Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средняя Азия в древности 3-1 тыс. до н.э.






Прогресс в культуре, земледелии и скотоводстве на территории Ср. Азии привели к тому, что на Юге Ср. Азии начали формироваться первые города-поселения и раннегородская цивилизация.
Высокая производительность поливного земледелия и приручение верблюдов, запрягавшихся в четырехколесные повозки, позволяли населению сосредотачиваться в местах, пригодных для поселения. В 3 тыс. до н.э. это были поселения Алтын-депе и Намазга-депе. Там проживало от 5000 до 10000 человек. Эти крупные поселения стали и центрами развития ремесел: металлургического и гончарного.
Распространение бронзы, из нее делали оружие. Для украшений использовалось серебро.
Широкое использование гончарного круга..
Происходит отделение ремесла от земледелия.
Превращение поселений в города.
Происходит социально расслоение, четко выделяются три группы населения.
Развитие монументальной архитектуры. В сер. 2 тыс. до н.э. культура Алтын-депе приходит в упадок. Основные очаги переносятся с юга на восток. Усиливаются связи с Месопотамией. Возникают центры цивилизации в областях Маргиана и Бактрия.
На рубеже тысячелетий: на западе, по побережью Каспия распространяются скотоводческие племена с севера. Происходит ассимиляция культур, отсюда появление лошади.
Развитие классового общества и формирование государств в 1 тыс. до н.э.

Ср Азия в составе Ахеменидов.
Завершение формирования классового общества приходится на время вхождения ее областей в состав державы Ахеменидов. Кир 2 направил свое внимание на Бактрию, вследствие чего она признала власть Ахеменидской державы.
Области Ср. Азии были объединены Ахеменидами в сатрапии. Наиболее важной областью Ср. Азии была Бактрия, выделенная Ахеменидами в отдельнцю сатрапию.
Падение державы Ахеменидов при столкновении с Александром Македонским.
Включение Среднеазиатских областей в державу Александра.

 

27.древний Элам и Мидия.Ми́ дия —древнее восточное государство, а также древняя этногеографическая область на западе Ирана, от р. Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге и от гор Загроса на западе до пустыни Деште-Кевир на востоке, населенные ираноязычными племенами. Мидийское царство существовало в 670 до н. э. — 550 до н. э. и в годы своего расцвета было гораздо шире границ этнической Мидии.

Ираноязычные племена мидийцев известны в истории с начала IX века до н. э., когда они переселились из Средней Азии в Иран. В следующие века мидийцы постепенно ассимилировали неарийские племена гутиев, лулубеев и касситов, с древнейших времен населявших территорию Ирана. В конце IX в. — начале VIII в. до н. э. Мидия была завоёвана ассирийцами, но 673 до н. э. мидийцы, которых возглавил Каштарити, восстали и обрели независимость.

Вскоре после этого Мидией стала править местная династия, основателем которой был судья Дайукку. Его сын, Фраорт смог захватить Персию, а при его внуке — Увахшатре (греч. Киаксар) — мидийцы завоевали совместно с вавилонянами огромную Ассирийскую державу=> Увахшатры мидийцы оказываются на вершине могущества/Столицей Мидии являлся город Экбатана.Мидийский царь носил титул «Царя царей Сын УКиаксара, Иштувегу (греч. Астиаг), попытался укрепить царскую власть, чем вызвал оппозицию вельмож. Около 550 до н. э. Мидия была завоёвана персидским царем Киром II. Персы были родственны мидийцам, сам Кир по матери принадлежал к мидийскому царскому, мятежные мидийские вельможи рассматривали победу персов как дворцовый переворот. Однако их надежды были обмануты: в течение одного поколения мидийцы были оттеснены от всех значительных постов и могли занимать лишь второстепенные должности в мировой державе Ахеменидов, а сама Мидия была превращена в одну из рядовыхсатрапий и платила дань персам наряду с прочими покорёнными народами. После смерти Александра Македонского последний сатрап Мидии Атурпатак (Атропат) провозгласил себя царём на севере своей бывшей сатрапии, в районе озера Урмия, основав таким образом государство «Малая Мидия»

