Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Музыкальное воспитание в СССР ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
План
1. Музыкальная педагогика в 20-е гг. ХХ века, ее преломление в 60-е гг. ХХ в.
2. Система дошкольного музыкального воспитания
3. Система музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского
1. Формирование общей музыкальной педагогики в начале ХХ в. базируется на идеях и методических приемах педагогов ХIХ в.
– А.Г. Рубинштейн – автор проекта всеобщего детского музыкального воспитания,
- А.Л. Маслов, теоретик музыки и фольклорист, высказал идею организации и сущности музыкального воспитания и развития,
- В.Н. Шацкая, корифей советской музыкальной педагогики, автор системы общего музыкального воспитания в трудовой колонии «Бодрая жизнь» и в детском саду общества «Детский труд и отдых».
Идеи А.Л. Маслова:
1. Обязанности учителя: знание существующих методов музыкального обучения и воспитания; развитие в учителе способности изобретать новые приемы обучения; собственные затруднения «считать за собственный недостаток».
2. Выступил против фетишизации хорового пения.
3. Считал, что «усиленное изучение нотной грамоте может убить в ребенке как музыкальное чутье, так и интерес к красоте и творческое воображение»; нотная грамота – как вспомогательное средства при обучении».
4. Говорил о важности развития у детей народно-ладового мышления; (не ограничиваться формированием мажоро-минорного слуха).
5. Творческая деятельность детей должна поддерживаться на всех уроках, в том числе и на уроках пения.
20-е годы ХХ в. – годы экспериментаторства, противоречивых методик. Виднейшие музыкальные деятели этих лет – Б. Яворский, Б. Асафьев, В, Г. Каратыгин (О слушании музыки // Музыка в единой трудовой школе. –Вып. 1. – Пг, 1991); Н.А. Гродзенская, Н. Брюсова, В. Шацкая, А. Кастальский и др.
Общий взгляд:
- понимание, что абстрактное усвоение «правил» музыки и ее нотации не может привлечь к музыкальному искусству детей, скорее способно их отвратить от него;
- основа основ – «влюбить» учеников в музыку, добиться, чтобы они испытывали потребность с ней общаться, ее слушать, воспроизводить и даже «производить»;
- в занятия музыкой не включать готовых определений тех или иных понятий, а напротив, следует подводить к ним путем живых наблюдений за музыкой (Б. Асафьев);
- связывать музыку с жизнью и окружающим ребенка миром (Н. Гродзенская и др.).
- мысль о специфичности уроков музыки;
- в центре внимания «слушание музыки», формирование культуры музыкального восприятия. В.Г. Каратыгин использовал термин «слушание музыки», обоснование необходимости этого вида деятельности.
А. Кастальский предлагал варианты названия данного вида музыкальной деятельности: «Восприятие музыки», «Объяснение музыки», «Музыкальный разбор», «Музыкальная демонстрация», «Объянительное исполнение музыкальных произведений».
Б. Асафьев разработал основополагающие принципы обучения слушанию музыки.
1. Глубже вслушиваться, не убивая музыку иссушающим анализом, не обволакивая ее словесной мишурой, не уводя в дебри внемузыкальных истолкований. Асафьев «не возражал против разумного окружения музыкального произведения общехудожественными, литературными, историко-социальными и бытовыми темами для беседы … Но такое окружение – нечто совсем иное, чем навязывание этикеток …».
2. С детства направлять слух на то, чтобы в музыке «не упустить целого за мигом звучания», не проглядеть широкой ритмической симметрии за пульсацией смежных, сильных и слабых, долей; чтобы соотнести звучащее с тем, что ему предшествовало и за ним последовало; чтобы уяснить разные степени тяготений, обусловленных мелосом и гармонией; чтобы пережить и постичь «принцип контраста и тождества», который лежит в основе формообразования и проявляется в выразительных средствах музыки (в интонации и темпе, динамике и тембре, гармонии и полифонии), в малых и крупных структурах.
Главное в этих принципах – подвести учащихся к «постижению процессуальности», без чего сколько-нибудь глубокое проникновение в сущность временного искусства непостижимо. Решение этой задачи, как и ей сопутствующей – сохранить эмоциональную свежесть и непосредственность восприятия при все возрастающей его интеллектуальной углубленности (одно не исключает другого, напротив, диалектически с ним взаимосвязано). Асафьев понимал, что это требует продуманной методики занятий и педагогического мастерства.
