Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пример решения задачи № 4
Рассчитать пассивную виброизоляцию под вентиляционную установку и установить ее эффективность. Вариант 10. Вес вентиляционной установки (электродвигатель, вентилятор, железобетонная плита) – Р = 400 кгс; Частота вращения электродвигателя n = 1050 об/мин. Расчетная амплитуда вертикальных колебаний установки - az=0, 0028.
Решение
1. Вычертим эскиз расчетной схемы установки:
1 – эл. двигатель; 2 – вентилятор; 3 – железобетонная плита; 4 – 4 пружины. 2. Самостоятельно примем соотношение частот вынужденных и собственных колебаний в пределах допустимых значений: 3. Виброизоляторы примем из четырех одинаковых пружин. Примем: допустимое напряжение на кручение для пружинной стали Rs = 4, 3× 103 кгс/см2; модуль сдвига G = 8 × 105 кгс/см2; индекс пружины С=4; К=1, 40. 4. Определим: а) частоту вынужденных и свободных колебаний: где f – частота вынужденных колебаний, Гц; n – частота вращения электродвигателя, n=1050 об/мин. Гц; f = 17, 5 Гц. f = 3f0; f0 – частота собственных колебаний, Гц. f0 = Гц; f0 = 5, 83 Гц. б) необходимый статический прогиб Хст:
м; Xст = 7, 4 мм.
в) общую жесткость пружин: где: Р – вес вентиляционной установки; Р = 400 кгс. f0 – частота собственных колебаний; f0 = 5, 83 Гц. и жесткость одной пружины: где: n – число пружин; n = 4. г) диаметр проволоки цилиндрических винтовых пружин:
где кгс. см. d = 8, 3 мм» 9 мм; d = 9 мм. д) число рабочих витков пружин: где d1 – диаметр пружин, принятый по ГОСТу. d1 = 10 мм = 1 см. i» 12 е) высоту пружины под рабочей нагрузкой до соприкосновения витков: H = (in - 0, 4) × d; in = 2 H = (2 – 0, 4) × 0, 9 = 1, 44» 1, 5 см H = 1, 5 см = 15 мм ж) полное число витков пружины: при i < 7 × in; 12 < 7 × 2 = 14; 12 < 14; i + 1, 5 = 12 + 1, 5» 14 з) коэффициент передачи при виброизоляции: в %, где n – число колебаний в минуту. и) эффективность акустической виброизоляции: b = (1 - m) × 100 где m - динамический коэффициент b = (1 – 0, 125) × 100 = 87, 5%; b = 87, 5% 5. Выводы: пассивная виброизоляция равна ВН = 20lg дБ ВН = 20× lg = 20× lg8 = 20 × 0, 9 = 18 дБ Итак: пассивная виброизоляция равна 18 дБ и эффективность равна 87, 5 % и таким образом от четырех одинаковых пружин 12, 5% динамических сил от вибрации электродвигателя будет передано основанию и 87, 5 – изолировано.
Пример решения задачи № 5
Установить эффективность звукопоглощающих облицовок стен и потолка помещения станции. Помещение построено из кирпича, внутри оштукатурено и окрашено клеевой краской, полы деревянные, окна двойные в деревянных переплетах.
Вариант 10. Площадь, м2: пола – 300 м2; потолка – 300 м2; стен – 4800 м2; Площадь, занятая окнами – 12%; Характеристика шума оборудования при среднегеометрической частоте октавных полос, Гц: 63 – 82; 125 – 71; 250 – 75; 500 – 64; 1000 – 59; 2000 – 54; 4000 – 50; 8000 – 36; Доступный уровень принять по предельному спектру – 45;
Решение 1. Вычертим расчетную схему звукопоглощающей конструкции:
1 – кирпичная стена 2 – штукатурка 3 – клеевая краска 4 – древесноволокнистые плиты (ГОСТ 4598-60) 2.Самостоятельно выберем звукопоглощающие материалы и установим для них коэффициенты звукопоглощения. В качестве звукопоглощающих облицовок стен и потолка помещения станции выберем древесноволокнистые плиты (ГОСТ 4598-60).
h = 12 мм; r = 200 – 500 кт/м3; d = 50 мм
Коэффициент звукопоглощения определим по (Е. В. Бобин «Борьба с шумом и вибрацией на железнодорожном транспорте» М.: Транспорт, 1973 г.)