Культура. Мидийцы были очень близки к персам и по языку, и по религии, и по обычаям. Они носили длинные волосы и бороды; как и персы и все иранцы, они носили штаны, короткие сапожки и на поясе — акинак (среднее между длинным кинжалом и коротким мечом), бывший отличительным признаком свободного мужчины. В отличие от персов, они надевали не узкие куртки, а длинные свободные одеяния с большими рукавами (их быстро переняла персидская знать и презирали греки, считая «женскими»); от персов их также отличал особый вид головных уборов. Мидийские пехотинцы были вооружены короткими копьями и плетеными, обтянутыми кожей щитами. Но в отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы славились своей конницей. Мидийский царь сражался в центре войска, стоя в ассирийской колеснице — обычай, перенятый персами. Как и все иранские народы, мидийцы использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие и всадников, и коней.

Религия. Среди мидийцев более, чем среди персов, был развит чистый зороастризм, возможно, бывший государственной религией при Иштувегу. Недаром зороастрийские священнослужители — маги — происходили из мидийского племени с этим именем и до сего дня сохранили его название.

В Мидии был распространен культ почитания богини плодородия Ардвисура Анахиты. В главном городе Мидии Экбатане находился храм богини Анахиты (у греческих авторов — Анаитис). Страбон, римский историк I в. до н. э., ссылаясь на древнегреческого историка V в. до н. э. Геродота, упоминает ритуалы ритуальной проституции и рассказывает, что мидийские женщины, служа в храмах Ардвисура Анахиты, «предаются разврату. При этом они так ласково обращаются со своими любовниками, что не только оказывают им гостеприимство и обмениваются подарками, но нередко дают больше, чем получают, так как они происходят из богатых семей, снабжающих их для этого средствами. Впрочем, они принимают любовниками не первых встречных из чужеземцев, но преимущественно равных себе по общественному положению»

Элам — историческая область и древнее государство (3 тысячелетие — сер. VI в. до н. э.) на юго-западе современного Ирана (провинции Хузестани Лурестан). Центр (столица) — город Сузы.

История Элама на всем своем протяжении была тесно связана с историе эламские цари ставили в Сузах статуи аккадского царя Маништушу, посвятив их местным богам. Около 2230 г. до н. э. эламский правитель заключил договор с аккадским царем Нарам-Суэном. В нем эламит, в частности, заявляет: «Враг Нарам-Суэна—мой враг, друг Нарам-Суэна — мой друг». В начале XXII в. до н. э. весь Элам стал единым и независимым государством. Но вскоре в страну вторглись племена кутиев, обитавшие в горных районах Загроса, и подчинили ее себе. При царях III династии Ура Элам снова попал в зависимость от Двуречья, но уже в конце XXI в. до н. э. добился самостоятельности и даже на время подчинил себе Ур. В конце XVIII в. до н. э. эламиты вновь вторглись в Месопотамию и на целое столетие «наложили руки на святилища Аккада и превратили Аккад в прах». Система государственной организации. Наряду с верховным правителем всей страны, («ве­ликий посланец») государством управлял суккал («посланец»), а после смерти верховного правителя занимал престол в Сузах. На третьей ступени государственной иерархии стоял наместник или царь города Сузы, который становился суккалом Элама и Симашки в случае смерти последнего, а на его должность выбиралось новое лицо.Более мелкими областями управляли «отцы» (адда по материнской линии, т. е. к сыновья), подчинявшиеся верховной власти суккалмаха. Для царских семей Элама были характерны браки с сестрами и левират.

В конце XIV в. до н. э. Элам был завоеван касситской Вавилонией. Однако около 1180 г. до н. э. эламский царь Шутрук-Наххунте I изгнал вавилонское войско с территории Элама и, совершив победоносный поход в Вавилонию, разграбил города Сиппар, Киш, Опис, увез в Сузы богатую добычу, в том числе стелу с законами Хаммурапи.

