В других населенных пунктах также происходят качественные изменения к лучшему – в области жилищного строительства, газификации и энергоснабжения, модернизации транспрта и дорог, торговли и бытового обслуживания, медицины, образования, культуры и спорта. Данная программа по основным направлениям осуществлена, принята новая, которая реализуется сейчас – Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы.

Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп и осуществляют руководство обществом на основе согласования интересов. Элементами политической системы общества являются: государство и государственные органы, политические партии, общественные организации и движения, профсоюзы, иные институты (например, СМИ). Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Главным элементом политической системы общества является государство система органов, осуществляющих государственную власть. Государство — это политический институт, осуществляющий управ­ление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Оно защищает прежде всего формы собственности, в которых заинте­ресовано общество (либо правящая элита). Сущность государства в ан­тагонистическом обществе – это диктатура господствующего класса, когда господствующий класс получает возможность осуществлять ру­ководство всеми сторонами жизни общества в соответствии со своими интересами. Основными функциями государства являются: представительная – представлять интересы различных политических, социальных групп; регулятивная – поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами; охранительная - охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы; внешнеполитическая; интеграционная.

Государство характеризуется формой правления, формой территориального устройства и политическим режимом. Форма правления показывает способ формирования власти – по наследству либо через выборы. Отсюда две основ­ные формы правления: монархия и республика (парламентская или президентская). Форма территориального устройства государств бывает унитарной (Беларусь), федеративной (Россия), конфедеративной (ЕЭС), содружеством (СНГ).

Политический режим — система методов и приемов осуществле­ния государственной власти, степень реализации прав и свобод лич­ности. Особенность политического режима определяется характером избирательного закона, ролью исполнительных и законодательных органов государственной власти. Выделяют демократический, авто­ритарный, тоталитарный режимы и их разновидности. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы или индивидов проводить свою волю в политике и правовых нормах. Основными формами проявления власти являются господство, организация, контроль и управление. Через государственное управление властные структуры стремятся подчинить своей воле действия всех классов и социальных групп.

Традиционная и главная проблема философии политики на Востоке – как обеспечить порядок, стабильность и преемственность в обществе. Западная политичес­кая философия обращает главное внимание не на сам порядок, а на демократические способы его обеспечения. Демократический режим – такое устройство общества, в котором народ признается в качестве источника власти, граждане активно участвуют в решении государственных дел, имеют широ­кий круг прав и свобод. Политичес­кая философия рассуждает о фундаментальных основаниях демократии, т.е. о том, что нужно для ее построения и развития. К их числу можно отнести свободные, регулярные и конкурентные выборы, политический плюрализм, разделение властей. Политический плюрализм – признание многообразия независимых друг от друга идей, взглядов, интересов. Тем самым отрицается монополия на власть, возникает политическая конкуренция и складывается справедливый баланс интересов. Политический плюрализм предполагает разделение государственных властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые, будучи независимыми, в то же время контролируют, сдерживают и уравновешивают друг друга. Такую систему властных отношений называют принципом разделения властей. Законодательная власть принимает законы и решает принципиальные для развития страны вопросы. Исполнительная власть исполняет законы, принимая конкретные управленческие решения. Судебная власть следит за тем, чтобы в обществе, в том числе и всех ветвях власти, соблюдались общепринятые правовые нормы. В такой системе невозможно сосредоточение власти в одних руках, а значит, снижается вероятность злоупотреблений и установления чьей-либо диктатуры.

В процессе развития политичес­кой философии происходило формирование идеалов политичес­кого устройства общества. Современный политический идеал – это построение развитого гражданского общества и правового государства. Гражданское общество включает несколько характеристик:

– это совокупность экономических, политических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных, нравственных и других негосударственных отношений;

– это связь между людьми через добровольно созданные негосударствен­ные объединения;

– это сфера свободной деятельности граждан, огражденная законами от прямого вмешательства со стороны орга­нов государственной власти. Гражданское общество формируется раньше государства и является самоорганизующейся и само­развивающейся системой. Постепенно развиваясь, оно заставляет государство меняться в сторону демократичности и строгого соблюдения законов.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях законом. В правовом государстве существует развитая правовая система, эффективный социальный контроль над политикой и властью. Отличительными признаками правового государства являются: верховенство закона; всеобщность права, связанность правом самого государства; взаимная ответственность государства и личности; разделение властей; незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства; наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюде­нием прав и свобод граждан.