Таблица 7
Таблица 8 см. табл. 22 стр. 84 Е. В. Бобин «Борьба с шумом и вибрацией на ж.д. транспорте».
3. Определим: а) звукопоглощение для каждой октавной полосы при заданных материалах:
Таблица 9
Умножением площадей ограждений на соответствующие им коэффициенты звукопоглощения рассчитываем для всех октавных полос: Примеры: А1 = S1 · a1 = 4800 · 0, 01 = 48 A1 = S1 · a1 = 300 · 0, 1 = 30 и т.д.
б) то же при выбранных материалах. Таблица 10
Умножением площадей ограждений на соответствующие им коэффициенты звукопоглощения рассчитываем для всех октавных полос: Пример: А2 = S2a2 = 300 · 0, 2 = 60 A2 = S2a2 = 4800 · 0, 2 = 960 и т.д. в) снижение шума для всех октавных полос: общее снижение шума СШ в помещении, достигаемое при увеличении звукопоглощения от А1 до А2 можно определить по формуле: дБ где А1 и А2 – означают суммарное звукопоглощение до и после облицовки помещения. Оно равно сумме произведений отдельных коэффициентов звукопоглощения a на соответствующую им площадь S различных материалов (А = å a × S).
СШ63 = 10 lg 10lg 3, 13 = 10 × 0, 4955» 5; СШ63 = 5; СШ125 = 10 lg 10 lg 3, 0016 = 10 × 0, 1771» 5; СШ125 = 5 СШ250 = 10 lg 10 lg 4, 6817 = 10 × 0, 6702» 7; СШ250 = 7 СШ500 = 10 lg 10 lg 6, 3797 = 10 × 0, 8048» 8; СШ500 = 8 СШ1000 = 10 lg 10 lg 6, 0301 = 10 × 0, 7796» 8; СШ1000=8 СШ2000 = 10 lg 10 lg 7, 5656 = 10 × 0, 8785» 9; СШ2000=9 СШ4000 = 10 lg 10 lg 7, 9462 = 10 × 0, 9004» 9; СШ4000=9 СШ8000 = 10 lg 10 lg 8, 1198 = 10 × 0, 9096» 9; СШ8000 = 9
4. Полученные результаты сведем в таблицу 11 и сравним с требованиями санитарных норм и сделаем выводы:
Таблица 11.
Относительно допустимого уровня по ПС-45 есть небольшие отклонения от нормы по применению облицовочных плит, стен и потолка, а по санитарным нормам превышений нет, поэтому применение звукопоглощающих облицовок стен и потолка эффективно и окончательно примем древесноволокнистые плиты ГОСТ 4598-60.
Пример решения задачи № 6 Произвести проверочный расчет снижения уровня шума в помещении дежурного персонала со стороны погрузочно-разгрузочной площадки грузового двора за счет экрана (постройки сплошного забора из железобетонных панелей). Вариант 10. Расстояние от экрана: До источника шума – 25 м; До помещения – 30 м; Уровни звукового давления, дБ, на погрузочно-разгрузочной площадке при среднегеометрических частотах: 63 – 72; 125 – 88; 250 – 83; 500 – 77; 1000 – 75; 2000 – 73; 4000 – 70; 8000 – 50; Высота экрана – 2, 75 м. Решение 1. Вычертим расчетную схему экрана: Условные обозначения: ИШ – источник шума относительно экрана РТ – расчетная точка (помещение) Х – расстояние от ИШ до экрана
Рис. 9 У – расстояние от экрана до РТ 2. Принять, что расчетная точка и источник шума расположены на одном уровне. 3. Расчетные уровни звукового давления L в октавных полосах частот на погрузочно-разгрузочной площадке грузового двора и предельный спектр в зоне помещения дежурного персонала (на расстоянии у=30 м) заданы ниже:
Допустимый уровень принять по предельному спектру ПС-60. Согласно рис. 37 стр. 123 «График предельных спектров шума» (Охрана труда в грузовом хозяйстве железных дорог» В. И. Бекасов, М.: Транспорт 1984 г.). 4. Недостающие данные принять самостоятельно. 5. Определить: а) критерии W: при расположении источника шума и рабочего места на одном уровне: h = H - k, где Н – высота экрана, 2, 75 м. k – высота расчетной точки, 1, 25 м h = 2, 75 – 1, 25 = 1, 50 м; h = 1, 50 м
при l = 5, 4 м; W1 = = 3, 37 при l = 2, 72 м; W2 = =4, 71 при l = 1, 36 м; W3 = 6, 63 при l = 0, 68 м; W4 = 9, 64 при l = 0, 34 м; W5 = 13, 25 при l = 0, 17 м; W6 = 19, 27 при l = 0, 085 м; W7 = 26, 5 при l = 0, 043 м; W8 = 35, 33 б) по графику на рис. 44 (б) стр. 135 («Охрана труда в грузовом хозяйстве железных дорог» В. И. Бекасов М.: Транспорт 1984 г) Находим DL – величину снижения шума DL1 = 23 дБ; DL2 = 26 дБ; DL3 = 30 дБ; DL4 = 32 дБ; DL5 = 34 дБ; DL6 = =36 дБ; DL7 = 38 дБ; DL8 = 41 дБ. г) уровни с учетом их снижения:
6. Сравним полученные уровни шума с предельно допустимыми и сделаем выводы:
Применение экрана (сплошной забор из железобетонных панелей) позволило значительно снизить уровень шума в помещении дежурного персонала со стороны погрузочно-разгрузочной площадки грузового двора.
Пример решения задачи № 7
В целях защиты от поражения электрическим током необходимо заземлить электрооборудование, питающееся от низковольтного щита подстанции. Электрическая сеть с изолированной нейтралью напряжением 380/220 В.
Вариант 10 Климатическая зона – I; Длина вертикального электрода – 270 см; Длина горизонтального электрода – 5 см; Ширина объединяющей стальной полосы – 6 см; Глубина расположения верхнего конца вертикального электрода -90см Род грунта – песок.
Решение 1. Вычертим расчетную схему устройства заземления: 1 – вертикальный электрод; 2 – горизонтальный электрод; 3 – электрооборудование
Примем: Расположение заземлителей по замкнутому контуру. 2. Нормируемые значения заземляющего устройства принять равным 4 Ом. R3=4 Ом. 3. Определим: а) расчетное удельное сопротивление грунта: стр. 216 С. П. Бузанов «Охрана труда на ж.д. станциях» М. Транспорт 1986 г. где: r - удельное сопротивление грунта; Для песка: r = 7 × 102 Ом× м (стр. 215 С. П. Бузанов); к – повышающий коэффициент, учитывающий изменение удельного сопротивления грунта в течении года в зависимости от климатической зоны и типа применяемых электродов. По табл. 8.3. стр. 216 С. П. Бузанов «Охрана труда на ж. д. станциях» определим к = 1, 5; (климатическая зона – I, длина вертикального электрода – 2, 7 м). rрасч = 1, 5 × 7 × 102 = 1050 Ом× м б) сопротивление растекания одиночного трубчатого заземлителя: стр. 217 С. П. Бузанов «Охрана труда...». где: l – длина заземлителя, находящегося в земле, l = 270 см = 2, 7 м; d – внешний диаметр заземлителя, d = 5 см = 0, 05 м; t – глубна заложения, равная расстоянию от поверхности земли до середины заземлителя, м 2, 25 м; t = 2, 25 м t0 = 90 см; t0 = 0, 9 м
= 142, 33 × (lg 108 + 0, 5 × × lg 1, 86)=142, 3 × (2, 0334 + 0, 5 × 0, 2695) = 308, 6» 309 Ом; R0 = 309 Ом в) потребное количество электродов: приняв схему расположения заземлителей – по замкнутому контуру, находим приближенное число заземлителей: n`=78 Взаимоэкранирование учитывается коэффициентом использования заземлителей hз. Этот коэффициент всегда меньше единицы. (по табл. 8.4 стр. 219 С. П. Бузанов «Охрана труда...»
(т.е. отношение расстояния между заземлителями и длиной вертикального электрода); а = l = 2, 7 м Тогда = 1; n` = 78 находим h3 = 0, 38 (методом интерполяции) n3 = 204 ед. г) длину объединяющей стальной полосы: по контуру: l п = а × n3; a = l = 2, 7 м; l п = 2, 7 × 204 = 550, 8 м окончательно l п = 551 м. д) сопротивление растеканию полосового заземлителя: (без учета экранирования между полосами и заземлителями) где: l п – общая длина соединительных полос, м; l п = = 551 м вп – ширина полосы, м; вп = 0, 06 м tп – глубина заложения полосы, м; tп = t0 = 0, 9 м Ом;
Rп¢ = 4, 93 Ом Rп=Rп¢ hп где: hп – коэффициент использования соединительных полос в контуре (табл. 8.4 стр. 219) заземлителей, зависящих от , числа и схемы расположения заземлителей (методом интерполяции) Rп = 4, 93 × 0, 1 = 0, 493 Ом; Rп = 0.5 Ом е) общее сопротивление заземлителя и сравним с нормативным значением:
где: ¢ - сопротивление растеканию тока заземлителей (труб) при итоговых значениях n3 и ; n3 – принятое число заземлителей; h3¢ - коэффициент использования заземлителей (без учета влияния соединительной полосы), соответствующий n3. Ом; Ом ; Ом Rсл = 0, 45 Ом; Rсл < R3; 0, 45 Ом < 4 Ом 4. Выводы: R3 = 4 Ом n3 = 204 ед. l п = 551 м и общее сопротивление Rсл не превышает предельно допустимых значений R3 (0, 45 Ом < 4 Ом).
Пример решения задачи № 8 В целях обеспечения разгрузки вагонов необходимо подобрать канатные подвески с крюками.
Вариант 10 Номинальная масса груза – 3800 кг; Расстояние между точками закрепления: по длине – 3 м; по ширине – 1, 5 м; Угол наклона ветви стропа от вертикали - 45°; Число ветвей стропа – 4;
Решение 1. Вычертим расчетную схему строповочных устройств: 2. Коэффициент запаса прочности принять равным 6. К3 = 6 3. Определим: а) Наибольшее натяжение ветви каната:
где: S – расчетное усилие, приложенное к стропу, кН; Q – вес поднимаемого груза, Н; m – общее число ветвей стропа; a - угол между направлением действия расчетного усилия стропа; к – коэффициент, зависящий от угла наклона a ветви стропа к вертикали
к = 1, 42 при a = 45°
13, 23 кН; S = 13, 23 кН 1 кг = 9, 81 Н; Q = 9, 81 × 3800 = 37278 Н = 37, 28 кН Q = 9, 81 × М, где М – 3800 кг и m = 4
б) Установим разрывное усилие на канат: R ³ k3S где S – наибольшее натяжение ветви каната; К3 – коэффициент запаса (к3=6). R = К3 × S = 6 × 13, 23 = 79, 38 кН. К3=6; R=79, 38 кН. в) По табл. III.1 стр. 33 («Справочник строителя» Г. Г. Орлов, М. Стройиздат 1985 г). Выбираем канат типа ТК 6х37 (ГОСТ 3071-74) диаметром 13, 5 мм с временным сопротивлением разрыву проволоки 1600 МПа, имеющий разрывное усилие 82400 Н. 4. Выбираем канат d = 13, 5 мм тип ТК 6х37 (ГОСТ 3071-74).
Пример решения задачи № 9
Определить экономическую эффективность от внедрения комплекса мероприятий по научной организации труда, которые позволяют снизить утомляемость грузчиков и повысить безопасность выполнения грузовых операций на станции.
Вариант 10. Потери рабочего времени по временной нетрудоспособности в течении года: До реализации мероприятий n1 = 1200 дн; После реализации n2 = 400 дн; Средний размер ущерба за 3 года, причиненный станции, Rу = 1400 тенге/день; Единовременные затраты на реализацию мероприятий, А = 1350000 тенге; Увеличение отчислений на амортизацию, D = 79000 тенге; Расчетная среднемесячная численность рабочих, Nр = 135 чел.;
Решение 1. Принять годовой фонд времени одного рабочего Ф = 234 дня. 2. Нормативный коэффициент сравнительной эффективности Ен = 0, 15 3. Определим: а) относительную экономию численности рабочих Nч в результате сокращения потерь времени по формуле: ; Nч» 3, 5 б) прирост Ф производительности труда Пт, % по формуле: ; Пт = 2, 66% в) экономию от сокращения профзаболеваний и производственного травматизма Эг за год в тенге; Эг = (1200 × 400) × 1400 = 1120000 тенге
г) годовой экономический эффект: Э0 = Эг - D - Ен × А
Э0 = 1120000 – 79000 – 0, 15 × 1350000 = 838500 тенге; Э0 = 838500 тенге д) срок окупаемости:
года 4. Выводы: Экономическая эффективность от внедрения комплекса мероприятий по научной организации труда на станции следующая: а) относительная экономия численности рабочих Nч = 3, 5» 4 чел./день; б) прирост производительности Пт = 2, 66 %; в) экономия от сокращения профзаболеваний и производственного травматизма Эг = 1120000 тенге; г) годовой экономический эффект Э0 = 838500 тенге д) срок окупаемости Т = 1, 3 года, т.е. по всем показателям имеем высокую эффективность от применения НОТ.
Пример решения задачи № 10 Определить площадь фрамуг для естественной вентиляции зала ожидания вокзала.
Решение 1. Вычертим схему размещения фрамуг:
2. Соотношение площадей фрамуг приточных и вытяжных принять равным 1, 25, т.е. площадь приточных больше вытяжных проемов на 25%. 3. Определить: а) необходимый воздухообмен в зале, исходя из тепловыделения людей, находящихся в зале: G = m × Qизб / [c (tух – tн)] где: m – коэффициент, учитывающий долю теплоты, поступающей в рабочую зону (при отсутствии опытных данных примем m = 1); Qизб – избыточная явная теплота, отводимая из помещения вентиляцией; с – удельная массовая теплоемкость воздуха, равная 1, 005 кДж/(кг× К); tух – температура воздуха, уходящая в приемные отверстия вытяжной вентиляции; tн – температура приточного воздуха, поступающего в помещение. Qизб = Qвыд – Qтепл. пот С= 1, 005 кДж / (кг·к) = 1005 где: Qвыд – количество тепловыделений от людей; Qтепл.пот–количество теплоты, теряемой наружными ограждениями Qтепл. пот = 0 – (примем самостоятельно). и тогда Qизб = Qвыд. Qвыд. = 115 × 300 = 34500 Дж/с G = 1 × 34500/1005× (24-19, 9) = кг/с G = 8, 37 × 3600 = 30132 кг/с 1 час = 3600 с; G = 30132 кг/с; б) расстояние от нейтральной плоскости до центра верхних и нижних вентиляционных фрамуг по формуле: где: Н – расстояние между центрами фрамуг = 4, 5 м; F1 и F2 – площади фрамуг приточных и вытяжных , тогда F1 = 1, 25 × F2; если F2 = 1, то F1 = 1, 25 Qв – плотность воздуха внутри зала; Qн – плотность воздуха снаружи; Qух – плотность уходящего из зала воздуха; Qв = Qух = 1, 16 кг/м3 и Qн = 1, 204 кг/м3 (примем самостоятельно) м в) находим tср: °С и Qср = 1, 176 кг/м3 г) расстояние от нейтральной зоны до центра приточных отверстий h1 = 4, 5 м – 2, 8 м = 1, 7 м; h1 = 1, 7 м д) площади вентиляционных фрамуг: m = 0, 65 - коэффициент расхода, учитывающий потери давления на сжатие струи при проходе ее через отверстие; g = 9, 81 м/с2 – ускорение. , 0м2 м2 4. Произведем проверку выполненного расчета: ; F1 = 1, 25 × F2 = 1, 25 × 11, 2 = 14 м2 Значит расчет произведен правильно и окончательно примем F1 = 14 м2; F2 = 11, 2 м2
Пример решения задачи № 11
Определить расчетное и необходимое время эвакуации людей из помещений согласно обеспечению требования СНиП 2.10.02-85 (на 1 июля 1991 г.). Вариант 10 Категория производства – Б; Объем помещения – 35 000 м3; Число людей на первом участке – 85; Длина участка: первого l 1 – 40 м второго l 2 – 10 м третьего l 3 – 2, 5 м Ширина участка: первого d1 – 2, 7 м второго d2 – 2, 6 м третьего d3 – 1, 85 м
Решение 1. Выберем расчетную схему путей эвакуации Рис.14 1 – дверной проем Согласно требованиям СНиП II-М. 2-72* предприятия железнодорожного транспорта по взрывной, взрывопожарной и пожарной безопасности подразделяются на шесть категорий. Из них к взрывопожароопасной относится категория производства Б. 2. Среднюю площадь горизонтальной проекции человека в летней одежде примем f = 0, 1 м2. 3. Ширину дверного проема примем равной 1, 6 м 4. Определим: а) плотность людского потока на первом участке: где Дi – плотность людского потока на i-том участке; Ni – число людей на i-том участке; f – средняя площадь горизонтальной проекции человека; l i – длина i-того участка; di – ширина i-того участка. ; Дi = 0, 08 м2/м2» 0, 1 м2/м2 б) скорость движения людского потока по горизонтальному пути на первом участке: согласно табл. XVII.1 стр. 238 («Справочник строителя» Г. Г. Орлов, М., Стройиздат, 1986 г.) V1 = 80 м/мин в) время движения людского потока на первом участке: мин г) интенсивность движения людского потока на участках пути и соответствующие скорости движения: qi = Дi × Vi qi = 0, 1× 80 = 8 м/мин; qi = 8 м/мин или табл. XVII.1 стр. 238, тоже qi =8 м/мин где di, di-1 – ширина рассчитываемого i-го и предшествующего ему i-1 участка пути, м; qi, qi-1 – значение интенсивности движения потока по рассматриваемому i-му и предшествующему i-1 участкам пути, м/мин. м/мин; м/мин; м/мин; м/мин. д) расчетное время эвакуации людей tр определяют как сумму времени движения людского потока по отдельным участкам пути ti по формуле: tp = t1 + t2+ … + ti tp = t1 + t2 + t3 t1 = 0, 5 мин; мин; мин tp = 0, 5 + 0, 12 + 0, 02 = 0, 64 мин; tp = 0, 64 мин е) необходимое время эвакуации людей. Согласно табл. XVII.3 стр. 242 («Справочник строителя» Г. Г. Орлов, М., Стройиздат, 1985 г.)
Т. к. объем помещений 35 000 м3, то методом пропорции мин определяем необходимое время эвакуации людей из помещений (0, 875 мин.) tн.d. = 0, 875 мин 5. Выводы: Таким образом, требование tp tн.d. выполнено: 0, 64 0, 875
|