Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образование государства в шумерскую эпоху. Социально-политическая и хозяйственная история Шумера.
Образование государства Терр-я Шумера в раннединастический период-конгломерат множества «номов» или, городов-государств, которые к середине 3 тыс. до н.э. превратились в четко выраженные классовые общества с утвердившейся государственностью. Ярким проявлением этого стал рост монументального строительства(номовые центры обносятся оборонительными стенами и принимают законченный вид «города»). Община сохраняла важнейшее значение. Над ней выросла независимая от нее управляющая иерархия, которая налагала на общину повинности и выводила на войну ее ополчение. Номовое государство унаследовало многие черты первобытной общинной демократии, кроме выборности и сменяемости «снизу» членов правящей верхушки, народного собрания. В номах развивалась госуд., и частная эксплуатация, в результате сложилась общ. Верхушка – знать. Крупнейшими собственниками земли выступали храмы. К середине 3 тыс. до н.э. при правителе уже существует многочисленное постоянное войско, содержащееся за его счет и вооруженное гораздо лучше, чем общинное ополчение. Соц-полит. история заключалась во все нараставшей борьбе между отдельными номовыми государствами за первенство, а также в противостоянии между правящей верхушкой, приобретавшей устойчиво наследственный, аристократический характер, и основной массой общинников, которая подверглась все более тяжелым повинностям и податям со стороны государства и находившаяся под угрозой из-за военного разорения и долгов утраты собственной земли и превращение в зависимых работников чужого хоз. => крушение номового строя в Шумере и формированию централизованной общемесопотамской деспотии. Соц.- пол. В номах Шумера выделялись 3 основные соц. группы: господствующий класс, рядовые общинники, объед. в территориальные общины, где наделы распределялись между большими семьями, и рабы и зависимые люди. Организационным центром государства первоначально был храм бога-покровителя соответствующей общины, а во главе государства стоял наследственный правитель – верховный жрец с титулом «эн». При нем существовал небольшой административный аппарат и постоянная вооруженная сила. Власть «эна» была ограничена советом. Его власть осмыслялась как общинная, его авторитет основан на общинном культе. Затем обозначение эн заменяется «энси» и «лугай». Правитель осуществлял военную, административную функцию и являлся фокусом всей системы отношений между жителями нома и богами, от расположения которых полностью зависело процветание людей. Хоз. Продукты сельского хозяйства были, несомненно, основным богатством Шумера, но наряду с земледелием начинает играть сравнительно большую роль и ремесло. Возрастало хозяйственное значение металла. Из-за отсутствия металлических руд, в шумерском обществе значительную роль играл обмен. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу шумеры получали также амень и дерево. Чаще всего, конечно, либо происходил обмен дарами, либо совершались полуторговые, полуграбительские экспедиции. Но надо думать, что уже тогда временами происходила и подлинная торговля, которую вели тамкары — торговые агенты храмов, царя и окружавшей его рабовладельческой знати
|