Ок. 1150 г. до н. э. эламиты совершили новый поход против Вавилонии и подчинили себе страну. Это было время расцвета эламског Однако вскоре эламская гегемония была подорвана. В 1115 г. до н. э. в битве при Дере (крепость на границе Ассирии с Эламом) вавилонское войско во главе с Навуходоносором I нанесло эламитам сокрушительное поражение, после которого Элам на три столетия исчезает с исторической арены могущества. В VIII в. до н. э., когда Вавилония боролась за независимость от Ассирии, Элам стал союзником вавилонян и оказался втянутым в бесконечные войны с ассирийцами. Сначала военная удача была на стороне Элама и его союзников. В 720 г. до н. э. эламиты в кровопролитной битве при Дере нанесли поражение ассирийцам. Однако в развернувшейся затем войне Ассирия одержала победу над своими противниками. В 692 г. до н. э., когда вавилоняне вновь подняли восстание против Ассирии, Элам, верный своей традиционной политике, решил оказать помощь восставшим, объединив вокруг себя все племена Загроса, включая персов. В местности Халуле на Тигре эламиты вступили в схватку с ассирийцами, нанесли им жестокие потери, но и сами оказались настолько ослабленными, что не в состоянии были перенести войну на территорию противника.

Лишь в период царствования в Ассирии Асархаддона (681—669 гг. до н. э.) между Ассирией и Эламом установились кратко­временные мирные отношения. Однако в 652 г. до н. э., когда царь Вавилонии Шамаш-шум-укин поднял восстание против Ассирии, эламиты активно поддержали его. После разгрома Вавилона ассирийский царь Ашшурбанапал сосредоточил все силы против Элама. Войны с ним окончились около 639 г. до н. э. полным поражением Элама и захватом Суз ассирийцами.

Около 595 г. до н. э. вавилонскому царю Навуходоносору II удалось подчинить эламитов своей власти, затем они оказались под властью индийских царей, возможно, около 549 г. до н. э. были покорены персами. После этого Элам навсегда лишился своей независимости.

Культура. эламиты создалипиктографическое и эламское линейное письмо(80 знаков). Важное место занимала религия(понтеон-Пинекир) Иншушинака-покровитель Суз и бога подземного мира.Культовые действия совершали нагие жрецы.Искусство: керемика украшена геом.узорамии изображениями животных, людей и птиц..Статуи изготовлены в традициях круглой скульптуры Месопотамии. Образцом эламской монум. архитектуры является зиккурат.

 

31. Культура Древнего Ирана и средней Азии. В идеологии Древнего Ирана большую роль сыграл зороастризм – религиозное учение, возникшее в средней Азии в 7в.до н.э. и названа так по имени своего основателя Заротуштры. Вскоре после своего возникновения зороастризм начал распространяться в Мидии, Персии и др. По-видимому, в период правления последнего Мидийского царя Астиага он уже стал официальной религией в Мидии. Жрецами зороастрийского культа были хранители религиозных традиций мидийцев и персов. Зороастр-личность легендарная, о нем нет практически никаких достоверных сведений, а время его существования варьируется от 13 до 6 вв.до н.э. Учение Зороастра возникло в конце 2тыс.до н.э.

Наивысший рассвет популярности зороастризма начался в 6в. До н.э., когда это учение принял царь Персии Кир, а затем Дарий сделал гос. Религией своей обширной территории. Персидские цари, оценив превосходства учения Зороастра как своей новой официальной религии, тем не менее не отказались от культа древних богов, которым поклонялись прежние племена.

У них была Авеста-сборник священных книг древнеиранской религии, господствующей на Ближнем и Среднем Востоке до арабского завоевания. Согласно преданию, Авеста когда-то состояла из множества книг, которые охватывали все стороны мифологии, истории, этносов. Александр Македонский, завоевав земли последователей зороастризма, поверг их религию гонению, а вторично Авеста уничтожалась арабами-мусульманами. Наиболее древний известный науке список Авесты датируется 13в. До н.э. В дошедшем до нас виде Авеста делится на 5 книг, 4 из которых написаны древнем (авестийском) языке, родственником санскриту, и одна на среднеперсидском.

Культура Элама. Создали эламское письмо, который является самостоятельным видом. Он употреблялся около 400 слет и имел 150 основных знаков. Оно не расшифровано.
Позднее появилось эламское линейное слоговое письмо. Оно имело около 80 знаков, им можно было записать не только элементарные хоз., но так же полит.и религиозные тексты.

Мидийская культура. В 7-6 вв до н.э. Мидия была центром Иранской культуры, которую заимствовали и развили персы. О ней известно не много. Храм огня, построенный в форме ромба. В храме сохранился алтарь огня, высотой 185 см., состоящий из цоколя и 4х ступенек. Развитая архитектура.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал