![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. В научной работе существует неписаная традиция: когда в руки специалиста попадает новая публикация, тем более претендующая на оригинальность
В научной работе существует неписаная традиция: когда в руки специалиста попадает новая публикация, тем более претендующая на оригинальность, то первым делом в ней прочитываются первая и последняя страницы. Как правило, первая страница содержит авторское обоснование необходимости и полезности предлагаемого текста, заявку на оригинальность работы, а последняя - список использованной автором литературы, свидетельствующий об эрудированности в данной сфере деятельности. Конечно, авторская программа дополнительного образования детей - это по жанру не научная статья, но принцип восприятия специалистом-экспертом нового текста (в данном случае - авторской программы) в принципе универсален. Поэтому важно, чтобы исполнение вашей программы учитывало эти особенности профессионального восприятия нового текста. Если вы сразу предъявите в разделе «Пояснительная записка» свою весомую заявку на качество текста, а, следовательно, и собственной деятельности, то положительный исход экспертизы гораздо более вероятен, нежели тогда, когда глаз эксперта будет скользить по общим, ничего не обещающим, обтекаемым фразам, а в списке литературы окажутся только ссылки на публикации, появившиеся десять и более лет назад. Значит, пояснительная записка должна быть написана так, чтобы в ней, по возможности, отсутствовали банальности вроде общих рассуждений о полезности художественно-эстетической, туристско-краеведческой или иной сферы деятельности для развития детей, а, во-вторых, чётко и ясно формулировались цель и задачи, а также новизна данной программы, её отличие от других программ той же направленности и похожего вида деятельности. Особенно важно здесь отметить, где находятся и в чём выражаются те авторские «изюминки», которые и делают данную программу оригинальной, самобытной как для данного образовательного учреждения, так и для дополнительного образования в целом. Характеризуя направленность образовательной программы, а именно с этого пункта, как правило, и начинается пояснительная записка, важно кратко, но аргументировано обосновать принадлежность программы именно к данной направленности. Иногда встречаются программы, находящиеся на «стыке» двух и более направленностей. В этом случае важно обосновать приоритетную направленность и затем отразить её в иерархии (приоритетности) целей и задач. Ключевым элементом пояснительной записки, её смысловым центром является формулировка цели и задач программы. Впрограмме должна быть представлена убедительная картина стоящих проблем. По сути, программа и есть конкретное описание пути решения какой-либо проблемы. На основе сформированной проблемы устанавливается центральный момент программы – её цель. Цель – это то, что в самом общем виде должны, или точнее, намерены достигнуть в итоге работы над программой. Цель программы - решение реально существующей проблемы. Разрабатывая программу, педагог описывает свое видение достижения поставленной цели. Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ результата», к которому надо стремиться, к которому будут направлены все усилия педагога и детей. При этом главное помнить, что у образовательной программы проблема должна стоять образовательная (воспитание – развитие – обучение), а не социальная, медицинская, экономическая. § удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей; § создание возможностей для творческого развития детей; § приобщение детей к культурным ценностям; § создание условий для самоопределения ребенка; § расширение социального пространства; § комплексное решение проблем профилактики…; § создание системы социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление (устранение)…; § создание эффективного механизма поддержки и развития мотивации личности к познанию и творчеству;
Если отсутствует проблема, то невозможно предлагать программу. Как правило, цели можно сформулировать по следующей проблематике: • развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей; • развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности; • коррекцию психофизического и умственного развития детей; • профилактику асоциального поведения детей и подростков; • повышение занятости детей в свободное время; • организация полноценного досуга; • развитие определенных качеств личности; • поддержка и развитие талантов; • адаптация в обществе детей с проблемами; • физическое развитие и оздоровление детей; • ранняя профессиональная ориентация и т.п.
Проведенный анализ многих программ показывает, что почти все более или менее конкретно сформулированные цели сводятся к очень небольшому числу формулировок, которые начинаются со слов: формирование, развитие, создание, раскрытие, активизация, воспитание, реализация, комплексное решение проблемы и т.д.
|