Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Психомоторная одаренность и методы ее диагностики






Психомоторная одаренность и методы ее диагностики

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………..3

Понятие «одаренность»…………………………………………………….……….4

Психомоторная одаренность……………………………………………….…….…5

Диагностика психомоторных способностей…………………………….…………7

Заключение……………………………………………………………….………….9

Список использованных источников…………………………………..…………10


Введение

 

Человеческий разум всегда волновал вопрос о причинах различий в умственных способностях разных людей. Однако биографии многих выдающихся людей свидетельствуют о том, что тайны человеческой психики раскрыть не просто. Например, Исаак Ньютон плохо учился в школе, Уолт Дисней был уволен редактором газеты за то, что у него не было «хороших идей», а когда Томас Эдисон был мальчиком, то его учитель сказал ему, что он слишком глуп, чтобы что-нибудь выучить.

В древности причину выдающихся способностей видели в их божественном происхождении. Такой взгляд на природу одаренности существовал до так называемой эпохи Просвещения, когда один из главных идеологов этого направления в философии Джон Локк сказал, что до соприкосновения с материальным миром человеческая душа – «белая бумага». Его основной идеей была мысль о том, что в формировании человека решающая роль принадлежит воспитанию. То есть окружающая среда способна лепить из детей что угодно.

Во второй половине XIX века выдающийся английский антрополог сэр Фрэнсис Гальтон одним из первых стал искать истоки гениальности не в особенностях окружающей среды, а во врожденных особенностях. Ф. Гальтон первым попытался доказать, что гениальность – результат действия наследственных факторов. К такому выводу Гальтон пришел путем анализа биографических фактов представителей английской социальной элиты (Дарвин, Бах, Ньютон и др.). Главная причина высоких достижений лежит, по его мнению, в самом человеке и передается биологическим путем, из поколения в поколение. Гениальный человек – продукт гениального рода. В ХХ веке начинается этап интенсивной разработки идеи интеллектуальной одаренности. В 1904 году во Франции по заданию министра общественного права была сформирована комиссия для разработки тестов по определению уровня умственной отсталости ребенка.

К числу наиболее популярных в современной психологии моделей одаренности относится концепция, разработанная американским ученым Джозефером Рензулли. Согласно этой концепции одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации, ориентированной на задачу). Дж. Рензулли предлагает считать одаренным не только того ребенка, который по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, а даже того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них.


Понятие «одаренность»

 

Термин «одаренность» в различных научных и энциклопедических источниках трактуется неоднозначно. По мнению Б.М. Теплова одаренность рассматривается чаще всего как компонент природных способностей, проявляющихся в количественных и качественных характеристиках основных психических процессов. Е.П. Ильин, анализируя сущность данного понятия в психолого-педагогических исследованиях А.Н. Леонтьева, А.В. Либина, А.Р. Лурия, Э. Виннера и др. делает вывод, что «одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».

Исходя из представлений А.Н. Леонтьева, одаренность есть у всех, вопрос лишь в степени ее выраженности у отдельных людей. Вместе с тем, по отношению к детям дошкольного возраста термин «одаренность» принято считать условным. Учитывая то, что ребенок - это еще несформировавшаяся личность, корректнее было бы говорить о признаках детской одаренности, которые проявляются в ярких, очевидных достижениях (или предпосылках для таких достижений) в том или ином виде деятельности. В настоящее время психологи различают несколько видов одаренности: общая интеллектуальная, специфическая академическая, творческая, психомоторная, лидерская, социальная.

В отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблемам одаренности, дифференцируют:

– психомоторную одаренность,

– интеллектуальную одаренность,

– академическую одаренность,

– творческую одаренность,

– социальную одаренность,

– духовную одаренность.

Психомоторные способности тесно связаны с уникальными возможностями человеческого тела, с изучением скорости и точности движений, ловкости движений пальцев и рук, кинестезически-моторной и зрительно-моторной координации и др.

(Виртуозная игра пианиста, сложнейшие танцевальные па балерины, сложные и быстрые движения теннисиста и т.п)

Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития человека, с высоким показателем коэффициента интеллекта – IQ.

Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Дети обладают высокими способностями в сфере овладения основными учебными дисциплинами (математикой, естествознанием и др.)

Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструктами, на которых базируется само понимание творчества (креативности). Х.Е. Трик предлагает дифференцировать в этой области четыре основные направления: креативность кА продукт, как процесс, как способность и как черта личности в целом.

Социальная одаренность определяется успешностью в общении (социальная компетенция, социальная зрелость, лидерские способности и др.).

Духовная одаренность связана с высокими моральными качествами, альтруизмом, особенностями «помогающего поведения».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал