![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средства общения учителя физической культуры с учащимися
Все средства общения делят на две группы: речевые и неречевые. Речевые
Рассказ, доклад команды свободный диалог направленный диалог (беседа)
лекция выступление
Жесты Предметы Мимика Коды, символы Действия
Речевые средства общения являются основными как по частоте использования, так и по содержательности. Они позволяют выражать тонкие оттенки чувств, мыслей, побуждений человека. С помощью речи учитель физической культуры отдает распоряжения, объясняет, оценивает поведение и действия учащихся, регулирует их состояние. Речь бывает монологической и диалогической. Монологическая речь — это чаще всего последовательное и связное изложение системы мыслей, знаний учителем Диалогическая речь - это обмен репликами между обеими общающимися сторонами. Она используется для обмена мнениями, согласования совместных действий. Среди различных функций речи (сигнификативной, то есть обозначения предметов, явлений, действий и т. д., обобщающей и др.) особое значение для педагогической деятельности приобретает коммуникативная функция, имеющая три стороны: информационную, выразительную и волеизъявления. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и умений и тесно связана с функциями обозначения (например, использование спортивной терминологии) и обобщения (например, отнесение того или иного показателя двигательной деятельности к определенной группе двигательных качеств: быстроты реагирования — к качествам быстроты; усилия, развиваемого при сжатии динамометра, - к группе силовых качеств и т. д.). Информационная сторона предполагает умение найти слово, точно отражающее ту или иную мысль, причем оно должно вызвать эту же самую мысль или представление и у учащегося. Выразительная сторона связана с передачей чувств и отношения говорящего к предмету сообщения. По тембру, громкости голоса, по паузам и т. д. узнают, спокоен или взволнован человек, сердится он или радуется, утомлен или скучен. Через речь учитель передает учащимся свое отношение к их поступкам и делам. По речи учащиеся легко распознают искренность эмоций учителя или его равнодушие. Волеизъявление отражает стремление говорящего подчинить действия и поступки общающегося с ним человека своим желаниям и намерениям. Оно тесно связано с убеждением и внушением. Неречевые средства общения. Наиболее распространенными из неречевых средств общения являются жесты, сочетаемые с мимикой. Они отражают динамическую сторону общения, в отличие от внешнего облика и физиогномической маски, создающих статичную сторону общения. Жест - это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека. Жесты оживляют речь, но слишком частые и однообразные, суетливые, резкие жесты раздражают. Мимика - это динамическое выражение лица в данный момент общения. Хотя некоторые элементы жестикуляции и мимики врожденные, они в основном обусловлены воспитанием. Умелое владение ими помогает учителю передавать нужную информацию учащимся, отражать свое настроение и при необходимости заражать им своих учеников. Общение действиями занимает на уроках физического воспитания и учебно-тренировочных занятиях большое место. Оно включает показ физических упражнений, то есть передачу содержания общения; движения, выражающие отношение учители к ученику (например, похлопывание по плечу в знак одобрении его действий) или учеников друг к другу (например, выражена угрозы замахиванием руки). Предметные средства общения. К неречевым средствам общения относится обмен вещами. Например, при выполнении упражнения в форме соревнования -- какая шеренга учеником быстрее передаст из одного конца в другой набивной мяч сигналом к осуществлению упражнения каждым учеником может явиться получение им мяча от рядом стоящего партнера Вручение подарков, награждение победителей призами тоже относится к предметным средствам общения. Кодово-символическое общение осуществляется учителем физической культуры с учащимися с помощью схем, формул, графиков.
|