Взаимодействие права с политикой государства способствует функционированию целостного политического сознания.Политическое сознание – это со­вокупность знаний, норм, убеждений, верований, в которых отражается политика. Одним из важнейших проявле­ний политического сознания является идеология. Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям.

Идеология объединяет разные слои населения, определяет их ценностные ориентации, моральные нормы, определенный образ жизни, их социальную активность. В ней формируются государственно-нацио­нальные идеи, без которых нельзя добиться стабильного развития общества. Вместе с тем становление приоритетной национальной идеи не предпо­лагает переход к единой государственной идеологии, так как там, где ис­чезает плюрализм мнений и подходов и утверждается монополизм одного мнения, наступает конец демократи­и.

Для становления гражданского общества и правового государ­ства важно гармоничное взаимоотношение политики, морали и права. Можно выделить три основных модели взаимодействия между моралью и политикой:

– подчинение практической деятельности людей, включая политику, морали, что характерно для религиозных и гуманистических учений, а также этики и политики ненасилия;

– разрыв между политикой и моралью, что отразилось в принципе макиавеллизма «цель оправдывает средства» (Николо Макиавелли в XVI в. считал, что можно использовать все средства, включая насилие и убийство, для укрепления государ­ственной власти);

– достижение разумного взаимодействия между политикой и моралью (на основе компромисса между политически целесообразным и гуманным решениями или по принципу выбора наименьшего зла).

Особенность белорусской политической системы – ее переходный, поисковый характер. Демократические институты и механизмы власти не востребованы в полной мере большинством граждан. Можно отметить, к примеру, низкий рейтинг у населения институтов политических партий и парламентаризма. По-прежнему распространены патерналистские настроения, т.е. ожидания помощи и указаний от государства, что тормозит процесс формирования гражданского общества. Положительными сторонами являются стабильность и мирный характер политических отношений, эффективная система правопорядка и высокий уровень гарантий безопасности жизни. Существует консенсус народа и власти по поводу основных социальных ценностей и целей общественного развития.

Духовная сфера общества включает такие элементы, как: духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовное потребление, индивидуальное сознание, общественное сознание. Эта сфера включает в себя все формы общественного сознания – философию, религию, мораль, право, искусство, науку, миф. Элементами духовной жизни общества считают: индивидуальное и общественное сознание, духовные потребности, духовную деятельность и производство, соответствующие ценности и идеалы, духовные потребления и отношения.

Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе кото­рой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. В результате духовной деятельности возникают духовные ценнос­ти, например, моральные, религиозные устои, научные теории, худо­жественные произведения. В ходе духовной деятельности ценности распространяют­ся и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответ­ствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями на­зывается духовными отношениями.

Общественное сознание — возникающая из общественной практи­ки людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельнос­ти совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнооб­разие бытия. Общественное сознание имеет сложную структуру, где соответ­ственно различают сферы общественной идеологии и социальной пси­хологии. Различают также формы общественного сознания (политическое, правовое, философское, научное, религиозное, моральное, художественное), уровни (теоретическое и обыденное). В философии принято рассматривать «общественное сознание» как сложную систему чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражает­ся общественное бытие. Существует тенденция отставания обществен­ного сознания от общественного бытия, но порой общественное сознание, особенно научное, способно опережать общественное бытие. Роль духовной сферы заключается в том, что в ней формируются комплексы ценностей и жизненные стратегии общества, социальные проекты и средства их реализации, осмысливается прошлое и закладываются ориентиры будущего. Белорусское общество переживает стадию перехода от духовных ценностей советского периода к национально- самобытным и современным мировым образцам. Этот процесс противоречив, белорусский и русский язык и общеславянская культура вытесняются массовой культурой американского образца. Это наблюдается в молодежном сленге, традициях новых праздников (Хэллоуин, День святого Валентина), доминировании утилитарных потребностей над духовными. Религиозность населения выросла, хотя для многих она – дань моде, не ставшая внутренним убеждением. В структуре общественного сознания наблюдается ослабление влияния теоретического уровня на массовый тип сознания, наука отступает перед мифом и религией. Такие явления типичны для переходных эпох и обществ. Они являются симптомами кризиса современного общества массового потребления. Нужна новая модель социокультурного развития человечества.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал