Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическая помощь и самопомощь как направление преодоления сотрудниками органов внутренних дел на транспорте негативных эмоциональных состояний и их последствий 1 страницаСтр 1 из 7Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...6 Глава 1. Основные направления исследования негативных эмоциональных состояний у сотрудников органов внутренних дел на транспорте в опасных ситуациях оперативно-служебной деятельности……………………….............9 1.1. Эмоциональная сфера личности сотрудника органов внутренних дел: структура, содержание и роль в успешной реализации профессиональной деятельности………………………………………………………………………9 1.2. Характеристика эмоциональных состояний негативно влияющих на профессиональную деятельность, психологические условия их возникновения и проявления у сотрудников органов внутренних дел на транспорте………………………………………………………………………..20 Глава 2. Пути психологической профилактики и преодоления негативных эмоциональных состояний у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях оперативно-служебной деятельности……………………………...29 2.1. Программа морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел на транспорте к саморегуляции и преодолению негативных эмоциональных состояний в опасных ситуациях оперативно-служебной деятельности……………………………………………………………………..29 2.2. Психологическая помощь и самопомощь как направление преодоления сотрудниками органов внутренних дел на транспорте негативных эмоциональных состояний и их последствий………………………………….53 Заключение……………………………………………………………………….65 Список литературы………………………………………………………………67 Приложение………………………………………………………………………70
ВВЕДЕНИЕ
Спектр, выполняемых сотрудниками органов внутренних дел на транспорте задач позволяет с уверенностью отнести их к категории повышенной сложности, а в ряде случаев к экстремальным. Управление на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу осуществляет свою деятельность по обеспечению транспортной безопасности на объектах обслуживания железнодорожного, водного и воздушного транспорта в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности»[1], которой присущи свои особенности: - в отличие от других подразделений системы МВД России органы внутренних дел на транспорте обеспечивают правопорядок вдоль линий транспортных коммуникаций, их деятельность основана на линейном принципе работы; - только транспортным органам внутренних дел присущ такой способ обеспечения правопорядка как сопровождение полицейскими нарядами поездов дальнего и пригородного сообщения; - определенными особенностями обладают обслуживаемые транспортными органами правопорядка объекты. Так, в зону оперативного обслуживания Управления входят объекты железнодорожного, воздушного и водного (морского и речного) транспорта, расположенные в Северо-Западном регионе России. Для того чтобы понимать проблемы и трудности, с которыми сталкивается транспортная полиция представляется целесообразным рассмотреть специфику ее деятельности. Важной особенностью деятельности транспортной полиции является наличие большой территории, с разными географическими, экономическими и социальными показателями, что обуславливает индивидуальный подход к разрешению проблем. Неотъемлемым элементом оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД на транспорте является постоянное присутствие комплекса стрессовых факторов, таких как опасность, внезапность, неопределённость, новизна, негативное эмоциональное реагирование, дефицит времени и многие другие. Возникающие при этом конфликты, постоянное психическое и физическое напряжение, решение противоречивых и нестандартных задач, вызывает у сотрудников ОВД негативные эмоциональные состояния. Находясь в опасной ситуации, сотрудник ОВД (как, впрочем, и каждый человек) может совершенно непроизвольно утратить контроль над собой, не справиться с эмоциями: впасть в депрессию, стать апатичным или проявить чрезмерную активность, агрессивность, суетливость, впасть в панику, оказаться на грани аффективно-шоковой реакции. Даже превосходное знание закона, не смогут помочь сотруднику ОВД выполнить свой долг, если он не сможет управлять своим психическим состоянием, мобилизоваться в трудную минуту, быстро принять правильное решение и довести его выполнение до желаемого результата. Именно поэтому одной из важнейших задач морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД является задача исследования детерминант негативных эмоциональных состояний и их последствий у сотрудников ОВД на транспорте. Основной целью данного пособия является раскрытие методических аспектов исследования и профессионального развития эмоциональной сферы сотрудников ОВД для предотвращения негативного влияния эмоций на оперативно-служебную деятельность и личностный статус. В ряде научных работ по экстремальной психологии указывается на значимую связь негативных эмоциональных состояний со снижением эффективности деятельности индивидов в опасных ситуациях (Ф.Д. Горбов, М.И. Дьяченко, В.И. Лебедев, Н.Д. Левитов, И.О. Котенев, В.Н. Смирнов, А.М. Столяренко и др.) Применительно к изучению негативных эмоциональных состояний при выполнении служебных задач сотрудниками ОВД в опасных ситуациях ряд исследований проведен Н.В. Андреевым, А.В. Будановым, И.Б. Лебедевым, В.М. Мельниковым и др. В научном и прикладном отношении изучение указанной проблемы и разработка направлений и методов психологической профилактики негативных эмоциональных состояний у сотрудников органов внутренних дел на транспорте представляют значительный интерес.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Эмоциональная сфера личности сотрудника органов внутренних дел: структура, содержание и роль в успешной реализации профессиональной деятельности
Эмоции играют большую роль в жизни и деятельности сотрудника ОВД. Они обогащают внутренний мир, делают его ярким и содержательным, побуждают к активности, стимулируют на качественное выполнение профессиональных задач. Исследования посвященные проблемам эмоций в деятельности сотрудников органов внутренних дел многообразны и многочисленны. Этой проблеме уделяли внимание такие выдающиеся учёные как З. Фрейд, К.Г. Юнг, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Однако, несмотря на солидный стаж и большое количество работ по данной проблеме, она и по сей день является одной из наиболее значимых и недостаточно проработанных в прикладной психологии. Известно высказывание З. Фрейда о том, что аффект, или эмоция, это единственная побудительная сила психической жизни. В тоже время, эмоции могут и дезорганизовать деятельность, снизить уровень психофизических потенций, существенно затруднить самореализацию человека в профессиональной сфере. Особенно ярко они себя проявляют, если профессиональная деятельность связана с угрозой для реализации таких базовых потребностей человека как существование, здоровье, социальная успешность и благополучие. Это связано с тем, что эмоции представляют собой процесс и результат отражения степени потенциальной или актуальной удовлетворённости потребностей, данные субъекту в форме непосредственного переживания. Причем, чем более значима потребность и больше разница между необходимым и возможным для ее удовлетворения, тем интенсивнее эмоция. Знак же эмоции (положительная – отрицательная) зависит от знака разницы возможного и необходимого (согласно потребностно-информационной теории эмоций П.В. Симонова). В общетеоретическом плане деятельность сотрудника ОВД представляет собой интерес как яркий пример постоянной напряжённости эмоциональной сферы, так как связана она с наиболее насущными жизненными потребностями, а разрыв между возможным и необходимым носит, зачастую, экстремальный характер. Место эмоций в психологической структуре личности сотрудника ОВД ясно обозначена в психологической структуре личности. Здесь важно понять, эмоции обязательно присутствуют в любом виде психологической активности индивида, но могут играть либо доминирующую роль – тогда речь идёт об эмоциональном состоянии, либо субдоминантную (подчинённую) роль - тогда речь идёт о каком-либо другом состоянии, например - одном из видов познавательного или волевого. Из модели понятно, что любые эмоциональные проявления обязательно влияют на реализацию функций всех остальных компонентов психологической структуры личности. Это диалектическое единство необходимо учесть как главный принцип при работе с эмоциональной сферой. Эмоции, выступают в неразрывном единстве и проявляются во внешней и внутренней реальности всевозможными вариациями. Одним из вариантов проявления эмоциональной сферы являются чувства, которые представляют собой переживание отношения к какому-либо объекту, предмету или явлению в той или иной степени удовлетворяющего (или угрожающего удовлетворению) определённую группу потребностей. Например, чувство долга, ответственности по отношению к конкретному человеку, за порученное дело проявляются в психической жизни, как поток эмоциональных переживаний связанных именно с этим объектом. Можно метафорически выразиться, что чувства – это эмоции закреплённые человеком за конкретным объектом, предметом или явлением. Еще Г. Селье отмечал: «Мы часто можем улучшить природу, подавив реакции, которые были выработаны для защиты, но не обязательно полезны при всех обстоятельствах»[2]. А.М. Столяренко справедливо отмечал, что «Человек с развитой волей, самообладанием, владеющий методами саморегуляции, способен произвольно вызывать, гасить и оптимизировать свои психофизические состояния …»[3]. Источником возникновения эмоций и чувств является сама объективная действительность, соответствие или несоответствие предметов и явлений потребностям и целям личности. При удовлетворении потребностей человека у него возникают разнообразные положительные эмоции (удовольствие, радость, интерес и т.п.). И наоборот, неудовлетворение потребностей личности вызывает у нее отрицательные эмоции (страх, гнев, тоска, стыд и т.п.). Предметы и явления окружающего мира, не связанные с удовлетворением потребностей человека, являются для него безразличными, не вызывающими эмоций и чувств. Физиологические особенности эмоций заключаются в том, что они теснее каких-либо психических явлений связаны с телесными проявлениями. Сами являясь продуктом взаимодействия коры головного мозга и глубинных структур, где представлены центры вегетативной нервной системы, отражающие и регулирующие жизнедеятельность организма, эмоции, в свою очередь, порождают существенные изменения в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой, эндокринной системе и др. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, изменяется размер зрачков, изменяется реакция пото- и слюноотделения, наблюдается побледнение или покраснение кожи, усиливается приток крови к сердцу, легким, самой центральной нервной системе, как следствие существенно изменяются когнитивные и моторные параметры. Так, например, при сильном испуге человек может побледнеть, от стыда или в гневе покраснеть. В данном случае происходит либо сжатие, либо расширение кровеносных сосудов лица. При сильном волнении увеличивается кровяное давление, изменяется ритм работы сердца. У человека, испытывающего радость, дыхание становится быстрее и глубже, а в состоянии грусти оно замедляется. Чувство горя, тоски, страх сопровождаются ухудшением обмена веществ, работы сердца и желудка. Не случайно тяжелые сердечно-сосудистые заболевания связаны с эмоциональным напряжением, неприятным переживаниями, стрессом. Особо важную роль в управлении эмоциями играет вторая сигнальная система, то есть система ассоциативных связей, возникающая в коре головного мозга под воздействием слова. С помощью слова сотрудник ОВД может осознавать и регулировать свои эмоции, подчинять их требованиям долга, влиять на деятельность других людей. Благодаря второй сигнальной системе, эмоции и чувства приобретают социальный и, уже, профессиональный характер, становится возможным, их целенаправленное профессиональное формирование. Эмоциональная сфера реализует или участвует в реализации многочисленных психофизиологических функций. Наиболее значимы в деятельности сотрудника ОВД сигнальная, регулятивная, экспрессивная и оценочная функции. Сигнальная функция эмоций выражается в том, что переживания возникают и трансформируются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. Эмоции и степень их проявления – это система сигналов о том, что из происходящего в мире имеет большее значение для человека. Регулятивная функция эмоций выражается в том, что они могут побуждать человека к действиям и поступкам, стимулировать конкретные мотивы профессиональной деятельности (выполнение долга, ответственность, патриотизм и др.) или мешать, затруднять его деятельность. Эмоции непосредственно определяют степень когнитивной и моторной активности, облегчают или затрудняют возможность достижения результата в конкретной ситуации профессиональной деятельности. Эмоции, как правило, сопровождаются выразительными движениями мышц лица (мимика) или мышц тела, жестами (пантомимика). Они непосредственно влияют на характер движений. Выразительные же движения представляют экспрессивную сторону эмоций. Важно понимать, что в жизни человека не существует даже самого короткого промежутка времени, который протекает без эмоционального сопровождения. В связи с этим можно выделить следующие классы эмоций: - эмоциональный тон ощущений (очень стабилен по отношению к отражаемым свойствам, редко осознаётся, интегрируется в другие классы эмоций с положительным или отрицательным знаком); - настроение - стабильный, и в тоже время достаточно ситуативный общий эмоциональный фон жизнедеятельности. Может быть легко осознан, но, как правило, находится на периферии сознания и не загружает его. Оказывает определённое влияние на деятельность, но не доминирует в общем контексте психического состояния; - собственно эмоция - ситуативное эмоциональное проявление, доминирующее в общем контексте психического состояния и оказывающее существенное влияние на функционирование когнитивной и моторной сфер. Поддаётся управляющему воздействию со стороны волевой сферы; - аффект - ситуативное эмоциональное проявление, резко доминирующее в общем контексте психического состояния, оказывающее деструктивное влияние на целесообразное функционирование когнитивной и моторной сфер. Как правило не поддается волевому контролю. В психологической литературе также выделяются чувства и страсти, как различные степени проявления эмоционального отношения к строго определённым объектам и субъектам из жизненного пространства конкретного человека. Эмоциональная сфера сотрудника ОВД содержит в себе как устойчивые, так и достаточно динамичные компоненты. Поэтому она может проявляться в двух аспектах. Во-первых, это динамика ситуативно возникшего переживания определённой модальности – страха, радости, гнева, скорби, интереса, негодования и т.д. Возникнув, переживание нарастает, достигает своей высшей точки, а затем, изжив себя, трансформируется в другую модальность. Пройдя закономерный цикл оно, как правило, переходит в фазу спокойного, достаточно нейтрального состояния (настроения), но так бывает, только если переживание сопровождало удовлетворившуюся потребность. Если же потребность не реализована, то начинается новый эмоциональный цикл или же потребность оттесняется и теперь проявляет себя как тревожащий фактор, смещающий фоновые компоненты психического состояния в область агрессивного, фобического или тоскливого регистра. При этом естественная динамика трансформации эмоций (закономерный эмоциональный цикл) заключается в следующем: 1. При инициации любой новой ситуации, субъект деятельности испытывает эмоции связанные с тревогой и страхом.Это не что иное, как отражение неопределённости изменений, возможности неудовлетворения потребностей, физического и социального риска. Эмоции данного регистра призваны активировать все системы организма потенциально значимые для деятельности, дать им «первичную встряску», востребовать необходимый психофизический ресурс. Внешне это проявляется как кратковременный (в идеале) период торможения, застревания с полным переключением внимания на предмет будущей деятельности. 2. Эти эмоциональные переживания не могут продолжаться долго и закономерно трансформируются в деятельностный агрессивный регистр, который позволяет утилизировать востребованные ранее ресурсы и развернуть целенаправленную, экспансивную деятельность по выполнению ситуативной задачи, и реализации увязанной с нею потребности. 3. Если деятельность успешно реализуется, то достигается определенный позитивный для личности результат. Он воспринимается субъектом как достижение положительного баланса «необходимого и возможного» в удовлетворении потребности, лежащей в основе ситуативного мотива. Это трансформирует агрессивный регистр в регистр переживания удовлетворённости и радости, который постулирует завершающий этап внешней ситуативной деятельности, её финальный подъём. 4. Состояние удовлетворённости стимулирует необходимость фиксации позитивного опыта реализации данного класса ситуаций, то есть переводит эмоции в познавательный регистр, активируя прежде всего, процессы восприятия, мышления, памяти, воображения. Этот вид деятельности осознается субъектом как интереск предмету деятельности, использованным методам и средствам, позволяющим достигать искомый результат. Это проявляется в стремлении продолжить, возобновить в общем то уже завершённый процесс. 5. По прохождении этого этапа ситуативной деятельности, интерес к завершённой ситуации постепенно ослабляется, она уже достаточно проработана и сохранена во внутреннем плане как элемент жизненного или профессионального опыта, и следовательно, уже не в состоянии активировать сознание. Это приводит к трансформации познавательного эмоционального регистра в регистр ожидания, поиска изменений, открывает субъекта для активного вхождения в новую ситуацию. Этот регистр может быть идентифицирован как скука, тоска и т.п. Обратим внимание на то, что в реальной жизни этот естественный цикл может искажается или нарушаться и это не так уж редко в стрессогенной деятельности сотрудников ОВД. Как следствие возникают психические срывы, требующие психологической помощи, в основе которой лежит идея восстановления естественного цикла утилизации эмоций. Например – фрустрация, как эмоциональное состояние человека, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых преград на пути к ожидаемой реализации потребности и фиксирующее его на одной из негативных эмоциональных модальностей. Оно может проявиться как крайняя досада, озлобленность, агрессия, раздражение или разочарование, подавленность, страх, апатия, полное безразличие к окружающему. В состоянии фрустрации человек испытывает сильное нервно-психическое напряжение, которое не реализуется в конструктивном плане. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и существенному снижению ее эффективности. Фрустрации может быть подвержен любой сотрудник, и в большей степени это зависит от конкретной ситуации, однако, есть внутренние детерминанты делающие отдельных сотрудников более уязвимыми. В большей мере подвержены сотрудники с повышенной возбудимостью, отсутствием развитых тормозных, уравновешивающих реакций, не имеющие достаточного опыта преодоления профессиональных трудностей, слабо подготовленные к профессиональной деятельности, с недостаточно развитыми волевыми качествами. В подобных случаях требуется специально организованная процедура, которая поможет восстановить нормальный эмоциональный цикл, не позволяющий фиксироваться на отдельных эмоциональных проявлениях и запускать механизмы неадекватных психологических защит. Во-вторых, развитие длительного, устойчивого эмоционального переживания по отношению к конкретному объекту, субъекту, явлению, то есть чувства. Возникшее чувство может упрочиться, приобретая все большую интенсивность лишь благодаря повторяющейся связи эмоционального переживания с этим объектом, субъектом, явлением в определённых ситуациях. Формирование положительных, социально-значимых чувств по отношению к ведущим факторам оперативно-служебной деятельности сотрудника ОВД тоже лежит в плоскости повышения осознанности эмоций. По сути дела это своеобразное культивирование ситуативных эмоций профессиональной деятельности, подкрепляемых всеми возможными способами. Часто переживаемые человеком эмоциональные состояния накладывают существенный отпечаток на психические свойства его личности, прежде всего на характер, направленность и способности. Люди имеющие различия в этой области демонстрируют различные, иногда диаметрально противоположные эмоции на идентичные внешние факторы. Эмоции человека чрезвычайно разнообразны. Их можно классифицировать по различным основаниям. По роли в деятельности человека они подразделяются на две группы: стенические – активизирующие деятельность и астенические – вызывающие пассивность, подавляющие, угнетающие жизнедеятельность. В сложной разнообразной профессиональной деятельности сотрудника ОВД, наряду со всеми остальными, возникают такие переживания, которые в психологической науке получили название «практические чувства». Они представляют собой эмоциональный отклик человека на содержание, условия и результаты своей ситуативной деятельности и характеризуются различной степенью интенсивности переживания: от небольшой заинтересованности до увлеченности процессом деятельности (по познавательному регистру). Этот процесс, как правило, вызывает положительные эмоции – радость от самой деятельности, проявленного в ней мастерства, самостоятельности, творчества, достигнутых результатов. Вместе с тем в течение службы могут возникнуть и отрицательные переживания утомление, напряжение, подавленность от монотонности процесса деятельности, неудовлетворенность ее результатами. Содержание и характер возникающих практических чувств во многом зависит от значимости для человека той деятельности, которой он занимается. Выраженные эмоции сотрудников ОВД, как правило, сопровождаются стрессом. Стресс – состояние психического напряжения, возникающие у человека в процессе деятельности в сложных, трудных и экстремальных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность. Оптимальное напряжение, как правило, вызывает прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, стенические эмоции. В состоянии чрезмерного напряжения с трудом осуществляется целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. В таком состоянии возможны ошибки восприятия, памяти, неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д. Поведение в стрессовой ситуации и само понятие стрессогенности во многом зависит от личностных особенностей сотрудника ОВД: от умения быстро оценить обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действий, выдержки и т.д. То, что для одного сотрудника будет экстремальной ситуацией для другого всего лишь сложной. Диагностика эмоциональной сферы является одной из наиболее сложных и дискуссионных проблем современной психологии. Дело в том, что непосредственно выделить и замерить какую-либо конкретную эмоцию не представляется возможным. Эмоция всегда лишь элемент (иногда наиболее значимый) в целостном потоке психической деятельности. Поэтому сложился ряд подходов к выявлению и оценке эмоций: 1. Самоанализ сотрудника (рефлексия). 2. Оценка эмоции по измеряемым физиологическим реакциям в сравнении с фоном. 3. Структурированное наблюдение детерминируемых изменений вербальных и поведенческих реакций. 4. Тестирование личностных структур непосредственно коррелирующих с теми или иными эмоциями. 5. Проективное тестирование фоновых эмоций по аналогии цветовых выборов и т.п. Оценивается качество эмоции и ее модальность, знак, адекватность, степень стеничности, интенсивность, длительность, пластичность, осознанность, физиологическая затратность, управляемость и другие параметры, определяемые задачами исследования. Особенностями и требованиями профессиональной деятельности определяются и экспериментально выявляются конкретные нормы значений выделенных параметров, которые могут сильно отличаться у представителей различных профессий и специальностей. В завершении рассмотрения вопроса о сути, роли и месте эмоциональной сферы в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, отметим, что эмоциональная составляющая всегда рассматривается как одна из основных в формировании таких интегративных психологических качеств как психическая устойчивость и готовность к профессиональной деятельности. Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что эмоциональная сфера играет важнейшую роль в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Являясь очень сложной психической структурой, эмоциональная сфера требует очень внимательного изучения, диагностики и научно обоснованных методов развития. Без реализации целенаправленного воздействия на формирование эмоциональной сферы сотрудников ОВД, успешная профессиональная деятельность как систематическое, а не случайное явление, не представляется возможной. Важнейшим аспектом проработки эмоциональной сферы является проблема преодоления негативных (астенических) эмоциональных состояний в деятельности сотрудников ОВД.
Характеристика эмоциональных состояний негативно влияющих на профессиональную деятельность, психологические условия их возникновения и проявления у сотрудников органов внутренних дел на транспорте
Профессиональная деятельность сотрудников ОВД на транспорте не позволяет выделить какую-либо преобладающую эмоцию при выполнении оперативно-служебных задач. Что же в деятельности сотрудников ОВД на транспорте вызывает такие эмоциональные проявления, которые негативно влияют на их профессиональную деятельность? В психологии принято говорить о так называемых «опасных ситуациях» человеческой деятельности. Уровень субъективной трудности деятельности в одной и той же ситуации в определённой степени индивидуален, и в зависимости от объективной сложности, заставляет рекрутировать все более высокие степени психического контроля участника. Если система востребованного уровня достаточно развита и натренирована – деятельность реализуется успешно, если нет - происходит срыв. Ключевой точкой в решении данной проблемы является контроль и управляемость эмоциональной сферы, а базисом выступают достаточно сформированные профессиональные действия и глубокие знания. Проблема деятельности в опасных ситуациях всегда вызывала большой интерес у отечественных и зарубежных психологов. Психологические аспекты действий в ситуациях, требующих большой степени напряжения психических и физических возможностей профессионала, исследовались в трудах А.Я. Анцупова, М.И. Дьяченко, В.Н. Смирнова и др. Опасные ситуации и деятельность в них наглядно показывает насколько специалист готов выполнять обязанности по своему профессиональному предназначению, позволяет систематизировать в соответствии со значимостью профессионально значимые психологические качества. Большой интерес к данной проблеме обусловил наличие качественно разнообразных подходов к пониманию деятельности в опасных ситуациях. Различными терминами нередко обозначаются одни и те же понятия или под одинаковыми названиями имеются в виду совершенно несхожие термины. Например, для обозначения субъективной сложности определенной деятельности используются как рядоположенные термины - трудная, стрессовая, экстремальная, сложная, напряженная и др. Это обусловливает ряд трудностей в исследованиях деятельности в опасных ситуациях, таких как сравнительный анализ результатов работы и выводов исследователей представляющих различные психологические школы, создание универсальных эффективных средств диагностики функциональных состояний, человека осуществляющего сложную деятельность, создание практичных средств преодоления психической напряженности, возникающей в опасных ситуациях, во всем многообразии её проявления. Интерес к проблемам деятельности в сложных, непривычных для человека условиях вызывающих психическое и физическое перенапряжение, привел к созданию целой отрасли в психологической науке - экстремальной психологии. В ней изучаются закономерности деятельности человека в непривычных условиях существования. При этом экстремальными считаются такие условия, которые крайне затрудняют нормальное существование индивида, требуют функционирования специфического механизма физиологической и психологической адаптации, вызывают отдаленные во времени изменения в организме и психике человека. Основными понятиями являются: экстремальные условия, психогенные факторы, адаптация и т.д. Специфика подхода заключается в том, что при всём многообразии и различном уровне сложности задач, решаемых специалистами, основной акцент ставится на изучение психогенного влияния условий жизни и деятельности (прежде всего природных, климатических, социальных), и именно они считаются главной детерминантой экстремальности. Все факторы можно условно разделить на две большие группы по воздействию на психику человека:
|