Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обеспечение условий реализации государственной программы
Российской Федерации " Социальная поддержка граждан"
I. Приоритеты и цели государственной политики, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации " Социальная поддержка граждан" (далее - Программа) определены исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 " О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 " Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 " О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 " О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 " Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212, Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1021-р. В Программе учтены положения Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р. В состав основных мероприятий Программы входят мероприятия, направленные на доведение уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 " О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" к 2018 году до 100 процентов средней заработной платы по субъекту Российской Федерации. Реализация субъектами Российской Федерации указанных мероприятий в рамках планов мероприятий (" дорожных карт") " Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" будет способствовать увеличению производительности труда. К приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации, определенным указанными правовыми актами, отнесены в том числе: повышение благосостояния граждан и снижение бедности; модернизация и развитие сектора социальных услуг; обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги; развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг, создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, развитие взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства; интеграция государственных информационных систем и ресурсов; совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям. Целями Программы являются: создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки; повышение доступности социального обслуживания населения. Для достижения целей Программы предстоит обеспечить решение следующих задач: выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; обеспечение потребности граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей; повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг; создание условий для повышения благосостояния и социального благополучия граждан пожилого возраста; создание условий для обеспечения реализации Программы. Действие Программы направлено на следующие целевые группы: инвалидов войны; ветеранов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны (участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории граждан, лица, награжденные знаком " Жителю блокадного Ленинграда"; лица, работавшие в период Великой Отечественной Войны на оборонительных объектах, на строительстве оборонительных и военных объектов); ветеранов боевых действий; членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; военнослужащих, приравненных к ним лиц и членов их семей; бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; инвалидов, детей-инвалидов; инвалидов вследствие военной травмы; родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан; Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей; Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, граждан за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией; беженцев и вынужденных переселенцев; лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; граждан при возникновении поствакцинальных осложнений; лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами; граждан, награжденных знаком " Почетный донор России" или " Почетный донор СССР"; пенсионеров; сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей, а также уволенных из органов внутренних дел, военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и приравненных к ним категорий; семей с детьми; обучающихся в учреждениях образования детей-сирот; граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; социально ориентированные некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ " О некоммерческих организациях" формах. Указанные целевые группы выделены исходя из целей и задач Программы, а также направлений Программы, определенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р. Общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы отражены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 " Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 " О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 " О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 " О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, постановлении Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. N 713 " О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям". В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2014 г. региональные программы, направленные на достижение целей Программы, могут реализовываться исключительно в форме государственных программ субъекта Российской Федерации или подпрограмм государственных программ субъекта Российской Федерации. Программный подход к решению задач с позиции достижения целевых показателей доказал свою эффективность на практике и позволил оценить социально-экономические последствия реализации мер по социальной поддержке граждан и эффективность расходования финансовых средств. В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации приняты аналогичные государственные программы. Государственные программы субъектов Российской Федерации в сфере социальной поддержки граждан конкретизируют положения и направления развития сферы социальной поддержки и социального обслуживания населения с учетом специфики условий и ресурсов соответствующего региона. Программой предусмотрено предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 " О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации " Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", юридическими лицами на реализацию инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания. Субсидии из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации на основе соответствующих распоряжений Правительства Российской Федерации. Сведения об условиях предоставления и методике расчета межбюджетных субсидий приведены в приложении 4 Б (не приводится). Координация и взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ходе реализации Программы будут обеспечиваться путем: научно-методического обеспечения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере действия Программы; согласования в ходе бюджетного процесса объемов мер социальной поддержки граждан в форме субсидий и субвенций из федерального бюджета; взаимного обмена информацией, в том числе нормативной, статистической по вопросам, относящимся к сфере действия Программы; организации и проведения всероссийских и региональных конференций, совещаний, семинаров; консультаций специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере действия Программы; проведения семинаров и курсов повышения квалификации по вопросам, относящимся к сфере действия Программы; размещения информации о ходе реализации Программы на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети " Интернет" и в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, реализуемой в рамках государственных программ Российской Федерации и размещенной в информационно-телекоммуникационной сети " Интернет" (www.programs.gov.ru/). В рамках реализации основного мероприятия, направленного на доведение уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 " О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" к 2018 году до 100 процентов средней заработной платы по субъекту Российской Федерации, будет осуществляться информационное и методическое сопровождение региональных планов мероприятий (" дорожных карт") " Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)". Мониторинг достижения показателей региональных планов мероприятий (" дорожных карт") " Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" будет обеспечиваться на основе соглашений, заключаемых между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации об обеспечении достижения в 2014 - 2018 годах целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания, определенных региональным планом мероприятий (" дорожной картой") " Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)". В рамках организации корректировки региональных планов мероприятий (" дорожных карт") " Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" и заключения дополнительных соглашений Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации будут проведены селекторные совещания. Распределение дотаций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации будет осуществляться в соответствии с рекомендациями по порядку представления Министерству финансов Российской Федерации информации о достигнутых (фактических) значениях целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений для учета при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 888н.
II. Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы
Участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Программы является одним из важнейших условий ее эффективности и осуществляется в рамках собственных полномочий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Предусматривается участие субъектов Российской Федерации в осуществлении ряда подпрограмм Программы. Реализация мероприятий субъектами Российской Федерации внесет значительный вклад в достижение целевых значений показателей (индикаторов) Программы и входящих в нее подпрограмм. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны и самостоятельно реализуются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов региональные программы, направленные на обеспечение социальной поддержки отдельных категорий граждан (молодежь, семьи с детьми, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, пожилые люди, инвалиды и другие). При решении задачи по повышению уровня и качества жизни граждан - получателей мер социальной поддержки субъектами Российской Федерации в рамках региональных программ реализуются мероприятия по следующим направлениям: организация обеспечения социальных выплат отдельным категориям граждан; развитие системы оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; разработка и реализация комплекса мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, а также компенсационных мер для отдельных категорий граждан; совершенствование законодательства в области социальной поддержки отдельных категорий граждан. Субъектами Российской Федерации в рамках региональных программ предусматривается проведение переориентации деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертой бедности. В период реализации Программы в субъектах Российской Федерации будут разрабатываться и внедряться информационные технологии и эффективные методики адресной социальной помощи и содействия бедным семьям, зарекомендовавшие себя в российской и международной практике. В региональных планах мероприятий (" дорожных картах") " Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" предусмотрены мероприятия по доведению уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 " О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" к 2018 году до 100 процентов средней заработной платы по субъекту Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют динамику роста оплаты труда социальных работников в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, исходя из бюджетных возможностей и достигнутого к 2012 году соотношения размера заработной платы социальных работников и средней заработной платы по субъекту Российской Федерации, обеспечивая при этом достижение целевого показателя (100 процентов) к 2018 году. Во всех субъектах Российской Федерации будут реализованы мероприятия региональных программ по повышению качества жизни пожилых людей, в которых нашли отражение меры, охватывающие все стороны их жизнедеятельности, направленные на активизацию участия в жизни общества, сохранение и развитие интеллектуального потенциала, в том числе обучение пенсионеров компьютерной грамотности, поддержание здоровья, расширение коммуникационных связей, организацию культурного досуга и отдыха. На реализацию региональных мероприятий субъектами планируется направить более 1 трлн. рублей. В рамках решения задачи повышения уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения перспективными схемами размещения стационарных учреждений социального обслуживания на период до 2020 года субъектов Российской Федерации запланированы мероприятия, предусматривающие строительство, модернизацию, реконструкцию зданий, а также перепрофилирование учреждений социального обслуживания. В целях внедрения рыночных механизмов в систему социального обслуживания населения субъектами Российской Федерации будут разработаны и внедрены в практику работы социальных служб стандарты социальных услуг, регистры получателей социальных услуг, реестры их поставщиков. В рамках решения задачи по созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, укреплению института семьи субъектами Российской Федерации запланированы мероприятия по следующим направлениям: совершенствование нормативной правовой базы в части выплаты государственных пособий семьям с детьми, предоставления дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей; организация выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и предоставление материнского (семейного) капитала; предоставление нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет; заключение и сопровождение социальных контрактов при оказании государственной социальной помощи малоимущим гражданам с целью повышения доходов нуждающихся семей с детьми; обеспечение подготовки и сопровождение замещающих семей, в том числе создание в каждом субъекте Российской Федерации служб профилактики социального сиротства и содействия семейному устройству детей-сирот; организация деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений; организация отдыха и оздоровления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие системы учреждений, оказывающих консультативную и психологическую поддержку семьям; разработка и реализация комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, а также повышение квалификации работников таких организаций. В целях увеличения объема и повышения качества социальных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны и самостоятельно реализуются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Сфера реализации Программы отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Реализация Программы будет оцениваться посредством достижения следующих целевых показателей и индикаторов: численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения. Данный показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации Программы с позиции обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством предоставления мер социальной поддержки, направленных на обеспечение доходов граждан. Показатель ежеквартально рассчитывается на основе данных Федеральной службы государственной статистики о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов путем их соизмерения с величиной прожиточного минимума. Прогнозируемое снижение данного показателя будет обеспечиваться за счет реализации в рамках Программы мероприятий, обеспечивающих последовательное расширение, в том числе в рамках совершенствования законодательства, адресного подхода, основанного на оценке нуждаемости, как при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, так и при организации социального обслуживания населения; доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения. Показатель позволяет характеризовать и оценивать результаты реализации субъектами Российской Федерации мероприятий по удовлетворению потребностей населения в социальных услугах, предоставляемых пожилым гражданам, инвалидам, детям-инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного места жительства и занятий. Рост данного показателя по годам реализации Программы будет обеспечиваться за счет совершенствования на федеральном и региональном уровнях законодательства, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения, развития материальной базы учреждений социального обслуживания населения, привлечения к социальному обслуживанию населения бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, проведения мероприятий по профилактике социального неблагополучия населения, обеспечивающих сокращение числа граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также внедрения новых, ресурсосберегающих технологий социального обслуживания населения, в том числе надомного социального обслуживания, социального сопровождения и пр.; удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий. Показатель характеризует состояние материальной базы учреждений социального обслуживания населения в отчетном году, ее пригодность для постоянного проживания и предоставления качественных и безопасных социальных услуг гражданам. Снижение показателя в динамике отражает результаты реализации мероприятий, направленных на укрепление материальной базы учреждений социального обслуживания населения. Снижение значений данного показателя за период реализации Программы будет обеспечиваться, главным образом, за счет мероприятий, реализуемых в субъектах Российской Федерации в рамках региональных программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, перспективных схем размещения стационарных учреждений социального обслуживания на период до 2020 года, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских и образовательных организаций, со средней заработной платой в регионе. Показатель отражает уровень достижения в отчетном году цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 " О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", предусматривающей повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских и образовательных организаций, до 100 процентов средней заработной платы в соответствующем регионе. Предлагаемая система показателей позволяет в интегрированном виде на основе данных официальной статистической отчетности оценивать в динамике результаты реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение качества жизни граждан - получателей мер социальной поддержки. Сведения о показателях (индикаторах) Программы приведены в приложении N 1. Сведения о показателях (индикаторах) Программы по субъектам Российской Федерации приведены в приложении N 1А (не приводится). Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 2. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 3 (не приводится). Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации приведено в приложении N 4 (не приводится).
|