Исследователи 20-х гг. ХХ в. понимали, что одного «наблюдения музыки» недостаточно, чтобы ввести детей в мир музыки. Помимо хорового пения и ритмики акцентируется внимание на ансамблевом музицировании (Б. Яворский, С. Бонди). У Яворского – это безвысотные ударные инструменты (барабан, бубен, кастаньеты, треугольник) и разной высоты колокольчики. У Бонди – помимо этих инструментов, хроматически настроенные стеклянные сосуды, издававшие при ударе по ним деревянной палочкой или самодельным молоточком довольно чистый музыкальный звук.
Детское музыкальное творчество в условиях массового музыкального воспитания – один из видов практических музыкальных действий - получает свою актуализацию. Еще в предреволюционные годы (1916 г., рукописи, Статьи «Первые проявления звукового творчества у детей», «Непосредственное звуковое творчество детей) Яворский размышлял о воспитании у детей музыкально-творческого начала. В 1921 г. Яворский начал осуществлять реализацию своих идей в музыкальных учебных заведениях (не в общеобразовательной школе). Асафьев также высоко ценил детское музыкальное творчество, сожалея, что все дело массового музыкального воспитания направлено на «экспрессию исполнения», а не на «творческое изобретение материала» и внедрение «глубоко ценного принципа импровизации».
Развитие массового музыкального воспитания в 60-е годы ХХ века. Воскрешаются достижения 20-х гг.:
- статьи о музыкальном просвещении и образовании Б. Асафьева;
- материалы о педагогике Б. Яворского;
- документы о музыкальном образовании 1917-1927 гг.
Осваивается опыт В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер. Исследовательской работой занимаются педагоги среднего поколения - Н.А. Ветлугина, О.А. Апраксина, П.Ф. Вейс, Е.Я. Гембицкая и др. Наиболее плодотворно разрабатываются частные методики (постановки детского голоса и хорового пения, обучения нотной грамоте и др.), проводятся научные исследования и научно-практические конференции. Исследования осуществляются с опорой на общую педагогику и общую психологию. Продолжаются дискуссии по поводу школьных уроков музыки, по вопросам частных методик.
2. В середине ХХ в. происходят серьезные преобразования в сфере дошкольного музыкального воспитания. Научные исследования посвящены развитию музыкальных способностей, формированию основ музыкальной культуры, пониманию того, что музыкальное воспитание следует начинать в дошкольном возрасте, ибо музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается мышление, воспитывается восприимчивость к красоте в искусстве и жизни.
Н. А. Ветлугина разработала систему музыкального дошкольного воспитания, которую на протяжении десятилетий успешно применяют в системе дошкольного воспитания (детских садах).
Исследователь исходит из следующего.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его развития, включая внутриутробный. Музыка является одним из действенных средств эстетического воспитания, обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства, формирует вкусы.
Задачи и содержание программы Н. Ветлугиной.
Цель программы – развитие у ребенка общей музыкальности. Музыкальность – это усвоенный музыкальный опыт, способы усвоения опыта, а также способности, выступающие как результат усвоения детьми обобщенных способов музыкальной деятельности. Музыкальность у детей проявляется как комплекс способностей, которые содействуют успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных для них формах. О музыкальности говорят интерес ребенка к музыке, достаточно развитый музыкальный слух. Музыкальность формируется через музыкальную деятельность детей – слушание, исполнение, творчество.
Способности, которые проявляются в данных видах музыкальной деятельности:
- способность целостного (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности) восприятия музыки;
- исполнительские способности (чистота певческих интонаций, согласованность движений при игре на детских инструментах);
- способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.
Основные умения и навыки музыкальной деятельности детей:
1. Целостное и дифференцированное восприятие музыкального произведения, ориентировка в нем. Целостное восприятие предполагает правильную эмоциональную реакцию на общий характер песни или музыкальной пьесы (Ребенок наблюдает за развитием музыки (художественного образа), выраженного комплексом музыкальных средств в определенной музыкальной форме. Неоднократное прослушивание позволяет воспринимать мелодию дифференцированно, улавливать ее характерные черты. Эти умения помогают улучшать качество собственного исполнения).
2. Сопереживание чувств, настроений, выраженных в музыке (необходимо для выразительной исполнительской деятельности).
3. Художественное исполнительство. (Детям доступно умение проявить свое отношение к исполняемому произведению через непринужденные, естественные действия во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих и музыкально-ритмических навыков).
4. Творческие проявления детей. Создание новых образов и действий.
5. Самостоятельные действия. Умения действовать без посторонней помощи.
Данные умения и навыки способствуют реализации основных задач музыкального воспитания:
1. Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывать основы музыкального вкуса, развивать стремление совместно исполнять песни, пляски, развивать нравственные качества, эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности и память.
2. Развивать способность восприятия и исполнительства: целостное и дифференцированное восприятие, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения, образность и ритмичность движений, умение играть в ансамбле на элементарных инструментах.
3. Знакомить с простейшими сведениями о характере музыки, ее развитии, изменении, о сходных и контрастных построениях, выразительных средствах, о наличии звуков разной высоты (высоких – низких, долгих – коротких).
4. Развивать творческие способности детей, приобщая их к песенным импровизациям, инсценированию игровых песен.
Данные задачи конкретизируются в форме определенных видов музыкальной деятельности.
Виды и формы организации музыкальной деятельности детей.
1. Ведущий вид музыкальной деятельности детей – слушание – восприятие музыки. Слушание складывается из следующих действий: слушание музыкальных произведений; слушание в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.
Второй вид музыкальной деятельности – детское исполнительство. Пение – массовый и доступный вид исполнительства. Песня – ценное средство нравственно-эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста.
Ритмика, музыкально-ритмическая деятельность условно делится на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств и движений. Первая группа связана с целостным восприятием музыки, которое постепенно дифференцируется, становится более точным. Ребенок выделяет отдельные наиболее яркие средства музыкальной выразительности (регистры, динамические, темповые нюансы, метрическую пульсацию, структуру произведения и т.д. Вторая группа действий направлена на освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев. При этом используются различные движения (физические упражнения, танцевальные). Музыкально-ритмические движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки.
Музыкальные игры – ведущая форма организации ритмических движений. В основе игры чаще лежит музыка, которая подсказывает ход действий сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. Хороводы чаще всего проходят под народные песни. Танцы построены на зафиксированных движениях в определенной последовательности и построении (пары, круг), состоят из знакомых элементов движений, повторяемых на припев.
Игра на детских музыкальных инструментах. Сначала детей знакомят с различными музыкальными инструментами, их названиями, обращают внимание на тембровую окраску звучания, объясняют расположение высоких и низких звуков, знакомят с приемами игры на них, которые дети в процессе самостоятельной деятельности постепенно осваивают.
Дошкольникам доступны такие исполнительские качества как выразительность воспроизведения; умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих и музыкально-ритмических навыков.
Третий вид музыкальной деятельности детей - детское музыкальное творчество. В пении – это импровизация простейших мотивов, придумывание своих мелодий на заданный текст. Танцевальное творчество проявляется в умении комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумать простой танец.
Четвертый вид музыкальной деятельности – изучение элементарных сведений о музыке. Этот вид деятельности не включен в программу детского сада, между тем включены музыкальные сведения общего и специального характера. Вторая группа сведений связана с различными видами музыкальной деятельности.
Н.А. Ветлугина выделила 3 формы музыкальных занятий:
- Фронтальные занятия со всей группой детей (вначале занятия ритмические упражнения, затем слушание музыки, пение и музыкальная игра или танец).
Требования к музыкальному занятию:
- учитывать умственную, физическую и эмоциональную нагрузки детей; - устанавливать преемственность развития музыкальных способностей в процессе приобретения навыков, знаний, усвоения музыкальных произведений;
- обеспечивать связь и последовательность видов деятельности и разучиваемого материала.
- Индивидуальные музыкальные занятия с детьми (строятся на основе тщательного изучения возрастных и типологических особенностей детей, анализа их поведения и деятельности в коллективе, учета уровня их физического, умственного и эстетического развития, эмоционального жизненного тонуса).
- Музыкальные занятия с небольшими группами детей – с теми, у кого недостаточно развиты музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство, с застенчивыми детьми, которые могут проявлять себя творчески, но боятся коллектива.
Критерии отбора музыкального материала:
- отбирать из трех источников: народного творчества, классики и современной музыки;
- должны отличаться проникновением в мир чувств детей, отражать их интересы, быть художественно образными;
- быть ярко запоминающимися, опираться на интонационно-ладовый строй музыки;
- художественный уровень должен отвечать требованиям «высокого» искусства.
В учебнике «Методика музыкального воспитания в детском саду», подготовленном Н.А. Ветлугиной и ее соратниками, освещаются общие вопросы музыкального воспитания детей дошкольного возраста (значение и задачи музыкального воспитания в детском саду; содержание, виды и формы музыкальной деятельности детей; методы и приемы музыкального воспитания и обучения); сущность видов музыкальной деятельности детей (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах); формы организации музыкальной деятельности детей (музыкальные занятия, самостоятельная деятельность детей, роль и место музыки в повседневной жизни детского сада, музыка на праздничных утренниках); вопросы организации работы по музыкальному воспитанию.
Система музыкального воспитания детей дошкольного возраста получает свое развитие в деятельности соратников и последователей Н. Ветлугиной – М.А. Румер, Н. Гродзенской, Гембицкой, Кенеман и других.
Кабалевский Д.Б. (1904-1987) - русский композитор, педагог, общественный деятель, один из выдающихся деятелей русской музыкальной культуры советского периода, ученик Н.Я. Мясковского по композиции, А.Б. Гольденвейзера по классу фортепиано, доктор искусствоведения (с 1965 г.), После войны вел пропаганду достижений отечественной музыки во всем мире, посетив Австрию, Австралию, Бельгию, Болгарию, Венгрию, Германию (ГДР), Канаду,, Китай, Мексику, Польшу, Румынию, США, Финляндию, Францию, ФРГ, Чехословакию, Швецию, Швейцарию, Японию и другие страны. 1972 г. – почетный Президент ИСМЕ (международного общества по музыкальному воспитанию при ЮНЕСКО), с 1951 г. – член Советского комитета защиты Мира, в 1950-1955 гг. – член Всемирного Совета Мира. Безусловное первенство принадлежит Д.Б. Кабалевскому в области музыкального воспитания, работы с детьми и молодежью.
В 1964 г. В Колонном зале Дома союзов начали проводиться Пионерские музыкальные собрания – крупнейший культурный проект того времени по музыкальному образованию детей, к которому Д. Кабалевский привлек выдающихся композиторов (Т.Хренников, Н. Сац, Я. Флиер, В. Дударова, Г. Рождественский и многие другие), создав также актив проекта из школьников и передоверив им ряд функций по его реализации. Считал необходимым не только проводить большие мероприятия для тысяч школьников. Но и индивидуально общаться с молодыми людьми, помогать им.
С 1971 г. Д. Кабалевский – действительный член Академии педагогических наук СССР. Многие годы Д. Кабалевский выступал в печати и публично против недооценки эстетического воспитания подрастающего поколения, пропагандировал опыт энтузиастов массового художественного образования, возглавил работу по эстетическому воспитанию детей и юношества в союзе композиторов СССР и в академии педагогических наук СССР, выступал по этим проблемам как депутат Верховного Совета СССР.
Делом всей жизни Д. Кабалевский считал созданную им музыкально-педагогическую концепцию массового музыкального воспитания и основанную на ней программу по музыке для общеобразовательной школы, главной целью которой было увлечь детей музыкой, приблизить к ним музыкальное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека.
Д. Кабалевский разработал уникальную, получившую мировое признание систему приобщения детей к музыкальной культуре, убедил руководителей образования ввести в школьные программы уроки музыкального воспитания, что сыграло большую роль в повышении уровня музыкальной культуры в стране.
Для проверки своей системы он в 1973 г. стал работать учителем музыки в СШ № 209 г. Москвы. Провел семилетний эксперимент с группой педагогов-единомышленников, работавших в разных городах страны, блестяще оправдался. По программе на протяжении нескольких десятилетий, до развала СССР, работали школы РСФСР, в союзных республиках, заинтересовались ею и зарубежные педагоги. В основе программы – концепция введения музыки как искусства в уроки музыки (заменили уроки пения).
Тематика программы раскрывала все сущностные черты и особенности музыки, ее место и роль в жизни людей.
Это был «переворот» в преподавании «второстепенного предмета». Музыкальная безграмотность не менее порочна, чем безграмотность вообще, утверждал композитор (Статья «Иммунитет против пошлости», 1967. Вырастить культурного слушателя музыки, способного любить и ценить самые серьезные произведения великого искусства – задача, которую должны были решить уроки музыки в общеобразовательной школе. Автор программы утверждал: прекрасное пробуждает доброе.
Воспитание должно быть целостным, если мы воспитываем только научное мышление и умерщвляем эмоциональную жизнь ученика, то этим мы наносим прежде всего вред интеллектуальному мышлению …
В основу концепции Д. Кабалевского положены «три кита» - песня, танец, марш – жанры, доступные восприятию детей даже на начальной стадии их музыкальногоразвития. Песня, танец и марш представляют три основные сферы музыки, к каждой из которых применимы, по мнению Д. Кабалевского, такие широкоохватные определения, как «область», «жанр», «форма», «тип», «характер». Песня, танец и марш – самые широко распространенные, самые массовые, самые демократичные области музыки.
«Подобно тому, как фундамент связывает дом с землей, с почвой, на которой он держится, как заявляет Кабалевский, песня, танец и песня, танец и марш связывают все богатейшее, многообразно развитое здание музыки с огромными массами людей, с народной почвой» (С. 66). «Музыка, вырастая из песни, танца и марша …как бы перерастает в понятия «песенность», «танцевальность» и «маршевость», сколько бы нового в изучаемую музыку ни вносили особые элементы, связанные с выразительностью и изобразительностью, с речитативной декламационностью (речевой интонацией), мы не расстанемся с «тремя китами» ни во втором, ни в пятом, ни в седьмом классе, ни даже на пределе нашего музыкального развития, на вершинах музыкального искусства – на его «небоскребах».
Не говоря уже об опере, оратории и кантате, выросших из песни и песенности, и балете, выросшем из танца и танцевальности, «три кита» пронизывают всю классическую и современную музыку – симфоническую и камерную, вокальную и инструментальную …» (С. 66). «… являясь не только тремя наиболее «простыми» и доступными» для детей «формами» и «жанрами» музыки, но и тремя коренными основами всей музыки вообще –
п е с н я, т а н е ц и м а р ш д а ю т в о з м о ж н о с т ь о б ъ е д и н и т ь
б о л ь ш о е м у з ы к а л ь н о е и с к у с с т в о с м у з ы к а л ь н ы м и
з а н я т и я м и в ш к о л е, о б е с п е ч и в а я п р и э т о м т е с н е й ш у ю с в я з ь э т и х з а н я т и й с ж и з н ь ю» (С. 67).
В чем особенность музыкальной системы Д. Кабалевского?
С первых уроков дети учатся не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем, в данном случае – не только слушать и слышать (!) музыку, но и размышлять о ней.
Опора на «трех китов» устанавливает естественную связь школьных занятий с повседневной жизнью школьников.
Генеральная тема школьных занятий музыкой – музыка и жизнь. Обучаясь по этой программе, дети с первого класса почувствуют и поймут, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.
Важнейшая особенность программы Кабалевского – ее тематическое построение, создающее условия для достижения цельности урока.
Д.Кабалевский формулирует требования в музыкальному материалу:
- художественность и увлекательность для детей,
- педагогическая целесообразность,
- выполнение воспитательной работы.
Основа данной программы - последовательное развитие определенных тем. Программа почти полностью исключает из начального этапа обучения (1 класса) так называемой «музыкальной грамоты».
Д. Кабалевский считает, что музыкальная грамотность – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное. Умение слышать музыку и размышлять о ней, по мнению Кабалевского, следует воспитывать в учащихся с самого начала школьных занятий музыкой.
Программа Д. Кабалевского стала прорывом в художественной педагогике, особенно такой ее ветви, как педагогика искусства.
Книги Д. Кабалевского – «Про трех китов и про многое другое», «Как рассказывать детям о музыке», «Ровесники», статьи в журнале «Музыка в школе», проведение вечеров «Ровесники» в Колонном зале Дома союзов, цикл бесед в Третьяковской галерее «Музыка, живопись, жизнь».
|