![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анкета слушателя курсов
ВВОДНЫЙ БЛОК
Программа по курсу «Теоретические и прикладные аспекты проблемы заикания» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Заикание – одна из острейших и малоизученных проблем коррекционной педагогики (логопедии). Существующие представления о механизмах этой речевой патологии все еще остаются гипотетичными. Однако повседневная практическая работа специалистов настоятельно требует разработки методов реабилитации заикающихся, что невозможно без знаний педагогического, клинического, психологического, нейрофизиологического и других аспектов данной проблемы. Цель: ознакомить слушателей с теоретическими и практическими проблемами заикания. Задачи: - ознакомить с современными представлениями об этиологии и патогенетических механизмах заикания; - сформировать логопедические умения по обследованию заикающихся детей, подростков, взрослых; - дать представления о существующих методах коррекционных психолого-педагогических воздействий. Слушатели должны знать: - структуру речевого нарушения при заикании, его причины и механизмы; - психолого-педагогические критерии дифференциации основных клинических форм заикания; - содержание и методики комплексного психолого-педагогического обследования заикающихся; - основные направления и содержание дифференцированной лечебно-педагогической работы с заикающимися детьми, подростками, взрослыми в условиях медицинского стационара, детского сада, специальной школы; - содержание и методы логопедической работы по преодолению заикания у взрослых; - мероприятия по предупреждению возникновения заикания у детей, по профилактике рецидивов и организации системы логопедической помощи заикающимся. Курс рассчитан на 24 часа лекционных, 12 часов практических занятий; отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы. Итоговая аттестация проводится в виде зачета. ТЕМА 1. Исторический обзор проблемы заикания (2 часа) Представления Гиппократа и Аристотеля о заикании. Теоретические представления и методы коррекции заикания до середины ХIХ века. Значение трудов русских ученых И.А. Сикорского и И.Г. Неткачева в изучении проблемы заикания в конце ХIХ – начале ХХ века. Взгляды Куссмауля, Гутцмана, Фрешельса и других западноевропейских ученых конца ХIХ – начала ХХ века на проблему заикания. Научное развитие проблемы заикания в 30-40-е года ХХ века. Вклад В.А. Гиляровского, Н.А. Власовой, Ю.А. Флоренской и других ученых в развитие теоретических представлений о заикании и в организацию специализированной медико-педагогической помощи заикающимся детям. Комплексный подход в коррекционной работе с заикающимися. ТЕМА 2. Введение в проблему. Клинические и психологические особенности проявления заикания (4 часа) Формы судорожной активности мышц речевого аппарата: клоническая, тоническая, смешанная; выделение мышечных судорог по месту их преимущественной локализации, артикуляционные, голосовые, дыхательные. Степень проявления судорожной активности мышц речевого аппарата: легкая, средняя, тяжелая. Характеристика речевого дыхания при заикании. Вегетативные реакции заикающегося в процессе речи: покраснение лица и шеи, усиленная потливость, учащенное сердцебиение и др. Сопутствующие речи движения: насильственные и маскировочные, их различие. Речевые уловки, эмболофразии. Характер личностного реагирования на заикание, логофобии. Типы течения заикания: регредиентный, прогредиентный, рецидивирующий, стационарный. Этиология заикания. Современные представления о патогенетических механизмах речевого расстройства.
ТЕМА 3. Современные представления о заикании. Клинический и психолого-педагогический аспекты в изучении заикания (4 часа) Приоритетные направления российской клинической школы в изучении заикания. Понятия о невротических и неврозоподобных состояниях. Определение невротической и неврозоподобной форм заикания. Роль биологических и психологических факторов в этиопатогенезе невротической формы заикания. Особенности ранних этапов моторного и речевого развития ребенка, страдающего невротической формой заикания. Психофизиологические особенности детей, имеющих фактор риска речевой патологии в виде заикания. Психическая травма как пусковой механизм в развитии невротической формы заикания. Особенности динамики невротической формы заикания. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста, страдающих невротической формой заикания: особенности личности дошкольников (сензитивность, робость, неуверенность в себе, снижение адаптационных возможностей в новой социальной среде и др.); особенности игровой деятельности; особенности общения со сверстниками и взрослыми. Психолого-педагогическая характеристика подростков, страдающих невротической формой заикания: характерологические особенности, компенсированные, декомпенсированные и гиперкомпенсированные формы поведения; особенности общения со сверстниками и взрослыми; личностные реакции подростков на речевой дефект. Психолого-педагогические особенности взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания: особенности проявления логофобии; общение в разной ситуации; особенности проявления речевого дефекта. Неврозоподобная форма заикания, значение биологического фактора в развитии этой речевой патологии. Особенности анамнеза, касающиеся моторного и речевого развития ребенка с неврозоподобной формой заикания: позднее развитие моторики и речевой функции, нарушение звукопроизношения дизартрического характера и пр. Особенности динамики неврозоподобной формы заикания. Личностные реакции на заикание у подростков и взрослых с неврозоподобной формой заикания и особенности общения. Характеристика поведения детей, страдающих этой формой заикания.
ТЕМА 4. Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся. Психолого-педагогическое обследование заикающихся дошкольников, подростков и взрослых (4 часа) Психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающихся, анализ результатов медицинского обследования. Этапы обследования дошкольников, подростков и взрослых. Сбор анамнестических сведений, анализ заключения специалистов, психолого-педагогическая характеристика ребенка с заиканием.Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики, обследование речевой функции. Роль комплексного медико-педагогического метода в реабилитации заикающихся. Основные направления комплексной реабилитации лиц с разными клиническими формами заикания.
ТЕМА 5. Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся (6 часов) Психолого-педагогическое обоснование принципов коррекционной педагогической работы при разных клинических формах заикания. Использование ряда логопедических технологий в системе медико-педагогического комплекса реабилитации заикающихся: торможение патологических речедвигательных стереотипов, регуляция эмоционального состояния, формирование речевого дыхания, формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения, развитие просодической стороны речи, развитие координации и ритмизации движений, развитие планирующей функции речи.
ТЕМА 6. Воспитание личности заикающихся (2 часа) Развитие у заикающихся социальных взаимоотношений. Необходимость дифференцированного применения психотерапевтических методов воздействия в зависимости от возраста, клинической формы заикания и этапа реабилитационной работы. ТЕМА 7. Профилактика хронификации и рецидивов заикания (2 часа) Основные направления профилактической работы. Риск возникновения заикания у детей с ранним речевым развитием, с задержкой развития речи, с семейным левшеством, с двуязычием. Профилактика хронификации заикания. Первичные охранительные меры педагогического воздействия при возникновении у ребенка невротической формы заикания (охранительный режим дня, ограничение речевой активности, консультация у психоневролога с целью проведения седативной медикаментозной терапии и др.). Профилактика рецидивов заикания. Меры по предупреждению нарушений социальной адаптации заикающихся дошкольников, подростков и взрослых.
|