Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налоговая система и ее структура
Научный подход к построению рациональной системы налогообложения предполагает, во-первых, системность, во-вторых, установление основополагающей базы этой системы и, в-третьих, формирование правовой базы, направленной на претворение в жизнь основных налоговых принципов. Требование системности состоит в том, что все налоги должны быть взаимоувязаны и органически дополнять друг друга, не вступать в противоречие с системой налогообложения в целом и с отдельными ее элементами. Основополагающей базой построения налоговой системы является объем бюджетных расходов. Налоги — не самоцель, а средство для выполнения государством своих функций, и с этих позиций они производны от государственных расходов. Налоговая система — продукт налогового законодательства. Она создается в результате принятия ряда законодательных актов, которые закрепляют как определенные принципиальные положения, так и виды налогов, порядок исчисления и взимания каждого из них, обязательный для всех субъектов налогообложения. Поскольку налоговая система — это совокупность разных видов налогов, подбираемых с целью реализации определенных принципов, она характеризуется прежде всего структурой налогов. Государственная налоговая политика находит воплощение в определенной структуре налогов, которая изменяется под влиянием экономических, социальных и политических факторов. Начиная с А. Смита ученые уделяли большое внимание разработке рациональной налоговой структуры. Известный американский экономист Р. Масгрейв сформулировал основные требования к такой структуре: 1) распределение налогового бремени должно быть равномерным: каждый платит свою " справедливую долю"; 2) минимальное давление на экономические решения; любое государственное вмешательство, связанное с " чрезмерным налогообложением", следует уменьшить; 3) если перед налоговой политикой поставлены иные цели, например поощрение и субсидирование инвестиций, свести к минимуму возможное нарушение равновесия между социальной справедливостью и экономической эффективностью; 4) способствовать стабилизации экономики и экономическому росту; 5) налогообложение должно быть понятным для плательщика налогов, а управление им — справедливым, основанным на законах; 6) затраты на управление налоговой системой должны быть минимальными. Современные налоговые системы имеют довольно сложную структуру, включающую в себя различные виды налогов, которые позволяют учесть и имущественное положение плательщиков, и получаемые ими доходы. Многообразие форм налогов связано со стремлением учесть различия в платежеспособности налогоплательщиков, сделать налогообложение в целом психологически более легким, отразить разнообразие форм доходов, воздействовать на потребление и накопление. Наиболее часто в налоговых системах разных стран используются следующие налоги: • подоходный налог с физических лиц; • отчисления на социальное страхование; налог на прибыль предприятий (корпораций); налог на имущество (землю, недвижимое имущество, денежный капитал в виде процентов по банковским депозитам и облигациям); налог, взимаемый при передаче имущественных прав от одного лица другому (на наследство, дарение, сделки по купле-продаже ценных бумаг); налог на потребление, устанавливаемый как надбавка к ценам на товары, работы и услуги (на добавленную стоимость, с покупок и продаж, таможенные пошлины, акцизный сбор).
|